Найти тему
Русский мир.ru

«У меня есть имя»

В декабре 1889 года в бедной еврейской семье в Виннице родился мальчик. Много лет спустя, уже известный живописец Натан Альтман, автор хрестоматийного портрета Анны Ахматовой и самого известного бюста Ленина, рассказал жене семейное предание о своем детстве. Его зимой куда-то везли на санях и выронили. Когда родители хватились, нашли мальчика под большой елью, а над ним, как бы охраняя, раскинула крылья орлица...

Текст: Мария Башмакова, фото из личного архива Малаховских, Андрей Семашко

Кем был отец будущего художника, доподлинно неизвестно, мать работала в больнице кастеляншей. Когда Натану исполнилось 4 года, его отец умер. Мать вскоре уехала в США, оставив мальчика на попечении бабушки и дедушки. Когда Натан был уже известным художником, она разыскала его в Советском Союзе: написала письмо и прислала свою фотокарточку. Но Альтман ответил матери, что ее для него не существует.

Натан любил рисовать с детства. Первой моделью будущего художника стала бабушка («Портрет бабушки», 1908 год). А в память о своем деде, который умер раньше, Натан написал картину «Еврейские похороны».

Слева направо: Бронислав Малаховский с сыном Валей и дочкой Катей, Николай и Дина Радловы, Мария Малаховская, неизвестная. Пушкинские Горы. Лето 1937 года
Слева направо: Бронислав Малаховский с сыном Валей и дочкой Катей, Николай и Дина Радловы, Мария Малаховская, неизвестная. Пушкинские Горы. Лето 1937 года

Он поступил в Одесское художественное училище, но окончил лишь четыре класса. Юному Альтману хотелось самостоятельности. Оставив училище, он начал давать уроки рисования. Но нужно было выбирать, что делать дальше. Путь в Петербург в 1910 году из-за черты оседлости был закрыт для еврея. И молодой художник отправился в Европу: сначала в Вену и Мюнхен, затем в Париж – учиться. Первое время он жил в мастерской своего однокашника по Одесскому училищу, затем переехал на Монпарнас, в La ruche («Улей») – знаменитый фаланстер, созданный в 1902 году меценатом Альфредом Буше. Студии-ателье здесь сдавались художникам и скульпторам за символическую плату, в «Улье» в то время жили многие будущие знаменитости.

Год, проведенный в Париже, благодатная пора в жизни художника: он посещал Лувр, Люксембургский музей, занимался в Свободной русской академии Марии Васильевой. Знакомился с современным искусством, искал свой почерк.

К работам молодого художника Париж отнесся благосклонно. В 1911-м авторитетный «Салон национального общества изящных искусств» принял на выставку его картины. Картину Альтмана «Старый город. Церковь» назвали «оазисом в пустыне», потому что «в ней чувствуется подлинное душевное волнение».

В том же году Альтман вернулся в Винницу. После Парижа жизнь в родном городке показалась тусклой. Художник рисовал шаржи, освоил искусство гравюры. Но мечтал учиться и развиваться дальше. Его манил Петербург. Выход нашелся: еврей мог жить в столице, если имел диплом ремесленника. Альтман отправился в Бердичев, получил там диплом «живописца вывесок». И в 1912 году переехал в Петербург.

Первое письмо И.В. Щеголевой Н.И. Альтману. 1927 год
Первое письмо И.В. Щеголевой Н.И. Альтману. 1927 год

СТОЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Знакомых в столице у 23-летнего Альтмана не было. Чтобы заработать на жизнь, он устроился в витражную мастерскую.

Искусствовед Абрам Эфрос в книге «Портрет Натана Альтмана» называл художника «пришельцем», «аристократом европейского склада», упрекал в подражательстве и отсутствии, возможно, самого ценного в манере творца – самобытного почерка. Но пусть о манере Альтмана рассуждают искусствоведы, очевидно одно: он с юности жадно впитывал новое и с интересом брался за разные виды творчества.

