Найти тему
Изучаю людей

Учимся без мучений

В предыдущей статье я рассказала о том, что такое учебное поведение и руководящий контроль, как мягко и поэтапно приучить ребенка к мысли, что в его жизни есть ситуации, в которых есть обучающий - взрослый, и обучаемый - ребенок. Ситуации, в которых взрослый даёт инструкции и задания, обязательные к выполнению, а ребенок их выполняет. Как не бодаться раз за разом, как не доказывать, как не убеждать, а просто делать - об этом я начала рассказ в предыдущей статье, и продолжу в этой. 

В прошлый раз мы с нашим учеником добились выполнения им нашей простой инструкции, не требующей речевой активности. Почему простой, почему не требующей - да потому, что этап у нас самый начальный, мы должны предоставить ребенку помощь, если сам он инструкцию выполнить не может/не хочет, приучая тем самым к мысли, что наши указания игнорировать нельзя. И только когда он к этой мысли привык - мы можем давать ему инструкции более сложные, и инструкции, нашей помощи никак не предполагающие, а это инструкции, подразумевающие речь. 

Дать ребенку инструкцию - скажи А! - мы можем только при соблюдении нескольких условий.

1. Мы точно знаем, что сказать А он физиологически может.
2. Ребенок привык к учебной ситуации, в которой он выполняет предложенные задания всегда
3. Ребенок понимает нашу инструкцию. 

То есть ситуация, когда ребенок просил пить мычанием и жестами, а мама вдруг решила, что с сегодняшнего дня он должен говорить слово "вода", и ждёт, и пить ребенку не даёт - как минимум странная, условия не соблюдены. Утрирую? Да как бы не так. Сама читала в родительской группе. Метод не сработал почему-то, и, к счастью, к вечеру первого дня эксперимента мама начала понимать, что что-то не так делает. 

Но мы едем дальше. Допустим, наш ребенок успешно выполняет уже и инструкции, требующие от него речевой продукции. И на этом этапе пора нам наконец подумать не об обучении учиться, а о собственно обучении. Достать наш раздел "Вехи развития". Кто только что подключился, читаем статей этак десять на канале назад и узнаем, что это такое) Определяем уровень нашего ребенка и ставим ближайшую цель. Определяемся с методами ее достижения. И приступаем! Дальше расскажу, что рекомендую и что делаю лично я, чтобы ребенок учился. 

1. Визуализирую все. Начало и, особенно, конец занятия. Обозначаю зону занятия - стол или специальный только для занятий коврик. На коврике или столе - определенное количество заданий. Их количество мы увеличиваем очень постепенно, приходя наконец к стабильному и неизменному. И все эти задания выложены сразу. Сделал - убрал. Было пять, осталось четыре. Делаем всё - занятие закончено. Без вариантов закончено. Даже если планировали заниматься час, а ребенок сделал все за 10 минут, и вас так и распирает развить в нем что-нибудь ещё. Это нечестно. В следующий раз вы сделаете выводы и дадите задания уже посложнее - в этот же раз отпускаете героя с миром и восторгами. Вау, ничего себе как ты быстро сегодня закончил.

А что делаем, если ребенок халтурит. Делает быстро - и тяпляп. Вводим жетонную систему. Делим задание на части. Сколько частей - столько жетонов, и они у вас. Качественно выполненная часть задания - клеим жетон. Некачественно - прости дорогой, давай-ка ещё раз повторим.

2. Занятия должны быть регулярными. Чем регулярней - тем меньше негатива, даже если задания сложные и пособия скучные. Против чистки зубов выступает обычно только двухлетка, семилетний уже чистит и чистит себе. Хотя при этом никто не поет, не пляшет и мультики не показывает. Рутина. Привычка. Без вариантов.

3. Занятия должны адекватно вознаграждаться. Я много раз писала о том, что коли уж мы занимаемся с ребенком целенаправленно - значит есть какая-то цель, для достижения которой ребенок должен приложить усилия. Если легко и просто - то занятия и не нужны. Цели могут быть разными - научиться говорить, имея речевые проблемы. Освоить школьную программу, которая даётся трудно. Закончить музыкальную школу по классу фортепиано. Победить на чемпионате Мира по фигурному катанию. Прекрасно, если вознаграждение для нашего ребенка - цель сама по себе. Так бывает. Сам хочет стать чемпионом, сам хочет закончить музыкалку, сам понимает что у него проблемы и хочет их решить. Прекрасно если так, но надо понимать, что умение преодолевать трудности и видеть перспективу требует определенной зрелости головного мозга, созревания его определенных структур. И каким бы прилежным и усидчивым, говорящим правильные речи о своем будущем ни был ваш дошкольник - не обольщайтесь, его мотивации и вознаграждения не те, что я перечислила. Это физиологически невозможно.

Хочу быть хорошим для мамы.
Боюсь мамы.
Нравится сам процесс. 
Лучший друг тем же занимается.

Вот это выгоды и вознаграждения в дошкольном, и даже младшем школьном возрасте куда более близкая к правде история. И выгоды 3 и 4 вполне себе прекрасны, тогда как первые две таят в себе опасность в один прекрасный момент перестать таковыми быть, и тогда вы обречённо разведете руками - Не знаю что делать. Взбрыкнул. Никто ему не указ.

Ну а если вообще никаких выгод ребенок не видит? Не интересно, не хочет, на мнение мамы плевать. Что ж, выбираем из двух - а нам вообще это надо? Ребенку не надо, ОК. А нам? И если действительно надо, и мы готовы за это надо побороться - ищем эту самую выгоду. Не нашу, ребенкину. Кому-то дарим после занятия наклейки, кому-то вкусняшки, кому-то включаем мультик, кому-то вручаем планшет. И ничего плохого в таком подкреплении нет. Ребенок работал, трудился. Занимался тем, что ему трудно и непонятно, в чем он не видит смысла. Уважайте его труд. А вопрос целеполагания давайте оставим пока за скобками этой статьи, не вступая сейчас в дискуссии, надо ли в 7 лет делать двойной аксель. Ребенку с нарушениями в развитии сказать мама бывает столь же трудно, как кому-то прыгнуть аксель. Но совершенно точно нужно. И это нужно надо вознаградить.

4. Ну и - воспринимаем ребенка адекватно. Не доводим до изнеможения, учитываем его физиологию. Не будет трехлетка час без перерыва работать за столом, это физиологически невозможно. Изготавливаем интересные пособия, делаем переменки между заданиями, в которых рулит уже он - сам берет игрушки, сам предлагает игру. Не лезем к нему в это время со своей дидактикой. А если лезем - то даём ему право на отказ. Сейчас не учебная ситуация. 

Стоп. А если плевать он хотел на жетоны? Да он вообще не понимает, что это и зачем. А если резину тянет, одно задание три часа делает, отвлекается все время? А если ничего ему не нравится и никаких вознаграждений не хочет?

Я сейчас перечислила самые частые вопросы родителей. Далеко не все, и готова в комментариях увидеть ещё. А ещё готова провести на эту тему живой вебинар. Отвечу на все вопросы в комментариях и в эфире. Присоединяйтесь к каналу и чату в Телеграме - там будет анонс. Не пропустите.  

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, поведенческий специалист. Пообщаться с автором можно в Телеграме . Записаться на консультацию - на сайте .

Диагностический курс "Проблемы в развитии" - действительно летнее предложение.