Найти тему
Сергей Миронов

Клады, взломы и легенды: три истории о музеях из моей жизни

Оглавление

В апреле в краеведческий музей Мелитополя благодаря российской военной администрации были возвращены сотни ценных экспонатов, включая коллекцию скифского золота. Все это достояние при старом руководстве сначала “пропало”, а после начала спецоперации его пытались вывезти на Западную Украину. Такая вот победа - в буквальном смысле на “культурном фронте” - навеяла несколько моих собственных музейных воспоминаний - как раз к отмечавшемуся недавно, 18 мая, Дню музеев.

Ленинградский Клондайк

Первая осознанная встреча с музейной реальностью стала для меня, как оказалось, во многом определяющей в моем будущем жизненном пути. Да и вообще произошла она при довольно запоминающихся обстоятельствах.

В сентябре 1964 года я перешёл в пятый класс, но не менее старательно, чем школьную программу, наша компания ребят со двора изучала местные окрестности. В траншее одной из раскопок, которые велись в округе, нас ждало невероятное открытие: среди пластов глины сверкали желтые крупинки - понятное дело, золото! В отличие от авантюристов Дикого Запада времен Золотой лихорадки, мы были любителями приключений добропорядочными и законопослушными. Поэтому, аккуратно разведав порядок действий при такой исключительной находке, мы отправились в Горный институт, чтобы передать ценное открытие государственным специалистам. В институте нас встретила женщина с очень петербургской и очень культурной фамилией Пушкина, которая, взглянув на наше сокровище, деликатно пригласила нас сначала пройти в музей.

Даже на картинке ощущается величественная и завораживающая атмосфера Горного музея Санкт-Петербурга. Фото с сайта: img.tourister.ru
Даже на картинке ощущается величественная и завораживающая атмосфера Горного музея Санкт-Петербурга. Фото с сайта: img.tourister.ru

И зайдя в музей, мы забыли и про золото, и про то, что мы сегодня прогуливаем школу, потому что перед нами открылся потрясающий мир минералов. За долгую экскурсию по огромным залам мы увидели скелет мамонта, модели гранёного хрусталя, которые имитировали самые знаменитые в мире алмазы, множество прекрасных минералов: малахит, лазурит, родонит и другие яркие названия еще более ярких, поразительной красоты камней! И уже в самом конце она подвела нас к стеллажу, где мы увидели наше «золото» - только почему-то под ним написано странное слово «пирит». «Да, ребята, - услышали мы - это не золото, это пирит, или — сернистый колчедан. Вы знаете, многие даже опытные минералоги очень часто путают золото с пиритом, но то, что вы принесли, нам очень пригодится для наших опытов».

“Без шума и пыли”

Когда я уже был студентом и учился на первом курсе того самого Горного института, мне довелось соприкоснуться с музейной жизнью в качестве сотрудника. Но не в Горном музее, а в Екатерининском дворце, на своеобразной должности - ночного вытряхальщика войлочных тапочек. Кто-то скажет: “ну что это вообще за работа?”, но я не согласен. Во-первых, дворцовые полы надо оберегать, а музейная пыль сама себя не вытряхнет. А во-вторых, и в этой вроде бы незамысловатой работе было место для смекалки, находчивости и рационализаторской жилки.

Один из залов Екатерининского дворца в Царском селе: посудите сами, разве можно топтать такую роскошь в уличной обуви? Фото с сайта clck.ru
Один из залов Екатерининского дворца в Царском селе: посудите сами, разве можно топтать такую роскошь в уличной обуви? Фото с сайта clck.ru

Когда выстукивание пыльных тапок друг о друга и перекладывание обработанной партии из тележки в ящик стало казаться слишком долгим и утомительным, я предпринял ряд технологических усовершенствований. Сначала вместо двух тапков я стал за одну операцию вытряхивать целую охапку. Это сокращало рабочий цикл, но недостаточно радикально. И вот буквально на четвёртый или пятый выход на смену (важно отметить - после студенческой вечеринки, к которым мы относились со всей ответственностью) - я приехал на работу, с тоской посмотрел на огромный ящик с тапками и понял, что пришло время решительных инноваций.

