Найти тему
СПбГЭУ

СПбГЭУ – университет будущего

В свете происходящих в стране и в мире политических и экономических событий перед вузами встают новые задачи.

Ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев поделился с читателями «Экономиста» путями развития университета в ближайшем будущем, назвал самые актуальные направления обучения и перспективы международного сотрудничества.

Каким, на ваш взгляд, должен быть современный университет? Можно ли назвать СПбГЭУ современным вузом?

Осознавая глобальные проблемы и вызовы современного этапа общественного развития, в условиях кризисной геополитической ситуации, современные университеты призваны играть все более активную роль в жизни общества и экономики.

Недостаточно быть элитным местом, где аккумулируются и передаются специфические знания и опыт.

Университеты должны научиться тесно работать с реальным сектором экономики, выполнять роль драйверов развития регионов, лучше понимать и слышать новое поколение, быть технологичными, открытыми и при этом социально ответственными.

Сегодня СПбГЭУ – крупный, многопрофильный университет, работающий в системе непрерывного образования, который является ведущим образовательным и научным центром в области общественных наук в России.

Миссия вуза построена
на трех принципах, отвечающих современным требованиям к системе науки и высшего образования во всем мире.

В первую очередь, СПбГЭУ – это университет будущего. Мы следуем принципам опережающей подготовки кадров социально-экономического профиля, которые будут способствовать эффективному развитию регионов и глобальной конкурентоспособности российских предприятий реального сектора экономики на международных рынках.

Во-вторых, СПбГЭУ – «зеленый» университет. Мы заботимся об окружающей среде, обеспечиваем социально-экономическое развитие территорий, готовим специалистов в соответствии с принципами устойчивого развития.

В-третьих, СПбГЭУ – цифровой университет, который строится на принципах высокой эффективности, самостоятельности, инновационной активности и открытости. В рамках этой концепции реализован переход к системе проактивного управления на основе данных. Наша экосистема позволяет готовить высококвалифицированные кадры, удовлетворяя растущие потребности цифровой экономики.

Изменился ли за последние годы интерес абитуриентов к тем или иным направлениям обучения? Влияют ли на выбор профессии происходящие в мире события?

За последние годы интерес у абитуриентов приобрели профессии, основанные на принципах междисциплинарности и кросс-функциональности.

На сегодняшний день компетентностная модель специалиста является достаточно многогранной и включает в себя как профессиональные, так и мягкие навыки (метанавыки).

С каждым годом мы видим все больший сдвиг приоритетов абитуриентов в сторону программ, обеспечивающих освоение цифровых, языковых, проектных компетенций наряду с получением профессиональных навыков и фундаментальных знаний. В связи с этим в СПбГЭУ разработаны новые модели образовательных программ, позволяющие каждому студенту сформировать базисные знания в профессиональной предметной области, нарастить проектные компетенции посредством решения практических задач, а также построить свой индивидуальный образовательный маршрут.

Внешние эффекты так или иначе повлияют на выбор абитуриента, но повлияют исключительно в части перераспределения востребованности конкретных профессий в период социально-экономической трансформации. На мой взгляд, в ближайшем будущем больше внимания получат профессии, способствующие развитию реального сектора экономики (развитие промышленного сектора, в том числе инженерной экономики), энергетического комплекса, социальной сферы, финансового сектора и т.д

Как вуз адаптируется к политической и связанной с ней экономической обстановке?

В настоящее время экономика России находится в сложных условиях, определяемых прежде всего политической ситуацией. В этой связи мы видим свою роль в усилении экспертной и консалтинговой деятельности реального бизнеса. Ежегодно более 100 наших преподавателей и научных сотрудников участвуют в качестве экспертов в крупных форумах, проводимых в Санкт-Петербурге, в том числе в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.

СПбГЭУ организует научные конференции, семинары, круглые столы с представителями бизнеса для обсуждения вопросов его функционирования в условиях санкций, проблем импортозамещения, развития малого и среднего бизнеса, экспортной политики предприятий, повышения качества отечественной продукции и услуг и др.

Вуз имеет большой опыт разработки документов стратегического характера и готов оказывать содействие регионам в подготовке программ социально- экономического развития, программ устойчивого развития и повышения конкурентоспособности предприятий, повышения качества продукции и услуг.

СПбГЭУ готовит кадры практически по всему спектру экономических специальностей. Мы понимаем, что в условиях необходимости ускоренного технико-технологического развития страны возрастает роль инженерного образования, но с учетом кризисного состояния экономики важным является подготовка специалистов, которые обладали бы не только инженерными компетенциями, но и экономическими. В этой связи университет активизировал развитие направления
«Инженерная экономика». Создаются бакалаврские и магистерские программы, ориентированные на приоритетные отраслевые практики и проекты в этом направлении подготовки. Также университет определяет для себя в качестве стратегической задачи развитие молодежной технологической предпринимательской инициативы, систематизацию успешных практик технологического предпринимательства в России, формирование полемической площадки для обсуждения проблем развития молодежной предпринимательской активности среди представителей академической среды, бизнес-сообщества, органов власти и, главное, ищущей, мотивированной молодежи.

