1,4K подписчиков

Как дворец стал общежитием

691 прочитал

Но не тем общежитием, когда весь двор живет во дворце, фрейлины, слуги и т.д., каким по сути был Версаль, а такой нормальной общагой, вот как мы ее сегодня и понимаем. Про дворец Тюильри довольно редко рассказывают, обычно ограничиваются упоминанием, а ведь с середины XVI века и до своего конца в пожаре в 1871 г. дворец Тюильри оставался королевской резиденцией.

Николя Батист Рагне. Дворец Тюильри с набережной д’Орсэ. © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet. Это фасад дворца, обращенный к садам, со стороны реки.
Николя Батист Рагне. Дворец Тюильри с набережной д’Орсэ. © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet. Это фасад дворца, обращенный к садам, со стороны реки.

Вот этот дворец Екатерина Медичи начинает строить для себя примерно в 1564 г. за городской стеной, уже почти в сельской местности, где цветущая долина, огороды, крестьянские дома и небольшое производство черепицы ("tuile"- по фр. и значит черепица). Екатерина во дворце практически не жила, нам важно, что позднее Генрих IV соединил Лувр и дворец Тюильри вот это галереей, практически в пол км длиной. Она, к счастью, сохранилась. К 1606 г. галерея была закончена и полностью украшена снаружи, внутри же оставалась пустой. Говорят, что маленький сын Генриха охотился в этой галерее на лис.

Фрагмент плана Мериана 1615 г.  На переднем плане, с золотым куполом- дворец Тюильри; Большая галерея- вдоль реки; на заднем плане-Лувр.
Фрагмент плана Мериана 1615 г. На переднем плане, с золотым куполом- дворец Тюильри; Большая галерея- вдоль реки; на заднем плане-Лувр.

Когда этот мальчик стал королем Людовиком XIII, он, как мы знаем по Дюма, жил в Лувре, а Тюильри отдал своему младшему брату, Гастону Орлеанскому и во дворце жила его дочь, самая богатая невеста своего времени, примкнувшая к антиправительственному восстанию, к Фронде. А сначала она хотела выйти замуж за своего кузена, Людовика XIV, который на 10 лет был ее младше, но не вышло и вообще, подходящая партия для нее так и не нашлась.

Анна-Мария-Луиза Орлеанская, герцогиня Монпансье (Великая мадмуазель). Школа Пьера Миньяра. Версаль
Анна-Мария-Луиза Орлеанская, герцогиня Монпансье (Великая мадмуазель). Школа Пьера Миньяра. Версаль

Людовик XIV Париж не любил, начал строить Версаль, но столицу не забывал и исправно занимался ее благоустройством. В 1662 г. он устроил на площади между двумя дворцами грандиозное представление в честь рождения дофина. На этой картине в одной сцене представлены несколько эпизодов двух дней праздника, в частности, самый впечатляющий (на переднем плане): конный балет.

Анри де Гисси. Большая карусель в Тюильри. XVII в. Версаль.
Анри де Гисси. Большая карусель в Тюильри. XVII в. Версаль.

В торжественном шествии были представлены римляне, персы, турки, индейцы, «дикари Америки» под командованием короля (в костюме римского императора ). Со стороны Тюильри была возведена роскошная трехэтажная трибуна для королев (Анны Австрийской, Мари-Терезы), принцев и послов, где молодая королева Мария-Тереза награждала победителей. Площадь эта с тех пор и стала называться площадью «Карусель» или «Карузель» – это представление, демонстрация выездки.

За почти 1,5 столетия, пока двор пребывал в Версале, Тюильри стал прибежищем для множества самых разных людей, но формально дворец оставался королевской резиденцией. Вообще, по первоначальному плану Генриха IV, Большая галерея должна была служить обиталищем для придворных деятелей искусств, художников, скульпторов, архитекторов, и так оно и стало.

Галерея была разделена перегородками на ширину окна. Все эти помещения были пронумерованы от 1 до 26, и выходили в единый коридор, который использовался как детская игровая площадка. В одном из этих отсеков жил, например, автор вот этой картины, Юбер Робер, который был комендантом, скажем, собирал арендную плату и отвечал за освещение и полицию. Это конечно, более поздняя работа, это проект реконструкции галереи начала XIX в.

