В начале тридцатых годов в английских рабочих кварталах процветал фашизм. "Коричневая чума" набирала популярность среди беднейших слоев населения, разочарованного своим ухудшающимся экономическим положением, и соперничала с идеями социализма.
Фашизм, с легкой руки провозглашенный Бенито Муссолини, как политика сильных духом, становился модным в Европе. Образовался даже своеобразный фашистский интернационал: во Франции делами местных фашистов заправлял вождь французских "Огненных крестов" де ла Рок, в Румынии — вождь румынских фашистов Кодряну, в Венгрии — фюрер венгерских «Скрещенных стрел» — Салаши, в Хорватии — главарь хорватских "усташей" Павелич, еще были норвежский Кислинг, финский Косолу, бельгийский Дегрель и другие.
Находились люди, которые симпатизировали фашизму и в Соединенных Штатах. Американские влиятельные политики изучали это явление и пытались примерить его на американское общество.
В Великобритании идею фашизма развивал некто сэр Освальд Мосли, баронет, офицер Первой мировой, летчик, канцлер герцогства Ланкастерского, бывший консерватор, бывший лейборист и представитель своего округа в Палате общин, которого прочили в премьер-министры, как молодого и прогрессивного лидера.
Аристократ Мосли, сын богатого помещика, брал в жены женщин из богатейших слове общества (первая жена — дочь лорда Керзона Синтия, вторая жена — дочь лорда Ридсдейла, Диана Гиннес (Митфорд). и этим упрочивал свое влияние.
Это было время Великой депрессии, когда на улицах оказались миллионы безработных и именно они стали движимой силой всякого рода радикалов. Мосли на своих митингах во всем конечно обвинял евреев, которые, по его словам, захватили мировые финансы и душат рабочего брата. Не мудрено, что его речи пользовались народной популярностью в Великобритании, познавшей экономические трудности, наравне с прочими странами.
Осенью 1932 года Мосли создает Британский Союз Фашистов. Движение Мосли в 1934 году насчитывало 50 тысяч чернорубашечников, фанатиков идеи сильной руки. Мосли публично проповедовал протекционизм в торговле, национализацию основных отраслей промышленности и широкое внедрение практики общественных работ. А среди соратников говорил о необходимости свержения системы английского парламентаризма и установлению фашистской диктатуры. Для этой цели создавались штурмовые отряды, производились закупки партий оружия...
Этот Мосли, кстати, сформулировал идею Европейского Союза задолго до современных политиков.
Чарли Чаплин так вспоминал о нем:
«Среди гостей обращал на себя внимание темноволосый человек с коротко подстриженными усиками, любезный и обходительный. Я долго беседовал с ним, мы обсуждали книгу Дугласа «Экономическая демократия»…
Должно быть, я говорил что-то такое, что весьма заинтересовало этого джентльмена — лицо его осветилось, глаза раскрылись так широко, что стали видны белки. Казалось, он одобрял все, что я говорил…
Однако лишь до той минуты, пока я не дошел до основного положения, завершавшего мою мысль, — оно-то как раз и оказалось прямо противоположным его собственному мнению, и лицо его внезапно выразило крайнюю степень разочарования. Эти выкаченные белки глаз и широко улыбающийся рот остались в моей памяти, как странная, пугающая маска…»
Но у движения Мосли имелись проблемы. Во-первых, это английские коммунисты, которые тоже имели влияние среди народных масс и мутузили чернорубашечников, едва те пытались устроить свои шествия по улицам городов. Во-вторых, верхушка правящих кругов вовсе не желала делиться властью с воинственными фриками. И хотя полиция защищала чернорубашечников от коммунистов во время уличных побоищ, спецслужбы Великобритании внимательно приглядывали за Мосли с 1934 года, собирая на него компромат.
Но это все ерунда по сравнению с тем, что Мосли не удавалось привлечь на свою сторону большой капитал, в отличии от Гитлера. Американцы отказались спонсировать английских фашистов, а с британскими капиталистами и еврейскими банкирами Мосли разругался. Будь сэр Освальд дипломатичнее, кто знает, быть может фашисты и захватили бы власть в Великобритании.
Приход к власти Черчилля и вовсе закрыл дорогу английским фашистам к власти. Сэр Уинстон не собирался валандаться ни с фашистами, ни с коммунистами. В мае 1940 года британский союз фашистов был разгромлен, а самого Освальда Мосли бросили в тюрьму. В июне 1940 года туда же поместили и жену Мосли — Диану, тоже приверженцу идей фашизма.
Черчилль пришел к власти не как лидер парламентской фракции, а благодаря стечению обстоятельств. То же самое стечение обстоятельств могло привести к власти и Мосли. Ведь удалось прийти к власти Гитлеру в стране, в которой были сильны симпатии к коммунистам. Но История не имеет сослагательного наклонения.