Спонтанная поездка, вызванная необходимостью обладания карты для международных платежей. Не то, чтобы мне срочно понадобилось оплатить подписку в Netflix (о его существовании я узнала лишь из новостей, как об ещё одном сервисе, ушедшем из России - вот такая вот я отставшая от жизни 🙈), но карточка очень нужна. Из Армении, Казахстана и Узбекистана был выбран именно последний вариант, поскольку, как показалось мне, там самый быстрый способ получения карты (всего 2 часа) и менее замороченное обслуживание (можно оформить на российскую номер телефона, не нужно заводить иностранный ИНН, да и обслуживание счёта бесплатно). 😏 Итак, обо всём по порядку.
Ночной перелёт лоукостером Red Wings на отечественном авиапроме Сухой (правда, с ценами как на полноценном Аэробусе у Аэрофлота) - и я в Ташкенте. Где в ночи +23, а свет Луны в безоладючном небе ярче, чем освещение в аэропорту! 🥰 Спутник или ПЦР - принимают всё. Можно сделать экспресс-тест по прилёте. Правда, это стоит денег (не знаю, каких). Для этого даже по эту сторону паспортного контроля поставили обменник. Второй обменник уже по другую сторону границы. Цена одинаковая. Ведь это один обменник, просто окошки в разные стороны от паспортного контроля глядят. 😄 Курс на покупку рубля не самый привлекательный, но на стартовый обмен пары-тройки тысяч рубликов подойдёт, больше в Ташкенте на одни выходные особо и не надо.
В зоне прилета стойка информации с возможностью покупки сим-карты Ucell, правда без физической возможности это сделать - "компьютер не работает, только с утра мастер придёт". 🤷♀️ Время 3:30 ночи, я в чужой стране без интернета, где в ближайшее 10 часов надо и регистрацию сделать, и симку нетуристическую купить, и карточку оформить. 🤦♀️ Ладно, прорвёмся. Попросила сотрудницу стойки информации ввести пароль от её офиса (бесплатного вай-фая в аэропорту Ташкента нет!), нагуглила запасные варианты к своему хостелу (дома не успела этого сделать 🙈), вызвала Яндекс-такси (правда 2 раза туда-сюда бегала со стоянки в здание аэропорта, пока мы с таксистом нашлись - интернета вдали от стойки информации в зоне прилёта нет 🤷♀️), и поехала в хостел. Время где-то 4:30, на улице уже светло. Звонком в дверь разбудила ресепшиониста. Тот ничего не знает о брони с букинг.ком'а, разумеется. Хотя я за 10 дней бронировала, и даже списывалась - узнавала, могут ли мне сделать регистрацию сразу по приезде. Ответ был утвердительный. Приезжаю сюда - обо мне и слыхом не слышали. 🤷♀️
В комнате, в которой я бронировала койку-место, жили рабочие. У ресепшиониста из Азии (он сам родом из Афганистана, 35 лет назад учился в Москве) просто рука не поднялась подселить русскую девушку к строителям. Поэтому поселил меня на один день в единственный свободный номер - супер-люкс стоимостью $40, но по цене койки-места в хостале - $4.5. Не отправлять же меня на улицу, когда у меня есть бронь?! 😏
Регистрацию тоже, как и обещали, сделали за 10 минут. Конечно, они ничего не знали о моей переписке с кем-то из их хостела с букинга, но в целом хозяин на другом конце провода быстро ввёл мои паспортные данные, куда нужно, и уже через 10 минут у меня была регистрация. Точнее, не у меня. У ресепшиониста в вотсапе. Ещё 20 минут мы пытались её переслать мне в Телеграм. 🙈
К слову, регистрация везде нужна печатная. У меня её в сумме за этот день спросили 3 раза. Но в хостале возможности распечатать не было.
По оплате: в брони на букинге указано 313 рублей или $4,5/ночь. Но платить-то нужно в сумах! По какому курсу? А, по какому хотите) Набрала в интернете, где по умолчанию выпадает биржевой курс. На 168 000 сумов за 3 дня и порешили - ресепшионисту всё равно было, он спать хотел. 😄 Правда, в итоге обошлось в 172 тысячи, ибо у него сдачи в 4000 сум не было. А это примерно одна самса или 2 пирожка с картошкой в Ташкенте. Но я не жадничала - "подарила" их ему за возможность пожить в супер-люксе. 😄
На радостях, что у меня осталось немного времени до открытия банков и других заведений, я прилегла на огромную кровать своего люкса и тут же вырубилась - бессонная ночь давала о себе знать. Проснулась от будильника через час и с туманной головой начала беготню по городу, ради которой и приехала сюда.
