Не успев в новом учебном году сделать задела по налёту, ушёл в отпуск. Точнее — отправили меня в отпуск, который мне ни шёл, ни ехал в это время: дочка ходит в школу, жена устроилась на службу. На родине тоже не самое интересное время для отдыха: холодрыга, метели. Не сидеть же в гарнизоне весь отпуск, надо отметиться и у своих родителей, рассказать про новое место службы. Теперь я недалеко служу, пора и родственникам у меня побывать.
Съездил на две недели на родину, отметился в гостях. Разочаровал родственников тем, что живу далеко от моря, а не на самом побережье. Впрочем, гостить по морям моим родственникам некому. Старым это - не интересно, а у молодых своих забот полон рот — не до морей. Но если бы я жил на побережье… Но обрадовал их тем, что «сухой закон» у нас в Грузии совсем не такой уж сухой. Можно и выпить, и затариться спиртным домой по своим финансовым возможностям.
Вернувшись в гарнизон, поболтался по окрестностям, изучая местные достопримечательности и дегустируя местные вина. В это время услышал, что в охотничьем магазине продаются пневматические винтовки и пистолеты. Некоторые офицеры уже хвалились своими приобретениями. Вечерами с балконов то тут, то там слышались сухие щелчки. Забавлялись владельцы новых игрушек.
Загорелся и я приобрести пистолет. Нашёл охотничий магазин, приценился к пневматическому оружию, подержал в руках. Цена как-то сразу меня в раздумья бросила: а на фига мне этот пистолет или винтовка? Охотником я не был, стрелком-фанатом — тоже. Вещь, даже пневматический пистолет, весьма большая, а практического толку с него — ноль. Ну, поиграюсь сам, дочка поиграется. Потом будет валяться. А для детей вещь эта не безопасная. Охотничьего билета у меня нет, чтобы провозить его по дороге. Кстати, охотничий билет…
Спрашиваю у продавца об условиях покупки, в уверенности, что пневматическое оружие они продают только по охотничьим билетам. Увы!
- Слюшай! Ми по денгам продаём, а не по билетам. Есть денги — покупай, нэт — проходы мимо.
Я заметил, как загорелись глаза у проезжего туриста, который тоже пускал слюни на пневматическую винтовку. У него, похоже, тоже было заблуждение, что в Грузии всё по правилам. Он тут же купил себе винтовку и торопливо покинул магазин, словно боялся, что продавец передумает. А я не стал покупать. Передумал.
За время отпуска побывал в соседних небольших городах: Самтредия и Зугдиди. Похожи на наш Миха-Цхакая.
Съездил в Поти. Ожидал увидеть на море много парусов, но яхт в Поти не было. Морской простор удивил меня пустынностью. Странно. В ГДР любая лужа забита яхтами, лодками, и досками под парусами. Может здесь пограничники не позволяют таким судам бороздить территориальные воды? Чтобы народ за рубеж не просачивался. Яхты у меня не было, а потому вопрос остался открытым. Хотя, потом до меня дошло, что нашим гражданам яхты не по карману. Даже доски у нас в продаже не видел. Может их и не производят в Союзе. Поти меня не впечатлил и больше туда я ни разу за службу на экскурсию не ездил.
На другой стороне нашей горушки имелся источник минеральной воды. Подвернулась оказия съездить с однополчанином на этот источник на легковушке. Мерзебургские кадры тоже активно осваивали местность. На берегу речушки торчал из земли трубопровод с заглушкой. Из под этой заглушки била горизонтальная струя горячей воды с запахом сероводорода. Недалеко стояло недостроенное здание лечебницы. Прошёлся по помещениям, которые были искусно отделаны кафельной плиткой, очень красивой. Валялись огромные ванны со встроенными по бокам соплами для подачи воды и воздуха. Странно, что эти ванны ещё не растащили. Вернулся к струе и прошёл по стоку. Минеральная вода текла по грунту в речушку, вода была тёплой и у берега в этом месте крутилась рыбёшка.
Встать под струю не рискнул — холодновато. Но понял как это делается. Надо найти место в струе, где температура комфортная для тела. На выходе струя очень горячая, почти кипяток. Место рядом с трубой не обихожено, на всём лежит печать разрухи. А, судя по качеству материала отделки лечебницы и ваннам, задумка была грандиозная, с шиком. Местечко могло бы превратиться в шикарную курортную зону.
Отпуск закончился и 1 марта я уже участвовал в лётной смене. Перерывы в лётной подготовке у меня ещё не закончились, мне дали одну провозку, но весьма насыщенную. Выполнил сложный пилотаж на малой высоте, потом сделал фотобомбометание со сложных видов маневра южнее полосы, а на закуску — заход на посадку с высоты 1500 метров. И после этого слетал на боевом в зону на простой пилотаж, а во втором вылете — на сложный. Следующая лётная смена была при установленном минимуме погоды, слетал днём на боевом по системе, а ночью дали провозку на малой высоте. Дорога к полновесному участию в полётах была открыта.
Март в лётном отношении оказался богатым на впечатления. Тут и полёты на полигон парой со сложных видов маневра, и стрельба из пушки с углом 10 градусов. Потом провезли на атаки малоскоростной воздушной цели и опять с заходом на посадку с 1500 м и с высоты 200м. Потом на спарке тренировался пробиванию облаков парой в плотном строю и посадке парой. Конечно, это мне и раньше приходилось делать, но — по необходимости, втихаря. Это про пробивание облаков в плотном строю. Но теперь я получил допуск на пробивание облаков парой и дальнейшие полёты будут уже в любую погоду со взлётом парой и посадкой парой. Это — интересно и солидно. Новый уровень мастерства. Хотя, надо признать, что МиГ-29 позволяет без затруднений выдерживать место в строю на взлётно-посадочных дистанциях и меньших. Песня, а не самолёт!
