Найти тему

Мое пионерское детство

В последние годы появилось много слов, новых по звучанию, но очень знакомых по сути. Например - «волонтер» – тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле. Все мы знакомы с волонтерскими группами, которые помогают в разных областях жизни людям, попавшим в беду.

Я часто вспоминаю про такие группы в моем детстве, только назывались они «пионерские отряды». В школе каждый класс подросткового возраста – пионерский отряд, носил имя какого-нибудь пионера-героя, антифашиста. Из отрядов в общеобразовательной школе состояла пионерская дружина, которая в каждой школе тоже имела свое название. Само слово «пионер» означало – первый, а ,значит, быть им – почетно. К вступлению в пионеры готовились, боялись, что не примут за какой-нибудь проступок, неуспеваемость в учебе. Комсомольцы – наши пионервожатые, давали нам задания: мы участвовали в субботниках по уборке класса, территории школы, навещали одиноких престарелых бабушек или дедушек, помогали им, выполняя все, о чем они просили – убирались, ходили в магазин за продуктами или в аптеку за лекарствами, копали огород, И все больше узнавали друг друга, а самое главное становились похожими на своих пионеров-героев, чем очень гордились. Это было очень патриотичное время! И мы, пионеры, были искренними патриотами своей страны. Знакомились с историей пионерской организации, с жизнью пионеров героев. Учили законы и заповеди пионеров Советского Союза. Поэтому очень старались в чем-то поучаствовать, проявить себя, принести пользу. Девиз «Будь готов – всегда готов!» стал пожизненным ориентиром в любом деле. «Пионер – всем ребятам пример!» должен всегда выполнять все задания на «пять», быть первым, развиваться, совершенствоваться…

Я училась в Ермолавеской средней школе №1. Уже с начальной школы я мечтала стать учителем. Во многом, это заслуга самого учителя начальных классов, который для детей в школе – Бог (сначала прислушивались, что скажет учитель, а только потом – родители). Таким кумиром для нас была Лиля Ивановна Заикина - светлая ей память,– которая видела способности и предпочтения каждого ученика и умело развивала их. В третьем классе, в год принятия в пионеры, она поручила мне «подтянуть» мою одноклассницу, Катю Бадуру по «письму» и «математике». Почти все второе полугодие мы с удовольствием общались и занимались с Катей. Это было первое мое ответственное поручение перед вступлением в пионеры. Спустя несколько лет, учась в 7 классе, я организовала и до конца школьных лет вела вокальный ансамбль «Криницы» (параллельно обучаясь в музыкальной школе), где занимались Валя Кризская (ныне Запольская ), Валя Болучевских (Фаизова), Галя Миханова (Евсеева), Люда Кризская. Так пионерское дело переросло потом в комсомольское, а затем стало и делом всей моей жизни. Четверть века я проработала учителем «Музыки» и «Мировой художественной культуры» в школе №1, где, вне зависимости от политических перемен в стране, всегда существовала пионерская организация и пионерские дела (чего только стоит увидеть глаза детей в детском доме, куда мы ездили с концертом и подарками). Приглашали на праздничные мероприятия всех ветеранов района школы, участников Великой Отечественной войны, ветеранов-учителей, где через театральные постановки, общее исполнение песен происходило единство поколений – пионеров, комсомольцев, их бабушек и дедушек, подарившим жизнь и счастливое детство своим внукам. На уроках я разучивала песни, которые когда – то пела в школе сама:

Знает Север, знает Юг

Пионер хороший друг,

Он в труде друзьям поможет

И в беде утешить сможет,

Он - хороший друг.

Пионерская дружба сильна, и крепка, и верна,

Этой дружбе вовек не изменим,

Этой дружбе вовек не изменим,

Эту дружбу на все времена

Завещал нам великий Ленин!

Сейчас я понимаю как весело, дружно и с пользой мы проживали свое счастливое «пионерское» детство. Было мирное время, но мы хотели тоже быть «героями» своего поколения, быть пионерами.

Заслуженный учитель РБ, отличник народного просвещения РФ, кавалер ордена Г. Аксакова Т. Столярова