В рамках созданного бизнес-инкубатора при участии ведущих экспертов университета в области экономики, финансов, налогового регулирования и права реализуются стартап-проекты студентов в самых разных сферах экономики и рынка. Проектные офисы факультетов и институтов дают возможность ребятам развивать предпринимательскую деятельность в различных субъектах страны.

Значительную роль в развитии направления молодежного предпринимательства играет Ассоциация выпускников нашего университета, которая способствует развитию взаимодействия предпринимателей-практиков со студентами в рамках образовательного процесса и трудоустройства.

СПбГЭУ всегда отличался высокой скоростью реагирования на различные внешние вызовы, и в данный момент, осознавая свою значимую роль в подготовке кадров для новой экономики, готов качественно выполнить эту задачу.

Основная миссия высшего образования – сформировать личность, способную принимать взвешенные решения, обладать системным мышлением, аналитическими способностями, уметь выстраивать причинно-следственные связи и т.д. Новые реалии не меняют эту миссию, а лишь требуют от университета еще плотнее взаимодействовать с реальным сектором экономики для того, чтобы качественнее и быстрее вырабатывать решения в рамках долгосрочных прогнозов в части подготовки кадров опережающего развития.

Каким образом складывается международное сотрудничество нашего вуза?

Многие европейские вузы, следуя как рекомендациям национальных министерств и ведомств, так и общественным настроениям, вынужденно приостанавливают сотрудничество со всеми российскими университетами. Наш вуз исторически делал ставку на развитие интенсивных международных контактов и, конечно, происходящее значительно влияет на наши учебные и научные проекты в ЕС. Тем не менее, многие вузы-партнеры подчеркивают, что сохранение отношений по линии академических обменов и совместных исследований является важнейшей задачей для восстановления доверительных отношений между странами и народами и рассчитывают на возобновление отношений в ближайшем будущем.

В этом семестре в вузах-партнерах обучается около 30 студентов СПбГЭУ, наши коллеги находятся с ними на связи – все ребята в порядке, не сталкиваются с дискриминацией, хотя ограничения, наложенные на работу карт российских банков и трансграничные переводы, затрудняют их пребывание за рубежом. Часть иностранных студентов, находившихся в СПбГЭУ по обмену, также осталась в Петербурге, а большинство покинувших Россию продолжают дистанционное обучение. Мы искренне рассчитываем на возобновление сотрудничества с европейскими и американскими вузами в ближайшее время.

Известно, что СПбГЭУ активно развивает сотрудничество с евразийскими вузами и вузами КНР.

Направление евразийских исследований и проектов в течение многих лет является для нас приоритетным. Ключевой дискуссионной площадкой, объединяющей специалистов Евразийской экономической комиссии, ведущих экспертных центров и представителей бизнес-сообщества стран ЕАЭС, является Международный форум «Евразийская экономическая перспектива», который СПбГЭУ организует с 2012 года.

В рамках дискуссии форума аккумулируются основные подходы к анализу и дальнейшему развитию экономических процессов в Евразийском экономическом союзе и регионе Большой Евразии.

В своей проектной и конгрессной работе СПбГЭУ отстаивает тезис о том, что экономическая интеграция будет результативной только если промышленно-инновационная кооперация предприятий стран ЕАЭС и евразийского пространства (с учетом соглашений о свободной торговле ЕАЭС с третьими странами) станет ее ядром. В современных условиях этот тезис становится принципиальным, так как наращивание экономического потенциала является единственным механизмом привлечения других участников мирового хозяйства (национальных экономик и предприятий) – с точки зрения созидательного влияния, общей идентичности и формирования альтернативной модели развития.

В условиях внешнеэкономического давления на Россию и страны-партнеры жизненно важно формировать региональные цепочки научно-производственной кооперации между странами ЕАЭС. И наш вуз вместе с партнерами (ЕЭК, ЕАБР, вузами, научными центрами, промышленными предприятиями стран ЕАЭС) продолжает научную, проектную и организационную работу по достижению данной стратегической задачи.

Что касается Китая,
сотрудничество с китайскими партнерами играет важную роль в международной жизни университета. За более чем тридцатилетнее сотрудничество мы добились значительных результатов. Среди друзей СПбГЭУ – ведущие университеты Китая, Китайская академия общественных наук, Академия туризма КНР. Мы – члены различных ассоциаций, в том числе возглавляем работу Российско-китайской ассоциации экономических университетов.