В столице в это время разворачивалась борьба двух направлений в живописи: с одной стороны, «Мира искусства» во главе с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым, с другой – «Союза молодежи», объединившего футуристов Бурлюков, Малевича, Розанову... Альтман не примкнул ни к тем, ни к другим. Но ему благоволили Александр Бенуа и Велимир Хлебников. Молодой художник участвовал и в выставках «Союза молодежи», и в выставках «Мира искусства».

В квартире П.Е. Щеголева. Слева от него стоит его сын — П.П. Щеголев, рядом — И.В. Щеголева. Ленинград. 1925 год
В квартире П.Е. Щеголева. Слева от него стоит его сын — П.П. Щеголев, рядом — И.В. Щеголева. Ленинград. 1925 год

В 1913 году в петербургском кабаре «Бродячая собака» (см.: «Русский мир.ru» №6 за 2016 год, статья «Под знаком собаки». – Прим. ред.) Альтман встретился с Анной Ахматовой и предложил позировать ему. Молодой художник писал поэтессу в своей мансарде, через окно которой можно было выйти на крышу. Он работал долго, модель, к счастью, была терпелива. В итоге получился, возможно, самый известный портрет Анны Ахматовой. Почти сразу после завершения портрета Анна Андреевна написала о нем в стихотворении «Эпические мотивы»:

Как в зеркало, глядела я тревожно

На серый холст, и с каждою неделей

Все горше и страннее было сходство

Мое с моим изображеньем новым.

Портрет Анны Ахматовой произвел сильное впечатление на публику. Молодая женщина – острая, тонкая – в синем платье с желтой шалью. Искусствовед Николай Пунин, третий муж Анны Ахматовой, всегда считал его лучшим из того, что написал Альтман.

В кабаре «Привал комедиантов» в 1916 году Альтман дебютировал как театральный декоратор, оформив постановку пьесы Метерлинка «Чудо святого Антония».

Катя Малаховская, артистка балета, приемная дочь Альтмана
Катя Малаховская, артистка балета, приемная дочь Альтмана

ИЗВАЯТЬ ВОЖДЯ

Революцию Натан Альтман встретил с воодушевлением. И в искусстве тех лет след оставил значимый. В 1918 году он участвовал в конкурсе на создание геральдики РСФСР: предложенный художником красный флаг с золотыми буквами аббревиатуры признали лучшим. После революции Альтман руководил секцией художественных работ, связавшей искусство с агитационными задачами. Он организовал Первую государственную свободную выставку произведений искусства во Дворце искусств (Зимний дворец); руководил созданием Музея художественной культуры; был редактором первой советской газеты по вопросам искусства «Искусство коммуны»; возглавлял художественную часть журнала «Пламя»; занимал должность профессора живописных и скульптурных мастерских СВОМАСа («Свободные государственные художественные мастерские» – группа художественных школ, созданных в нескольких городах России после Октябрьской революции. – Прим. ред.).

Новое время породило новых героев, которых требовалось увековечить. Набив руку на барельефах революционеров (Луначарского и Халтурина), Натан Альтман получил в 1920 году важный заказ: создать к 50-летию вождя его портрет. Анатолий Луначарский был впечатлен работой Альтмана, а Ленин доверял наркому просвещения в вопросах культуры.

В течение полутора месяцев Альтман работал в кремлевском кабинете Ленина по пять-шесть часов, создал множество натурных набросков. Вождь поинтересовался, «футуристическую» ли скульптуру замыслил Альтман. Тот объяснил, что его задача – портрет, и принес Ленину репродукции и фотографии работ футуристов. Вождь признался, что ничего в этом не понимает, он по другой части. В итоге именно скульптура работы Альтмана была первым портретом Ленина, экспонировавшимся за границей – на Всемирной выставке в Париже в 1925 году.

Впоследствии «лениниана» Альтмана будет его кормить и, видимо, спасет его семью в годы «большого террора». Ирина Щеголева, вторая жена художника, вспоминала, что у мужа хранилась записка Ленина, в которой вождь восхищался его талантом. И эта бумага была «броней», которая защищала художника от упреков в «формализме».

Как-то Натан Исаевич попросил невестку прибрать в мастерской. Девушка рьяно отнеслась к поручению и решила вынести бюст Ленина на помойку вместе с кипой «старых бумаг» – пачкой рисовой бумаги, подаренной Пикассо.

