Найти в Дзене
Историческое оружиеведение

Мобильный дот Шумана 1889 года

Оглавление

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает знакомить своих подписчиков с необычными оружейными конструкциями. И сегодня поговорим о сооружении, которое можно считать (как представляется) не только первым мобильным дотом, но и если уж не первой тачанкой (первые тачанки появились еще в Франко-Прусскую войну), то уж точно первой бронированной тачанкой.

Информация о ней была опубликована в "Артиллерийском журнале" за 1890 год.

Но, обо всем по порядку.

"Вернее сказать - будки"

В 1889 году специальные военные издания посредством телеграфа облетела весть о том, что

"на последних осенних маневрах германской армии, в которых принимал непосредственное участие в качестве начальника одной из маневрировавших сторон император Вильгельм, было впервые применено войсками одно из новых средств военной техники - небольшие бронированные башенки (вернее сказать, будки) вооруженные скорострельными пушками малого калибра и приспособленные для передвижения в целом, неразобранном виде на особых повозках по обыкновенным дорогам".

Башенки эти предложил отставной немецкий военный инженер, подполковник Шуман еще в 1886 году, и, спустя всего-то 3 года этими самыми "вернее сказать будками" командовал лично германский кайзер.

Появление этих башенок произвело фурор среди наблюдателей (а их, естественно, было больше именно у корпуса, которым командовал кайзер): восемь сооружений, четыре из которых были вооружены 37-мм пушками, а 4 - 53-мм пушками, усилили линию обороны корпуса, прикрывавшего железную дорогу, которая протянулась на 4 км и состояла из стрелковых ровиков, артиллерийских окопов и колючей проволоки.

Конструкция состояла из двух основных элементов: повозки и собственно башенки.

Повозка представляла собой двухколесную раму, на которой размещались два рельса. Еще два рельса, меньшего размера и размещенных на второй раме, подвешивались к первой раме.

А вот башенка была позаковыристей.

Башенка в боевом положении.
Башенка в боевом положении.

Состояла она из цилиндрической коробки с выступом сзади, которая накрывалась выпуклой, куполообразной крышкой.

Цилиндрическая коробка была корпусом башенки, в котором размещалось орудие и два номера расчета - стрелок и заряжающий, запасные патроны в "жестянках", сиденья для расчета, а также механизмы наводки орудия по вертикали и по горизонтали. При этом, если угол наводки по вертикали составлял от 5 град склонения до 10 град возвышения, то наводка по горизонтали осуществлялась на все 360 град.

Достигалось это тем, что купол башенки опирался не на ее дно, а на специальную ось, которая могла вращаться за счет маховичка (D). К этой оси крепились как орудие, так и оба кресла расчета (кресло заряжающего на рисунке не показано.

Выступ представлял собой тамбур, который закрывался двустворчатой дверью - через него в башенку попадал расчет.

Не забыл конструктор и о "приборах наблюдения":

"в куполе прорезано наблюдательное окно, через которое канонир может просунуть голову. Окно это (не показано на чертеже) закрывается заподлицо с поверхностью купола".

Учел конструктор и необходимость удаления пороховых газов - в куполе было сделано вытяжное отверстие, которое тоже могло было быть закрыто заглушкой.

Для 37-мм орудия высота башенки определялась в 4,6 фута, диаметр - в 4,25 фута. Для 53-мм орудия - 4,6 футов и 4,9 футов соответственно.

Бронирован был только купол - толщина бронирования была противопульной - 25 мм для купола с 37-мм орудием и 40 мм - для купола с 53-мм орудием. Корпус делался из обыкновенного железа толщиной около 25 мм - предполагалось, что он будет засыпан землей, когда башенку поставят в траншею.

Орудия стреляли гранатами и шрапнелью. Боекомплект составлял 156 выстрелов для 37-мм пушки и 130 выстрелов - для 53-мм. Кстати, пушки эти не зря назывались скорострельными - 37-мм орудие показало 30 выстрелов в минуту.

Вид башенки сзади.
Вид башенки сзади.

"Из походного порядка в боевой"

В походном положении башенка располагалась специальными катками на рельсах первой рамы, тамбуром к лошадям и крепилась так, что

"устранена всякая возможность случайного разъединения башенки и повозки во время движения".

Для перевода башенки в боевое положение, повозку подгоняли к специально сделанной в бруствере выемке, снимали короткую раму с рельсами и устанавливали на дно выемки. Потом выравнивали рельсы обеих рам и передвигали башенку с повозки на рельсы, лежащие на земле. После этого корпус башенки засыпали землей, а повозку отгоняли куда-нибудь за прикрытие.

Для этих манипуляций требовалось 20 - 30 человек, поскольку сооружение весило весьма прилично: 91,5 пудов - с 37-мм орудием и 157 пудов - с 53-мм орудием.

Перевозились сооружения шестеркой лошадей, хотя говорилось, что пулеметную башенку вполне может увезти одна лошадь.

"Стрелять и с повозки"

Башенка в походном порядке.
Башенка в походном порядке.

И, кстати, про тачанки: как отмечено было в статье в "Артиллерийском журнале",

"Говоря вообще, эти две главные части системы 9повозка и башенка - ИО) разъединяются: башенка сдвигается со своей повозки и устанавливается на земле; но в крайнем случае можно стрелять и с повозки".

Так что, как ни крути, первая тачанка. В крайнем случае - первый колесный броневик. На лошадиной тяге.

#историческое оружиеведение #оружие #тачанка

Об органном пулемете можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!