Ребенок уже большой, но… не говорит. Когда это норма, а когда уже нет?
Я как врач, постоянно общаюсь с родителями, в том числе и в сети. И довольно показательно, что популярнейшая тема обсуждения – это детская речь. По статистике, детей с задержкой речевого развития становится все больше – такова тенденция, которую мы, специалисты, наблюдаем последние несколько лет.
И, конечно, количество «экспертов» в этой теме растет! И чаще всего в сети встречаю подобное: «Наш заговорил и ваш заговорит!» «Подождите!» «Природа и сама знает, что делать»…
Но! Пока родители думают, время идет! А ведь чаще всего, не нужно ждать, нужно знать и, в первую очередь, - нормы развития речи.
Внимание! Нормы не придуманы врачами и не выведены искусственно. Они «подсмотрены» у природы на примере не одного поколения!
О том, как помочь малышу заговорить, читайте в статье "4 шага к первому слову: Инструкция для родителей «неговорящих» детей".
А сегодня начнем с самого начала. На что важно обратить внимание, чтобы развитие было правильным?
0-3 месяца
- Крик младенца должен быть разным, когда хочет кушать – это один; когда просто соскучился по маме – другой); появляются короткие звуки гуканья, а затем гуления.
- Он должен реагировать на звуки и искать их источник; при этом малыш должен поворачивать голову в сторону источника звука.
- Появляется первая улыбка.
3-6 месяца
- Появляется долгожданное гуление, постепенно переходящее в лепет. устно: (это протяжные звуки и комбинации. а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы.
- Комплекс оживления проявляется ярко: появляется смех!
6- 9 месяцев
- Формируется активный лепет: это комбинации гласных и согласных. Бабаба, мамама – это все он!
- Лепет должен становиться разнообразнее и не должен угасать! Кажется, что ребенок эмоционально «разговаривает».
- Малыш начинает играть в «ладушки», «птички полетели», «ку-ку». Это будет шагом к первым осознанным слогам! Если малыш играет, значит, понимает обращенную к нему речь.
- Ребенок реагирует на эмоциональное обращение, реагирует на свое имя. Это почти диалог!
- Ребенок отвечает на некоторые словесные просьбы: Где мама? (Ищет глазами, поворачивается в сторону мамы); Где папа? Дай ручку! Нельзя! И т.д.
1 год
- К году наступает время первых осознанных слов! Если два месяца назад лепетное «мамамама» ничего не значило, то сегодня мама – это именно обращение конкретно к вам!
- Появляются звукоподражания и отдельные слова: мама, папа, баба, дядя, на, дай, иди, бах и т.д. Это может быть свой, детский, тарабарский язык. Не обязательно «кошка» – сейчас можно просто ко или кока. А «пи» может значить и папу, и пить, и пуговицу! В год это примерно 10 подобных слов.
Внимание!!!
Если малыш продолжает изъясняться только жестами и при этом много капризничает – обратитесь к специалисту!
#развитие ребенка до года #развитие речи ребенка #логопед #ребенок не говорит #воспитание ребенка #родителям на заметку #родителям о детях #речевое развитие