В марте мои допуски пополнились: на атаки малоскоростной цели, на заход на посадку с 1500 и 200 метров, на пробивание облаков парой в плотном строю. Плодотворный месяц, скажу я вам! И налетал без двух минут десять часов на 18 полётов. Всё на этом аэродроме близко: зоны, полигон, круг для фотострельбы. И малоскоростная цель — Ан-2 - шарилась по зелёнке южнее аэродрома. В среднем получилось 33 минуты на полёт. Интересно, а сколько ещё продлится для меня это счастье с таким налётом за месяц? Дадут мне до курсов налетать 40 часов? Льготный год выслуги не хочется терять.
Апрель тоже был насыщен полётами. Молодой комэск активно готовил эскадрилью к лётно-тактическим учениям во всём диапазоне задач истребителей. Большое внимание уделялось групповым полётам в плотном строю при пробивании облаков и посадкам парой.
Первая смена апреля для меня началась с полётов на боевом самолёте на атаки малоскоростной низколетящей цели. Целью был вертолёт из управления дивизии. А на спарке тренировался по Ан-2. Мне было интересно посмотреть как будет выглядеть эта разница в работе по разным типам целей. Самое трудное — обнаружить цель. День был солнечный, видимость — прекрасная. Если бы вертолёт брил над самой землёй, то его могла бы выдать тень. Но высота у вертолёта была 200 метров. Зелёнка выглядела рваной: то кустарник с деревьями, то болото с рукавами реки и каналами. Зелёное на зелёном разглядеть трудно. А тут ещё и время твоё ограничено, на аэродроме уже запрашиваются на запуск следующие охотники. Спокойствие, только спокойствие! Методично просматривай поверхность, не стреляй взглядом во все стороны, оторви фокусировку от поверхности, ищи в пространстве цель.
Один проход зоны поиска результатов не дал. Не обнаружил вертушку. Решил сдвинуть траекторию прохода севернее, чтобы поймать какой-нибудь блик на корпусе вертушки от солнца. Так мне удалось на провозке обнаружить Ан-2 — остекление дало блик. Но на «кукурузнике» стёкла плоские и блик во всю площадь стекла, а на вертушке такого щедрого блика не увидишь. Да тут бы хоть какой-нибудь блик подала цель!
Решение оказалось правильным: обнаружил цель по отражению солнца на лопастях несущего винта. Бликом это не назовёшь, но площадь конуса-то большая. Попался, курепчик! Атаковать сходу не удастся, придётся сделать отворот от цели, чтобы выйти в точку начала атаки. Визуальный контакт будет потерян на короткое время. Надо засечь место вертушки по ориентирам на земле. Ориентиры — группы деревьев, от которых цель отойдёт за время моего маневра. Намечаю точку, в которой должна по моим расчётам оказаться вертушка, провожу пару пересекающихся в этой точке линий по ближним и дальним ориентирам и начинаю строить маневр. Не хочется отрывать взгляда от цели, а придётся. А если цель изменит направление? Сделает маневр против атаки, ищи-свищи её потом. Не, не сделает. Учебный бой, уклоняться от атаки задачи лётчикам вертушки не было.
Вертушка была на своём месте и я начинаю пикировать. Вроде и скорость не такая уж большая у цели, а угол пикирования уже не постоянный, как при атаке наземной цели. Ну и ладно, зря что-ли мы тренировались стрелять с углом 10 градусов. Делаю фотострельбу и перевожу самолёт в набор высоты для захода на повторную атаку. Низко выводить не надо, в кабине вертушки наши парни. Пугать их опасно — они нас на прыжки с парашютами поднимают. Если что — выбросят на болото. Шутка.
Выстраиваю маневр, как на полигоне по неподвижной цели. Самолёт вёрткий, не успевает цель далеко уйти. Делаю ещё одну атаку и меня просят освободить зону для следующих охотников за Рустом. Маловато будет, только во вкус вошёл. А по заданию у меня по три захода с пушкой и тепловой ракетой. Надо было сразу обнаружить цель, раззява! Ладно, у меня ещё парный полёт на малоскоростную цель.
Комэск — лётчик лихой. Этого у него не отнимешь. Мне нравится с ним летать ведомым. Он приводит меня в зону поиска и быстро обнаруживает вертушку. Успел уже глаз набить: на боевом свою обязаловку отлетал и на спарке лётчиков вывозил. Вот оно преимущество командира! У него уже десятка два вылетов по малоскоростной цели. Глаз, как у орла!
Мы устраиваем вокруг вертушки карусель. С одной стороны мне немного легче держать цель в поле зрения, ориентируясь по траектории полёта ведущего, с другой стороны — надо и на него отвлекаться, не терять визуального контакта. Можно ведь и сойтись в азарте атаки.
Это труднее, но интереснее. Да и командирский маневр примечаешь. Методика — методикой, но у каждого нарабатываются свои хитрости. Не лишним будет к ним присмотреться. Ничего особого не приметил. А крутится вокруг цели шустро, едва успеваю за ним. Это, братцы, влётанность, что ни говори.
Мне о такой только мечтать приходится.
Миха-Цхакая-88. Отпуск в окрестностях. Новые допуски. Тренируемся по малоскоростной низколетящей
8 минут
2296 прочтений
24 мая 2022