Начала с симки. Карточку в банке я собиралась оформить на российскую симку (в Узбекистане, в отличие от других стран, это сделать можно). Т.е. в целом мне подошла бы любая симка (хоть туристическая на 2 месяца, хоть постоянная на всю жизнь), но где купить туристическую, кроме как аэропорта, я знать не знала, да и постоянная тоже не повредит - а вдруг всё же не смогут оформить карту на российскую? Поехала в офис Билайна. Офис открывается в 8, я сохранила путь на Яндексе до той точки, где у него указан центральный офис Билайна (под ориентир, указанный на сайте компании, "Сквер Амир Темура" в целом подходило), и в 7:30 вышла в направлении него. Но... Яндекс, хватит уже косячить! 🤦♀️ Не зря я по России ездила с Гуглом... Меня ещё в хостале смутило, что Гугл показывает другую точку, но подумала, что Яндекс Ташкент должен знать лучше Гугла, и доверилась ему... Как же я разочаровалась, когда обошла указанное здание по периметру, но никаких следов Билайна не обнаружила. И вот стою я без интернета посреди города, а до открытия банка меньше часа. Бежать сразу туда? "А вдруг всё же не смогут оформит карту на российскую симку? В итоге отсижу очередь там, потом за симкой, и снова в банк до закрытия уже не успею," - вертится в голове. Зашла в единственную открытую в этом здании дверь - попала в аптеку. Девушка подсказала, что видела офис Билайна "остановках в 3-4 отсюда". Иду по ориентирам к указанной на карте точке (к тому самому скверу Амира Темура), а точнее бегу бегом.
Неожиданно краем глаза замечаю огромный рекламный плакат чёрно-жёлтой расцветки с торца здания. Останавливаюсь, чтобы понять адрес, но всё на узбекском и адресом нигде особо не пахнет. 🙈 Пока вглядывалась в торец здания, не обратила внимание на его лицо - так это и есть центральный офис Билайна!)) Работает с 8, а время уже 8:50. Целый час потеряла. Беру талон - уже 15-ая в очереди, передо мной ещё 8 человек. Принимает одно окно. Т е. потеряю ещё часа 3... К счастью, с 8 работало только дежурное окно, в 9 открылись ещё 5, так что моя очередь подошла довольно быстро. Симки там только местные. И для их покупки нужна регистрация. Печатная. 🧐
- Я не могу Вам выдать симку без регистрации.
- А я не могу её распечатать, поскольку у меня нет интернета, чтобы найти, где можно печатать.
🤦♀️ Мы нашли друг друга)
Парнишка вводит пароль от вай-фая в моём телефоне, пересылает регистрацию себе в Телеграм, добывает доступ к печати на офисном принтере у старшего (у рядовых операционистов доступа нет!), печатает бумажку и даёт мне со словами: "Держите печатную регистрацию, она Вам ещё пригодится!" Как же он был прав - печатная регистрация пригодилась ещё в банке. Причём дважды. И какие же хорошие люди в Узбекистане живут! Не отправляют тебя с твоими проблемами решать их самому, а сделают всё, чтобы помочь! И КапиталБанк - следующая точка моего списка дел - лишний раз тому подтверждение. 🥰
К 10:10 я добираюсь до отделения банка на улице Нукус. В нём на втором этаже заводят карты для иностранцев. Беру 2 талончика - на заведение карты для иностранцев (через час после открытия банка я уже 23-ья!) и на обмен валюты (тут вообще 70-ая!). И сажусь ждать очереди. Примерно через 20 минут подходит очередь в обменник, ещё через 3 - на заведение карточки. Успеваю к оператору на втором этаже аккурат после обмена рублей на доллары. Даю ему паспорт:
- А Вы уже не первый раз в банке?
- Первый. Я только 6 часов назад прилетела...
- Просто показывает, что Вы уже клиент банка...
Я в ступоре. Что происходит?!
Оказалось, что в обменнике мне не просто поменяли валюту, а завели меня как клиента банка. И для того, чтобы я стала постоянным клиентом и смогла совершать дальнейшие операции, меня необходимо утвердить. А утверждение происходит автоматически после окончания рабочего дня, т.е. в пятницу вечером. 🤦♀️
- Приходите в понедельник, - говорит мне сотрудник в окошке и возвращает паспорт.
- Как в понедельник? Я сюда на один день приехала, чтобы карточку сделать. Меня в понедельник уже не будет! - Отвечаю я. Я, конечно, заложила ещё один день на оформление карты (понедельник), если что-то пойдёт не так, и кажется, оно уже начало туда идти...