Слева направо: Мария Малаховская, Натан Альтман, Лидия Щуко, Бронислав Малаховский. Ленинград, квартира на Ждановке. 1936 год
Слева направо: Мария Малаховская, Натан Альтман, Лидия Щуко, Бронислав Малаховский. Ленинград, квартира на Ждановке. 1936 год

ФАРФОРОВАЯ АГИТАЦИЯ

Альтмановский профиль Ленина был использован при росписи тарелки с продовольственной карточкой и лозунгом «Кто не работает, тот не ест» (1921), ставшей флагманом советского агитационного фарфора. Современник назвал бы Альтмана талантливым пиарщиком, а агитационный фарфор с Ильичом и колосьями – «прогрессивным мерчем». Шутки шутками, но Альтман и правда был жадным до нового, умел быть гибким, созвучным времени. Не зря художник много лет спустя шутил: «Я всегда старался быть впереди своего времени».

К 1919 году состав отделения живописных мастерских Ленинградского (бывшего Императорского) фарфорового завода впечатлял именами: Натан Альтман, Александр Самохвалов, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Мстислав Добужинский. Мастера Москвы и Петрограда, работавшие в то время над оформлением революционных празднеств, откликнулись на призывы «Искусство – в массы» и «Искусство – в производство».

Елена Данько, современница Альтмана и участница заводских творческих экспериментов, писала: «Этот фарфор был яркий, жизнерадостный, праздничный». Художники агитировали за власть Советов, многие из них искренне ощущали себя участниками революции. Эти слова в полной мере можно отнести к знаменитой альтмановской работе – фарфоровой тарелке «Земля трудящимся» (1919). Для эскиза художник взял за основу герб Петроградской трудовой коммуны, который представлял собой изображение ромба с фабричными зданиями, обрамленными снизу скрещенными серпом и колосом. Он стал символом союза земледельческого и промышленного труда, на котором строилось новое государство.

Валя и Катя Малаховские. Ленинград. 1930-е годы
Валя и Катя Малаховские. Ленинград. 1930-е годы

В 1921 году Альтман переехал в Москву, где начался «театральный этап» творчества художника. Он работал с режиссерами Соломоном Михоэлсом, Григорием Козинцевым, Алексеем Грановским, стал главным художником в Государственном еврейском театре (ГОСЕТ). В 1921-м оформил постановку «Мистерии-буфф» Владимира Маяковского в переводе на немецкий язык для депутатов III Конгресса Коминтерна.

В 1922 году Альтман выполнил сценографию спектакля «Гадибук» – это мистическая трагедия о любви и смерти по пьесе Семена Ан-ского. Пьеса стала одной из самых репертуарных в ХХ веке. За постановку взялась Еврейская студия при МХТ под руководством Евгения Вахтангова. Успех был оглушительным.

Помимо театра Альтман работал в кино, был художником фильма «Еврейское счастье» (1925) по мотивам рассказов Шолом-Алейхема. Одной из последних работ Альтмана стал фильм «Дон Кихот», снятый Григорием Козинцевым по сценарию Евгения Шварца (1957). Козинцев признавался, что многим обязан таланту Альтмана.

В апреле 1928 года Натан Альтман выехал за границу в качестве главного художника ГОСЕТа. «В творческой командировке» он пробыл до 1935 года. Вернувшись, понял, что стал чужим среди своих: он и его искусство не соответствовали духу соцреализма. Художник ушел в тень. Точнее – нашел себя в театре и книжной графике.

Слева направо: Бронислав Малаховский и Натан Альтман. Ленинград, квартира на Ждановке. 1936 год
Слева направо: Бронислав Малаховский и Натан Альтман. Ленинград, квартира на Ждановке. 1936 год

ПАЁК ЗА ИМЯ

Натан Альтман был женат дважды. В 1928 году художник женился на балерине Ирине Дега. С ней же он уехал на зарубежные гастроли с ГОСЕТом. В Париже у супругов родился сын, который умер в младенчестве. В 1935-м Альтман вернулся в СССР один.

Со своей второй женой, Ириной Щеголевой, Альтман впервые встретился в 1927 году на пляже в Евпатории. В тот момент оба состояли в браке.

