- Свистать всех на верх, тысяча чер-р-ртей и бушприт вам все в...! - кричал боцман, размахивая зазубренным ятаганом: - Лисели ставить! Крепи шкоты! Як-корь вам по самый клюз!
Ну, типа такого мычал я себе под нос, изучая историю парусного флота и пытаясь проникнуться духом той эпохи.
Добрый день, читатели и подписчики канала #fon-kraft . Рад приветствовать вас на страницах своей "мастерской", где мы изучаем особенности стендового моделизма. Причём, не только обзоры моделей, но и исторические прототипы.
Как я смог понять из ваших комментариев, среди моих подписчиков присутствует достаточно много любителей парусного моделизма. Ну, может, и не любителей, но с коробкой с парусами в загашнике - это точно.
Вот поэтому весьма важно писать комментарии под понравившимися статьями - это позволяет авторам скорректировать собственные планы и сделать канал ещё более интересным и удобным. Потому - не стесняемся оставлять комментарии где бы то ни было.
Я достаточно долго откладывал написание статьи, но дальше тянуть было невозможно. Решил: или я изучаю парусно-такелажные премудрости, или мне становится мучительно обидно за собственную лень. В общем, берёмся за парусники!
Первые парусные суда появились около пяти тысяч лет назад. Возможно, цифры ничего не скажут, но я попробую описать словами. Это время, когда завершается похолодание Ледникового периода, уходит в историю неокаменная эпоха и зарождается эпоха Бронзы. На территории Бессарабии исчезает энеолитическая культура, а из индоевропейской общности начинают выделяться первые племена праславян.
Словом, был весьма насыщенный период: на юге изобрели парус, а где-то на побережьях острова Врангеля всё ещё разгуливали последние мамонты.
Первые парусники оснащались всего одной мачтой. И прямым парусом (прямоугольное полотнище), которое располагалось перпендикулярно продольной оси судна. Такие суда могли идти только при попутном ветре. Нет ветра - нет хода, приходилось доставать вёсла. В конце-концов, гребцов никто и не отменял на заре становления парусного флота.
Однако уже к концу VIII века жители Средиземноморского региона изобрели косые паруса. Жители Северной Европы называли их «латинскими». Такие паруса позволяли двигаться под острым углом к ветру вдоль извилистых берегов и среди островов Средиземноморья.
Перекладывая косой парус с борта на борт, можно было маневрировать и продвигаться вперёд галсами (извилистой траекторией). Латинский парус можно также было поставить поперёк судна, и тогда он работал как прямой парус. Можно было поставить и два латинских паруса «бабочкой».
До XIV века в Европе были только суда с одной мачтой и одним парусом на этой мачте. Однако прогресс не стоял на месте, и к середине XV века человечество научилось строить и каравеллы, и караки, и парусные гиганты - многопалубные галеоны. Естественно, одной мачты и одного паруса было недостаточно, чтобы приводить в движение такие махины. Суда принялись "обрастать" мачтами. В норму вошли торговые и военные трёхмачтовые суда. Начинался "Век паруса".
Изначально на каждой из мачт ставили по одному парусу. Но уже в XVI веке нормой стало три паруса на грот-мачте (центральной), два–три паруса на фок-мачте (передней) и два паруса на бизань-мачте (задней).
Суда приобретают большее водоизмещение, способны перевозить больше грузов и товаров. Но вместе с тем увеличилась и их неповоротливость. И уже в XVI веке на парусниках появляется новшество - "Бушприт". Бушприт - наклонная мачта на носу судна. На нём стали ставить небольшой прямой парус, который получил название «блинд». С помощью бушприта и системы его парусов получалось сместить вперёд центр парусности, тем самым улучшив маневренность. Например, в гавани. В конце XVII века на бушприте стали ставить косые паруса - кливера. Кливера выполняли ту же функцию, что и блинд - улучшали манёвренность судна. Кливеров могло быть несколько и каждый из них получал своё название: кливер, мидль-кливер, бом-кливер, а ещё был летучий кливер...
Но об этом и многом другом - поговорим в следующей статье. Что поделать - Дзен не любит длинных статей, да и читать их не очень удобно.
Поэтому советую подписаться на канал (если вы этого ещё не сделали), чтобы не пропустить новые материалы о парусниках, их моделях, а также всех остальных моделях и технологиях модельного мира.
Не стесняемся задавать вопросы в комментариях и помним: нет глупых вопросов, есть глупые ответы. В конце-концов, разберёмся вместе.
Всегда ваш, Fon-Kraft.
Поддержать парусные начинания автора можно формой сверху.
#стендовый моделизм #хобби и увлечения #парусные корабли #история #морской флот #корабли #творчество