- Ничем не могу помочь. Надо было сначала ко мне идти, а потом уже в обменник.
Типа, если бы я через его учётку стала клиентом банка, то он бы сразу меня утвердил (как привилегированного иностранного клиента, видимо), и тогда сотрудник обменника меня сразу бы увидел в системе, а значит, никаких конфликтов и ошибок в системе бы не было. Но кто ж знал?! Впрочем, расстроиться я расстроилась, но сдаваться не собиралась. Неужели нельзя утвердить вручную через звонок в центральный офис?! Ща попробуем. 😏
На стойке информации, на которую он ссылался, что они предупреждают об этой ошибке иностранцев, тоже впервые об этом слышат. В обменнике - так тем более. А я начала выяснять поэтапно: сначала в обменнике, потом вызвали старшего ресепшиониста, она начала звонить разным людям, чтобы понять, в чём же беда и как её решить. Несмотря на тьму народа ресепшионист Виктория занималась только мною (я ей даже отзыв в книге благодарностей оставила! 😍), звоня то одному, то другому. В конце концов мы дошли до старшего кассира внутри банка, и пока она ожидала его на первом этаже, меня отправили снова на второй, чтобы ещё раз попытались завести мне карточку и отправили ей скрин ошибки, чтобы переслать в центральный офис, и начать всё заново.... Но пока парнишка со второго этажа вводил мои данные в компьютер, старший кассир нашла, как утвердить клиента вручную, и к тому моменту, когда он нажал "Открыть счёт", я уже была проверенным клиентом банка! Оказалось всё так просто! А он вчера двоих русских с такой же проблемой отправил. Те не стали разбираться: не сегодня, так не сегодня. 🤷♀️ На самом деле разбирательство, что да как внутри одного офиса, заняло больше часа. А саму карточку напечатали тут же, при мне, там же поставили 3D Secure (бесплатно) - итого ушло бы 20 минут от посадки в кресло перед оператором, который заводит счёт. Т.е. по факту, если бы не случилась эта засада с утверждением клиента банка, я бы уложилась в 45 минут! Правда, сегодня снова ходила в банк - народу раза в 3 больше. Времени сидения в очереди, соответственно, было бы тоже. Что касается симки, то на российскую симку оформили без проблем. Правда, предупредили, что привязка номера будет идти сутки минимум. А с учётом того, что впереди выходные - только в понедельник. В понедельник я ждала до 14:00, а смс-ки с привязкой номера так и не было. Банк закрывается в 17:00. Делать нечего - пошла ещё раз туда. Как несложно догадаться, активировали вручную, по звонку в центральный офис... Но активировали)
Карточку удалось открыть только Visa Gold, поскольку "пластика для Classic уже нет". При остатке на счёте в $500 обслуживание бесплатное (иначе $1/месяц), комиссия за снятие средств за границей - 2%, открытие карты - 55 000 сумов (у Classic неснижаемого остатка нет, комиссия 3%, а печать карты стоит 25 000 сумов, просто в отделении на улице Нукус её уже не выдавали).
Краткое резюме:
172 000 - 3 ночи в хостале
25 000 - симка Билайна
55 000 - заведение карты
Итого: 252 000 сумов, что по курсу пятницы составило 1700 рублей. Это минимум. Плюс на покушать и погулять, если есть желание кушать и гулять. 🙂
Ещё из важного: если собираетесь пробыть в стране более 30 дней или же вернуться спустя месяц, не забудьте зарегистрировать свой телефонный аппарат! Иначе он с местной симкой работать не будет. Вот такой вот интересный закон.
Регистрация по месту пребывания нужна печатная (спросили 3 раза: в офисе Билайна, в обменнике и при заведении счёта). К банку можно привязать российский номер телефона. Заложите на поездку минимум 2 рабочих дня (российская симка привязывается лишь через сутки, местная - сразу). Инстаграм работает без ВПН, а вот Макдональдсов в Узбекистане нет. Но пирожки с картошкой есть, причём вкуснее и стоят всего 2000 сумов/штука (13,5 рублей). 😋
Ах да, с PayPal узбекская карта пока не дружит. Обещали подружиться к лету, правда не уточнили, какого года. А вообще, россияне сподвигли существующую платёжную систему Узбекистана на ускоренную модернизацию. Примерно как ковид устаревшие способы ведения офисной работы и учёбы. Что будет дальше? Поживём - увидим. 👀
P.S.: и не забудьте уведомить налоговую в течение 30 дней после открытия счёта за границей! 😏
Продолжение >>>
#Узбекистан