Найти тему

Парадокс истребителей Лавочкина

Добрый день, мои дорогие любители волшебного пластика. Как вы знаете, сейчас в моей домашней студии во всю кипит Лавочкин-челлендж. Для тех кто не в курсе, повторюсь.

Ла-5ФН, с которого все началось
Ла-5ФН, с которого все началось

Работая над моделью истребителя Ла-5ФН, я так проникся, что решил собрать для себя коллекцию семейства машин Лавочкина, начиная от самых первых серийных машин ЛаГГ-3, и заканчивая последними поршневыми машинами данной концепции. Пока в планах на постройку следующие машины, которые как мне кажется могут раскрыть основные вехи трансформации концепции этой конструкции. ЛаГГ-3 (1 серии), Ла-5 (ранний), Ла-5ФН, Ла-11. Это моя программа-минимум. Не хочу брать повышенные обязательства. Если не надоест, еще пару-тройку интересных машин можно сюда втиснуть.

ЛаГГ-3, условный родоначальник семейства
ЛаГГ-3, условный родоначальник семейства

Ну вообщем, не в этом дело. Это была преамбула. А теперь – амбула.

Разбираясь и изучая нелегкий путь семейства этих машин, который иногда просто изобиловал подлинным драматизмом, я поймал себя на мысли о следующем парадоксе.

ЛаГГ-3, считался неудачным самолетом. Это знают все. Но вот какая вещь, Ла-11, по большому счету выросший из решений заложенных в ЛаГГ-3, остался последним и самым совершенным поршневым истребителем Советских ВВС. Дальше были уже реактивы.

Ла-11 Вершина семейства
Ла-11 Вершина семейства

Так может, ЛаГГ-3 не был таким уж плохим, раз его концепция получила такую долгую жизнь? Риторический вопрос, на самом деле. Воплощенный на том уровне материалов и агрегатов, ЛаГГ-3 похоже действительно был так себе самолетом. Однако на опыте его постройки и эксплуатации и что самое главное вокруг его концепции родился очень удачный Ла-5 и его потомки. Т.е. из гадкого утенка, через несколько итераций воистину родился прекрасный лебедь.

Смог бы появиться Ла-5 или сопоставимый по качествам самолет, если бы не было ЛаГГ-3? С его отработанной промышленной технологией, пониманием слабых мест и потенциала для развития?

Ла-5
Ла-5

Мне кажется не смог бы. Ну вы же помните эту историю, как появился Ла-5. Лавочкин в спешке, за какое-то несущественное время поставил другой мотор на ЛаГГ-3 и вот уже появился прототип качественно иного боевого самолета. Т.е. конструкция могла выдержать такую радикальную модернизацию. А потом конструкция вообще была переработана на другие материалы, когда появились цельнометаллические машины этого семейства.

Я все больше склоняюсь, что на самом деле ЛаГГ-3 как некая отправная технологическая точка незаслуженно забыт и обойден вниманием. Нельзя создать шедевр с самого начала. А как вы считаете?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц