Найти тему
КиноБуква

Говорят, что «в таком возрасте играть в любовь» неприлично и пошло. Рассказываю про фильм «Зависть богов» и откровенную роль Веры Алентовой

1983 год, Москва. Героиня Алентовой – Соня Аниканова. Давно и по привычке замужем за Сергеем, писателем. Есть взрослый сын. Работает Соня редактором на телевидении. Их жизнь проста и однообразна. Личные, супружеские отношения уже даже дело не привычки. А так, между прочим.

Первый шок Соня испытывает, когда в компании друзей на квартире они с мужем подпольно смотрят «запрещенку» – фильм Бертолуччи «Последнее танго в Париже». Если вы смотрели (а я и книгу, кстати, читала), то понимаете степень удивления Сони. Напоминаю, что на дворе 1983 год.

Кадр из фильма «Зависть богов», 2000 год, режиссер Владимир Меньшов
Кадр из фильма «Зависть богов», 2000 год, режиссер Владимир Меньшов

Второй шок Сони – знакомство с французом русского происхождения, переводчиком Андрэ (в роли которого Анатолий Лобоцкий). У Андрэ в Париже тоже семья, но это не помешало ни ему, ни Соне, влюбиться с первого взгляда друг в друга.

Против влюбленных буквально все. И советское воспитание Сони, и ее роль верной жены и идеальной матери, хранительницы очага, и то, что контактировать с иностранцами сотрудникам советского телевидения запрещено.

Но эта встреча, тем не менее, перевернула их жизни. Сопротивляться чувствам Соня уже не в силах и с головой кидается в запретный роман.

Кадр из фильма «Зависть богов», 2000 год, режиссер Владимир Меньшов
Кадр из фильма «Зависть богов», 2000 год, режиссер Владимир Меньшов

Тут шок третий. Соня впервые понимает, как хорошо может быть с мужчиной. Безумная страсть захватила обоих, влюбленные счастливы в своем маленьком мирке, понимая, что сейчас, вот уже сейчас, все может закончиться.

Собственно, так и происходит: зависть богов разрушила все, что так внезапно возникло. Андрэ принудительно высылают из СССР, и железный занавес разделяет их навсегда.

— А ещё мне почему-то страшно.
— Страшно. Просто вы, русские, боитесь быть счастливыми.
— Не только русские. Между прочим древние римляне даже сами себе не позволяли признаться, что они счастливы, они боялись вызвать зависть богов. Боги не прощают и наказывают людей, которые хотят хоть в чем-то сравниться с ними.

Шок четвертый: Соня настолько тяжело переживает разлуку, что решает попрощаться с жизнью. К счастью, ее вовремя спасают.

Кадр из фильма «Зависть богов», 2000 год, режиссер Владимир Меньшов
Кадр из фильма «Зависть богов», 2000 год, режиссер Владимир Меньшов

Мораль сей басни такова: Любовь случается. Позволить себе любить или нет – это уже другой вопрос.

Но одна только сцена с танцем в электричке, плавно переходящим на паркет, под звездным небом – стоит того, чтобы увидеть это кино.

А чем же не угодила зрителю Вера Алентова, спросите вы. А тем, друзья, что на момент съемок ей было 58 лет.

И негоже в таких-то годах изображать страсти и в откровенных сценах участвовать. Мол, старушка, а все туда же. Пошлость и разврат. И вообще, в СССР такого не было. Ну да, ну да))

А еще то, что вместо того, чтобы взять актрису помоложе, Меньшов снял в главной роли жену. Ну это вообще смешное "обвинение".

Что я могу сказать: Выглядит Алентова великолепно. Это раз. В сорок лет жизнь только начинается – это два. На этом можно было бы закончить, но меня просто поражают некоторые отзывы. Ощущение, что их пишут подростки, для которых 35 – потолок, после которого нужно лечь на диван, вязать носки и составлять завещание. Все остальные радости жизни теперь выглядят противно и нелепо.

Мне фильм нравится. Свежий взгляд на старые проблемы, хороший сюжет и обаятельная Алентова.

Если не видели, рекомендую.

А если видели, что можете добавить? Есть жизнь после сорока?