Цифровая революция позволяет нам легко обрабатывать картинки, в особенности – фотографии. В старину фотографы пользовались ретушью для улучшения качества фотоснимков, или создания нужного эффекта. Это был достаточно длительный и трудоёмкий процесс. Надо полагать, художникам-портретистам было гораздо сложнее. Часто им приходилось искажать или улучшать внешность того, чей портрет они писали.
Не была исключением и Екатерина II. Есть множество портретов императрицы, и надо полагать, без её одобрения ни один не мог попасть в галерею. Ей нравилось чувствовать себя эффектной и привлекательной. Скорее всего, именно этого она и требовала от художников, писавших её портреты.
Конечно, по воспоминаниям современников, сама императрица не была такой уж красоткой. Однако обаяния была не лишена, да и мужским вниманием тоже не была обделена. Сама императрица была окружена огромным ореолом сплетен. Её считали любвеобильной, имевшей бесчисленное множество любовников.
Свой коронационный портрет она считала самым лучшим. Как она вышла на безвестного прежде Фёдора Рокотова – неясно. Тем не менее, именно ему доверила столь ответственную миссию. Рокотов постарался изобразить её эффектной женщиной, с ровной осанкой, чтобы передать всё её величие. Портрет до того понравился императрице, что она удостоила Рокотова высокой награды. Можно сказать, художник поднялся из грязи в князи, поскольку именитой родословной не имел, а некоторые историки и вовсе писали, что он был из крепостных.
Разумеется, Рокотов был не единственным, кому доверяли писать портреты самой императрицы. Она неуклонно старела и расплывалась, но художники как-то умудрялись сгладить все внешние недостатки, и в галереи попадали новые картины.
Но однажды шведский художник Александр Рослин нарисовал слишком правдивый портрет императрицы. Случилось это в 1776 году, во время его пребывания в Петербурге. Императрица приметила зарубежного гостя и попросила нарисовать свой портрет с натуры. Рослин согласился, и вскоре из-под его пера вышел портрет императрицы, разительно отличавшийся от всех предыдущих.
Екатерина похвалила художника за работу и даже предложила остаться пожить во дворце. В действительности, она сильно обиделась. По её словам, Рослин изобразил её «с лицом шведского кондитера лет на 20 старше». Этот портрет считается наиболее приближенным к оригиналу, и потому можно легко представить, как выглядела императрица в действительности.
В скором времени Рослин уехал обратно в Швецию. Надо полагать, портрет он или увёз с собой, или императрица отправила его в Швецию позже, и именно в Швеции он находится по сей день.
Но вскоре императрица снова заказала портрет. На этот раз, у своего любимого художника Рокотова. Тому пришлось, по сути, перерисовать картину Рослина, и сделать так, чтобы императрица выглядела моложе и привлекательнее.
Этот портрет императрице понравился, и она оставила его у себя. Рокотов же снова был удостоен похвалы и награды.
Как видите, картина и впрямь обманчива. Особенно портрет. Правда могла бы дорого обойтись любому художнику, потому можно сказать, живописцам приходилось идти на сознательный подлог и скрупулёзно подходить к своей работе. Особенно если заказчиками были высокопоставленные люди, вплоть до императоров.
(с) Андрей Долохов
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!