Юбер Робер. Большая галерея Лувра после 1801. Лувр
Юбер Робер. Большая галерея Лувра после 1801. Лувр

Или художник Фрагонар. «Круглый, лихой, всегда бдительный, всегда веселый, он будильник колонии; он трусит от двери к двери, с часами в руках, закутавшись в старое серое пальто, без крючков и пуговиц, перевязанное на талии веревочкой.» И сразу атмосфера общежития чувствуется, правда?

Жан-Оноре Фрагонар. Автопортрет.  Лувр
Жан-Оноре Фрагонар. Автопортрет. Лувр

Жили здесь скульпторы Муши, Пажу, художники Морис де ля Латур, Грёз, позднее Изабе с женой и детьми.

Морис де ля Тур. Автопортрет
Морис де ля Тур. Автопортрет
Ж-Б. Изабе с дочерью. Франсуа Жерар
Ж-Б. Изабе с дочерью. Франсуа Жерар

Но не только деятели искусств. Королевская резиденция кишела даже под крышами обитателями всех рангов: аристократы, старые офицеры, ремесленники. Одну из последних комнат в коридоре занимал скорняк короля по имени Гуно. Старый Монкриф, бывший чтец королевы Марии Лещинской и член Французской академии, "поселился на чердаке и, хотя ему было за восемьдесят, по-прежнему приглашал хорошеньких женщин к себе в гости, предупреждая их, что будет неплохой небольшой ужин и восемьдесят пять ступеней подъема". Монкриф писал « Историю кошек», что навлекло на него тысячу насмешек.

Ф-О де Монкриф. Приписывается Морису де ля Туру
Ф-О де Монкриф. Приписывается Морису де ля Туру

И представляете, что там творилось? Ведь жильцам нужны кухни и иные помещения по нуждам, каждый вносил свой вклад в старинную архитектуру, пристраивая эти кухни, дымоходы, дополнительные перегородки, антресоли и ступеньки к ним. Хозяйки несли продукты с рынка и сушили белье. Это картина того же Робера, его вообще называли художником руин, это воображаемый вид большой галереи, до такого состояния она не дошла, но была близка, как и сам Тюильри.

Юбер Робер. Воображаемый вид Большой галереи Лувра в руинах. Лувр
Юбер Робер. Воображаемый вид Большой галереи Лувра в руинах. Лувр

Ну и конечно, что начиналось, когда король был вынужден по каким-то причинам приехать в Тюильри. В середине XVIII в. сюда пару раз нагрянул Людовик XV. Всех жильцов в спешном порядке выгнали, дыры в стенах кое-как закрыли гобеленами. Жильцы, конечно же, по отъезду короля возвращались, они же передавали эти помещения по наследству своим детям! Тоже самое случилось и с Людовиком XVI, который был вынужден вернуться в Париж их Версаля с семьей и двором. Он пока еще оставался королем, поэтому все нужды его и двора требовали удовлетворения. Они буквально ютились в маленьких, неудобных и устаревших комнатах дворца, до того как их перевели уже в заключение в Тампль. Карамзин пишет, что видел дворец изнутри и нашел его состояние довольно плачевным.

Юбер Робер. Последняя месса короля Людовика XVI
Юбер Робер. Последняя месса короля Людовика XVI
Неизвестный автор.  Мария-Антуанетта и м-м Елизавета с дофином в саду Тюильри.  © Bibliothèque nationale de France
Неизвестный автор. Мария-Антуанетта и м-м Елизавета с дофином в саду Тюильри. © Bibliothèque nationale de France

Видел Карамзин и прогулку королевы с дофином в сопровождении принцессы Ламбаль, восхищался наследником, называл его ангелом, рассказывал, как тот резвился «в темном своем камзольчике с голубою-лентою через плечо, прыгал и веселился на свежем воздухе! Со всех сторон бежали люди смотреть его, и все без шляп; все с радостию окружали любезного младенца». Заканчивает он описание фразой о том, что народ любит еще кровь царскую, а судьба и ребенка и принцессы Ламбаль оказалась, пожалуй, еще более трагична, чем у родителей мальчика.

О них обязательно будет отдельный рассказ, а продолжение о дворце- в следующем посте.

Подписывайтесь на мой канал о Париже на яндекс-дзен и на Телеграм, там дополнительные истории.

#история парижа #тюильри #1 округ