Ирина – высокая, статная, большеглазая – произвела впечатление на Альтмана. Натан Исаевич заинтересовал Ирину как человек необычный и яркий. Держался скромно и приветливо.

Брак с Ириной Щеголевой (урожденной Тернавцевой) оказался бездетным. Об Ирине и ее сестре Марии – дочерях известного философа, чиновника особых поручений при обер-прокуроре Синода Валентина Тернавцева, – писатель Алексей Толстой говорил, что они были «немыслимой, неправдоподобной красоты». Мария была замужем за художником Брониславом Малаховским, у них было двое детей: Екатерина и Дмитрий. Малаховского расстреляли в 1937-м. Марию отправили в ссылку в Казахстан, детям грозил детприемник НКВД. Альтман усыновил племянников и посылал свояченице деньги. Мария Малаховская умерла в тюрьме в 1948 году.

В 1941-м Альтман с семьей был эвакуирован в Пермь (тогда Молотов). Там Натан и Ирина зарегистрировали брак. Альтман стал главным художником Кировского театра оперы и балета, который был эвакуирован в Пермь, оформил постановки «Фауст», «Князь Игорь», «Лауренсия», «Гаянэ». С последним спектаклем случился курьез. Балет Арама Хачатуряна пришлось украшать декорациями, сделанными из солдатского сукна. На занавесе художник изобразил древних рыцарей, на заднике – гряды гор и хлопковые поля… Так родилась эпиграмма: «Говорят, что на Севане мало знают о Натане. Но, наверно, и Натан мало знает про Севан».

Мария Малаховская. Одна из последних фотографий. Москва. 1948 год
Мария Малаховская. Одна из последних фотографий. Москва. 1948 год

Дирекция Кировского театра оперы и балета выхлопотала для артистов дополнительный лимитный паёк. Поскольку Натан Альтман не был артистом, ему предложили хлопотать за себя самому и поехать в Москву к председателю Комитета по делам искусств Михаилу Храпченко. Альтман поехал. Секретарь Храпченко спросил, как доложить о художнике, и поинтересовался званием Альтмана. «У меня есть имя!» – ответил художник.

Храпченко распорядился выдать лимитный паёк художнику.

ИНДЕЕЦ И АРАП

Натан Альтман обладал запоминающейся внешностью. Николай Пунин писал: «У Альтмана было лицо азиата, юркие движения, крупные скулы; он всегда приносил с собой суету жизни, у него был практический ум, но затейливый и веселый».

Созерцатель – пожалуй, это подходящее для Альтмана слово. Художник мог неделями лежать на диване в мастерской и обдумывать творческий замысел. А потом очень быстро работал.

Второй страстью после искусства для художника была рыбалка. Рыбачил он вдохновенно, но не очень удачно. Зато сам сшил костюм для рыбалки.

В старости Натан Альтман повязывал шейный платок вместо галстука, ходил, опираясь на элегантную трость, которую сам вырезал из дерева.

«Прелесть Натана Альтмана – в простоте, с которой он живет, пишет свои картины, ловит рыбу, – вспоминал Евгений Шварц. – Он ладный, желтолицый, толстогубый, седой. <…> Есть во всем его существе удивительная беспечность, заменяющая ту воинствующую независимость, что столь часто обнаруживают у гениев». Элегантность и «несоветскость» Шварц поймал точно, описывая Альтмана-рыбака в Комарове. Стройный мужчина в берете на седых густых волосах выделялся среди дачников. Шварц отмечал: рыболовные снасти у Альтмана были самодельные и отлично выполненные.

Натан Альтман с ручной вороной. Зеленогорск. 1970 год
Натан Альтман с ручной вороной. Зеленогорск. 1970 год

Скуластый брюнет с крупным ртом и чуть раскосыми глазами, Альтман чем-то походил на индейца. Таким будущего мужа увидела Ирина Щеголева. Она вспоминала, что у Альтмана было замечательное чувство юмора.

