«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.» (2-е Тим. 3: 12-13).
Некоторые задаются таким вопросом, почему злые люди, которые совершают разные беззакония, живут на земле хорошо, богато, а люди благочестивые, бывает, страдают здесь, терпят разные лишения и скорби? Но на самом деле мы часто забываем о главном: забываем о том, что этот мир временный, и как бы человек здесь не жил, рано или поздно ему придётся оставить этот мир, уйти в вечность. А там в мире ином не спасают не богатства, ни имущество, нажитое здесь, а только вера, добрые дела, и вообще те добродетели, которые человек приобрёл здесь, занимаясь покаянием. То есть жизнь здесь на земле не конечна. Бог хочет дать человеку больше, хочет дать жизнь вечную в Царстве Небесном. «Я сказал: "вы – боги, и все вы – сыны Всевышнего.» (Псалом 81: 6). А человеку нужно покаяние здесь на земле, чтобы вернуться в Царство Небесное. Земля – это не место радости, а юдоль плачевная, место изгнания. И написано в Священном Писании: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.» (Деян. 14: 22). А поэтому Бог попускает скорби здесь, которые способствуют совершенствованию души, и к тому же после пережитых скорбей и радость кажется сильнее. Это подобно тому, как после поста мясо кажется вкуснее. К тому же скорби, которые терпит человек здесь, помогут ему избегнуть будущих бед. Лучше пострадать в этой жизни, чем в вечности попасть в ад за свои грехи.
Откуда мы можем знать, что для нас лучше? Святые отцы сравнивают жизнь в этом мире с гостиницей, где мы пребываем временно. А надо ли так уж обустраивать гостиничный номер, где мы останавливаемся на ночлег, двигаясь на отдых, например? Ведь после этого мы будем двигаться дальше. Если номер будет слишком красив, комфортабелен, то можно привязаться к нему и не захотеть уезжать. Вот также и в жизни бывает иногда, когда человек имеет всё. Если вдруг человек заболевает смертельной болезнью, то очень трудно бывает расстаться с этим земным богатством. Откуда мы знаем, что для нас лучше. Пример, приведённый Спасителем в притче о богаче и Лазаре. Богач всю жизнь пировал, но не помогал нищим, был немилостив к ним и попал на вечные муки в ад после смерти. А Лазарь страдал, был нищим, но зато после смерти физического тела, Ангелы забрали его в рай. (см. Лк. 16: 19-31). Наоборот, когда человек живёт бедно, но честно, соблюдая заповеди Божии, то переход в иной мир может быть освобождением для него, переходом в лучший мир, а тут он ни к чему не привязан. Может быть и так. В общем-то лишение каких-то земных благ, или их неимение настраивает человека на покаяние и искание более небесного, а не земного. И наоборот, бывает, наличие земного богатства отвлекает от покаяния, привязывает к земле. Например, у Апостола Павла есть такие слова о девушках, не имеющих семьи: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.» (1-е Кор. 7: 34). Поэтому Господь говорит тем, кто хочет быть совершенным, оставить всё и следовать за Ним; «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.» (Мф. 19: 21). Многие так и поступали, оставляя земное имущество, уходили в монастырь, например. Поэтому, чтобы привести человека к покаянию, Господь часто попускает ему скорби. Бог даёт истинное счастье, не зависящее от внешних обстоятельств.
«А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки. Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.» (Прем. 3: 1-9).
Люди часто завидуют тем, кто живёт богато, но знать они не могут, счастлив ли этот человек. Внутри он может быть очень несчастным. Ведь истинное счастье внутри, а мы не знаем на самом деле, кто счастлив внутренне, а кто нет; и что лучше для человека нам неизвестно, но известно Богу. Те, кто в жизни выбрал грех, часто руководствуются принципом: «цель оправдывает средства» - выражение, принадлежащее «итальянскому писателю и политическому деятелю Николло Макиавелли». Википедия. Они могут игнорировать голос совести и добиваться своего нечестными путями. Но при этом, выбрав грех, они отступают от Бога. Эти люди не задумываются о покаянии вообще, о совести тоже, им главное накопление богатства. Господь же милостив и любит всех людей и смотрит на них, как на детей. К сожалению, те, кто выбрал земное и не хотят каяться, а пребывают в грехах, не могут наследовать Царства Божия. Поэтому Господь даёт им порадоваться здесь земному благополучию, потому что покаяние им не нужно, Царство Небесное им не нужно. Они возлюбили более этот мир с его страстями и временными удовольствиями и возлюбили более грех, прельщённые князем мира сего, не понимая, что Господь даёт истинное счастье. А Господь Свят. В Священном Писании написано: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.» (Исаия 26: 10). Поэтому Господь и позволяет таким людям порадоваться земному благополучию.
Эти люди итак страдают из-за богооставленности внутренне, выбрав грех и страсти мира сего временного, не желая покаяния, не задумываясь о спасении души, живя плотским мудрованием. А в плотские помышления уклоняют людей сатана и бесы; такие люди слушают их внушения. Сатана и бесы хотят погубить человека, они приносят страдания душе уже в этой жизни и в вечности, они злы, жестоки и немилостивы. Образ мира сего представлен в виде великой блудницы, - жены, сидящей на звере багряном. (см. Откр. 17: 1-6). «Под зверем понимается весь злой народ; через жену показывается развращение. Говорит Иоанн, что в пустыне сидит жена - потому что она сидит в нечестивых людях и в их умерших и оставленных Богом душах. Иоанн сказал: в духе, ибо только в духе можно увидеть подобного рода оставленность [Богом].» Святитель Кесарий Арелатский.
Исходя из вышенаписанного не стоит завидовать людям, которые живут хорошо здесь, но не по заповедям Божиим, возлюбив более грех. Им нужно сочувствовать и сострадать. У преподобного Исаака Сирина есть такие слова: «Наконец, ясно дознал я, что Бог и Ангелы его радуются, когда мы в нуждах, а диавол и делатели его - когда мы в покое» (Слово 77). А почему же так? Бог и Ангелы не по злорадству радуются нашим нуждам, а по любви. Ведь в нуждах человеку нужен Бог, в это время он более может прийти к покаянию. Апостол Павел говорит: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силён. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.» (2-е Кор. 12: 9-10). А в покое человек может и не прийти к покаянию. Ангелы радуются, как написано в Евангелии, о грешниках кающихся, потому что они могут наследовать жизнь вечную. (см. Лк. 15: 7). А бесы радуются, когда человек не кается, а проводит жизнь в праздности, в суете житейской и во грехах, льстят человеку, чтобы погубить потом его душу после перехода в вечность. Падшие духи действуют с хитростью и коварством. Сатана - это отец лжи. «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи.» (Ин. 8: 44). За таких людей нужно молиться, ведь каждый человек может измениться и покаяться. А может они придут к покаянию через какое-то время и спасутся. Конечно же всем нужно желать спасения, как себе.
«Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?» Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.» (Мал. 3: 13-18).