Используя навыки, приобретенные на армейской службе, я с помощью нехитрого приспособления подтащил один ящик к другому и просто перевалил тапки из грязного ящика в чистый. Возникла новая проблема: поднялась такая пыль, что в комнате не видно было ничего в упор. Я залез на батарею, открыл форточку и сел на кушеточку, которая стояла перед запылённой комнатой, ждать, пока пыль осядет, чтобы потом закрыть форточку. Спустя немного времени послышался шум, топот, какие-то выкрики с использованием ненормативной лексики. Вскоре все это конкретизировалось в виде бегущей прямо в мою сторону группы милиционеров с пистолетами наперевес. Я не на шутку перепугался. Как оказалось, и окна, и форточки находились на сигнализации, и когда я открыл форточку, сигнализация на пульте дежурного милиционера во дворце сработала. Но милиционер благополучно спал и не услышал этого. А параллельно сигнализация сработала на пульте в отделении милиции. Из отделения приехал наряд, стучится в музей, а дежурный милиционер спит. Они его добудились, вынесли в экспрессивной форме порицание проявленной халатности, и ринулись искать нарушителя. А нарушитель в это время спокойненько сидел на кушетке. Нужно ли говорить, что это была моя последняя рабочая ночь в этом замечательном музее…

Тайна трех монахов

Эта история из периода моей работы в составе геологической экспедиции в монгольской пустыне Гоби. Однажды наши коллеги наткнулись на любопытную пещеру километрах в пятнадцати от нашего лагеря. Добравшись до нее все вместе, мы были вынуждены признать, что место и впрямь более чем интересное!

Пещера состояла из трех «комнат»: хорошо освещенная «прихожая», из которой проход вел уже полутемное помещение поменьше, а с левой стороны от него была совсем маленькая пещерка, куда свет едва проникал. А приглядевшись, мы обнаружили захватывающую картину. В центре третьей пещеры стоял огромный, местами истлевший деревянный сундук, набитый древними тибетскими манускриптами в переплётах из буйволиной или какой-то другой кожи, натянутой на деревянные дощечки. Все эти книги были рукописные, покрытые вертикальной вязью древних монгольских или тибетских иероглифов. На противоположной от входа стене, на одинаковом расстоянии друг от друга, как в ружпарке, стояли три кремнёвых ружья с толстыми шестигранными стволами, с курками, в которых специальным приспособлением зажимался фитиль. Приклады давно истлели и все три ружья стояли как бы в «горке» из древесной трухи.

К сожалению, фотографий из той самой пещеры у меня не сохранилось, но вот подтверждение, что в Гоби я действительно был и это не легенда
К сожалению, фотографий из той самой пещеры у меня не сохранилось, но вот подтверждение, что в Гоби я действительно был и это не легенда

Неизбежно начался спор: как поступить с найденными сокровищами. Конечно, тут же нашлись желающие заполучить ружья в собственность в качестве заслуженных трофеев (вопрос о том, возможно ли вообще законно вывезти подобные ценности из страны, в пылу момента отошел на второй план). Но, справедливости ради, отмечу - большинство составила партия, настаивавшая на том, что сундук с письменами и ружья необходимо отвезти в Улан-Батор и передать в исторический музей. К этому лагерю принадлежал и я. И, похвастаюсь, не просто принадлежал, а внес решающий вклад в ее окончательный триумф. Я сказал: представьте, что у монголов есть легенда о трех монахах (как у нас - три богатыря), сохранивших от гонителей древние манускрипты - и вот у нас в руках подтверждение, что это так и было на самом деле. Аргумент подействовал, и так мне удалось внести своей вклад не только в российское, а в мировое музейное дело!

А когда в последний раз в музее бывали вы? А может, даже работали там или имеете в запасе свои занимательные случаи по теме? Делитесь своими историями и впечатлениями в комментариях!

#день музеев #горный музей #музеи санкт-петербурга #екатерининский дворец #музейное дело

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Наше дело правое: почему людям нужна справедливость

Враг народа или заблудшая душа: как сортировать будем? Да и нужно ли?

Газ за рубли: в чём гениальность и скрытые подвохи указа Путина, объясняю простыми словами