Супругу Натан Исаевич нежно любил, но в мастерскую не допускал, хотя уборка и уход за цветами были на ней. Цветов в доме было много. В их числе и лимонное деревце. Натан Исаевич очень надеялся увидеть плоды, а лимон все не радовал. Ирина Валентиновна подшутила над мужем: привязала купленный лимончик к дереву. Обрадованный художник радостно воскликнул: «Я же вам говорил!» Но когда ему показали веревочку, чуть не расплакался.

Сама Ирина Валентиновна была яркой, эксцентричной женщиной, умела удивлять. 19-летие дочери Кати она решила отметить маскарадом, несмотря на суровые условия послевоенной жизни в Ленинграде. Натан Исаевич нарисовал пригласительные открытки для гостей, на которых изобразил Катю кошечкой в балетной пачке (она окончила Вагановское училище), а Ирину и себя в виде сфинксов. Гостям надлежало явиться в маскарадных костюмах. Хозяева не без горькой иронии предупреждали, что «пища в основном будет духовная», но веселились под залпы шампанского. Смуглый невысокий Натан Альтман переоделся арапом, его высокая супруга – Петром Великим.

Натан Исаевич иллюстрировал и взрослые, и детские книги. В последних с особой любовью рисовал животных. Почему? «Моими игрушками были разные животные, кошки, собаки, а когда подрос, то и баран. <…> Когда я стал рисовать, то именно эти «игрушки» стали моими первыми объектами: сидя на полу под столом, я мелом рисовал на нижней крышке стола… Бумагу и карандаш я получил гораздо позже. Животных и неодушевленные предметы я наделял человеческими чувствами и поступками. Отсутствие игрушек и наличие некоторого воображения помогли мне видеть в обыкновенном необычное, в простых предметах – фантастические персонажи, помогло мне мечтать» – эти слова художника приводит в своей монографии «Натан Альтман» Марк Эткинд.

Татьяна Миронова и Василий Малаховский с дочерью Станиславой
Татьяна Миронова и Василий Малаховский с дочерью Станиславой

Мастер и правда умел видеть то, что не замечали другие. В конце жизни всматривался в лесные коряги и вырезал то, что удавалось разглядеть. У потомков хранится трость, расправившая крылья птица и собака, вырезанные из дерева. Жива и настольная антикварная лампа Натана Исаевича. И черная самодельная маска с именин Кати сохранилась.

Альтман берег и всегда возил с собой картину «Весна», поскольку считал ее своей первой важной творческой работой, карандашный автопортрет 1908 года и Тору в красном переплете.

ОЧЕНЬ СТАРЫЙ ЧЕЛОВЕК

Прямых потомков Натана Альтмана не осталось. Но не прервался род Бронислава Малаховского, чьих детей усыновил Альтман. Дмитрия Малаховского в приемной семье Альтмана звали Валентином – мальчика крестили под этим именем. После университета в Ленинграде Дмитрий окончил аспирантуру в МГУ, там же защитил докторскую диссертацию. Изучал геоморфологию. У Дмитрия Малаховского родились сыновья Петр и Василий, дочь которого, Станислава, стала художником. Она окончила Академию Штиглица, училась на кафедре книжной графики. Потом получила второе образование – искусствоведческое. Поступила в Академию художеств. Изучает книжную графику Натана Альтмана. Сама Станислава – автор иллюстраций уже нескольких книг.

Решив воссоздать семейную историю, Малаховские организовали несколько художественных выставок с участием семейной коллекции. Супруга Василия, Татьяна Миронова, подготовила книгу воспоминаний об Ирине Щеголевой.

…Вспоминают, что, встречая Натана Альтмана, Осип Мандельштам всякий раз декламировал: «Это есть художник Альтман, // Очень старый человек…» В 1914 году «очень старому человеку» Альтману было всего 25 лет. Но поэт не ошибся: художник прожил долгую жизнь.

Натан Альтман умер в том же месяце, что и родился, прожив 80 лет. Он похоронен в Комарове, недалеко от могилы Анны Ахматовой. И если художник при жизни сам творит своимиры, то после его смерти мифы воюют с памятью и фактами. Вдова Натана Альтмана слышала, как «старательные экскурсоводы», подходя к могиле художника, говорили о нем как о «муже Ахматовой». У покойного было отличное чувство юмора – он бы посмеялся.

Российская литература
0