Выпускники СПбГЭУ руководят представительствами российских предприятий в Китае, создают и успешно развивают собственные компании. Китайские студенты, прошедшие подготовку в нашем вузе, также занимают важные посты в государственных учреждениях и на предприятиях Китая. Мы продолжаем открывать новые программы с китайским языком, предлагаем инновационные проекты, участвуем в совместных научных, культурных и спортивных мероприятиях, публикуем книги, издаем свой журнал.
Уверен, что каждый успешно освоивший программу обучения студент станет важной частью сотрудничества нашей страны с Китаем.

В последнее время важное значение получили позиции вузов в различных рейтингах. Как вы относитесь к рейтингованию? На какие критерии обращаете внимание в первую очередь?

На данный момент рейтинги университетов стали неотъемлемой частью рынка образовательных услуг, поэтому не учитывать важность такого механизма нельзя.

Позиция вуза в рейтингах, как международных, так и национальных, отражает уровень репутации университета и общий уровень качества научной и образовательной деятельности. Безусловно, подобные рейтинги нельзя назвать оптимальным средством оценки деятельности вузов – зачастую, система ранжирования весьма условна.

Существование полностью объективного и универсального рейтинга в образовательной сфере в принципе невозможно из-за уникальности и разнообразия институтов высшего образования.


В зависимости от особенностей методологии рейтинга и особенностей самих вузов учреждения по-разному проявляют себя в каждом из них. Тем не менее при правильном подходе и рациональном отношении к рейтингам их можно использовать с пользой: рейтинги дают возможность сравнить себя с другими учебными заведениями, получить независимую оценку результатов деятельности своего университета, увидеть свои слабые и сильные стороны, выявить вероятные проблемы в позиционировании.

Критерии рейтингов так же разнообразны, как и сами рейтинги. Однако наиболее важными для любого вуза можно считать показатели научной и образовательной деятельности, как фундамент работы высшего учебного заведения. При этом, нужно сказать, что российские рейтинги подходят к рейтингованию намного более основательно, чем западные, поэтому дают более детальную картину.

Уровень научной деятельности определяется через качество научных исследований, которые измеряются такими показателями, как количество публикаций и их цитируемость (как в системе Российского индекса научного цитирования, так и в библиографических базах данных Scopus и Web of Science). Уровень образовательной деятельности выражается через широкий спектр показателей: соотношение количества преподавателей вуза и общего числа студентов, уровень профессорско-преподавательского состава, проявляемый через количество преподавателей со степенью, уровень и разнообразие образовательных программ и другие критерии. Всегда важно обращать внимание на включение в рейтинги новых критериев и показателей: нередко это помогает выявить новые тенденции и приоритеты на рынке образовательных услуг.

Какие задачи вы ставите перед командой университета в следующем учебном году?

Логика развития университета, а также складывающаяся в настоящий момент политическая и социально-экономическая обстановка вокруг России формируют новые вызовы перед сферой образования и науки в целом и перед СПбГЭУ в частности.

Ответ вуза на указанные вызовы изложен в программе развития университета на среднесрочную перспективу, разработанной командой под моим руководством и представленной в рамках процедуры выборов ректора СПбГЭУ, запланированной на июнь 2022 года.

Фокус данной программы нацелен на содействие органам власти Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа в решении задач их социально-экономического развития, развития предприятий топливно-энергетического сектора, в первую очередь, компаний группы Газпром.
Если несколько упростить ответ, то я бы выделил три системные задачи, на решение которых будут направлены усилия команды университета в следующем году.

Первые две задачи касаются развития содержательной деятельности СПбГЭУ. В качестве первой задачи я бы указал
актуальность обеспечения опережающей подготовки кадров для российской экономики и социального сектора, способных не только обеспечить эффективную работу в изменяющихся социально-экономических условиях, но и обладающих достаточными профессиональными компетенциями, позволяющими им управлять этими изменениями и создавать новые форматы. Среди эффективных механизмов решения этой задачи – развитие практико-ориентированного обучения с вовлечением студентов в реализацию образовательных, научных и инновационных проектов.
В качестве второй задачи я бы назвал
диверсификацию научно-образовательного профиля университета путем разработки и включения новых программ технического профиля, преимущественно в области цифровых технологий. Это позволит, с одной стороны, содействовать решению задач подготовки инженерных кадров для цифровой экономики, с другой стороны, повысить качество подготовки управленческих и экономических кадров, предоставив им возможность получения второй квалификации в области «цифры». Третья задача носит управленческий характер и заключается в необходимости ускоренного внедрения и развития проектного управления с вовлечением подавляющего числа научно-педагогических работников. Я имею в виду существенное повышение эффективности деятельности коллектива по развитию научных исследований и инновационных разработок с привлечением дополнительных бюджетных и внебюджетных средств.