Найти тему

Традиции, гламур и очень много чужих денег

Гран-при Монако проходит в последние выходные мая. Билеты традиционно раскуплены задолго до этого. Мы решили разобраться, как княжество-карлик стало жемчужиной мирового автоспорта, а производитель напитков – эффективным брендом-спонсором «Формулы-1».

Популярность этого Гран-при выходит далеко за рамки гоночного сообщества, а победа на извилистых улицах княжества ценится среди пилотов больше, чем на любом другом этапе.

Том Уокиншоу: «Все мы ждем гонки в Монако. Это уникальный этап, места на финише которого стоят очень многого и для команд, и для гонщиков, и для спонсоров. Победы в Монако входят в историю».

Немного истории

В списке европейских государств княжество Монако по площади стоит на предпоследнем месте (меньше только Ватикан). Оно занимает всего 1,95 кв. км. Население – 30 тыс. жителей, из которых лишь 5 тыс. считаются коренными монегасками (подданные Княжества Монако). Главный источник бюджета – туристы, которых в удачный год приезжает более трех миллионов.

Главный источник бюджета – туристы, которых в удачный год приезжает более трех миллионов

Впервые Монако было упомянуто в хрониках XII века, когда бывшее поселение охотников отошло во владения процветающей Генуи. Ожесточенная война между сторонниками власти папы и императора закончилась тем, что Франсуа Гримальди, переодевшись в одежду монаха, проник в крепость и открыл ворота своим союзникам. В 1308 году он выкупил Монако у Генуи и получил город в собственность.

В 1861 году была провозглашена независимость Монако, а на следующий год Карл III узаконил игорный бизнес, запрещенный в окружающей Франции. Предприимчивый Франсуа Блан строит город Монте-Карло с шикарными отелями, театром и знаменитым казино, и скоро богачи всей Европы становятся завсегдатаями этого сказочного места.

-2

В 1950 году князь Ренье III вводит льготное налогообложение. В Монако устремляются денежные потоки, укрываемые от налогов. В 1962 году Франция, недополучающая в государственную казну скрываемые в Монако налоги, заставляет Ренье III подписать договор, не только ограничивающий налоговые льготы, но и обязывающий платить налоги по французскому законодательству. Хранить деньги в Монако теперь не столь выгодно, но по-прежнему престижно.

Гран-при Монако

На такой благополучной в финансовом отношении почве не могло не появиться самого модного в начале века увлечения – автогонок. И уже в 1911 году рев машин нарушил приморскую тишину. «Ралли Монте-Карло» положило начало не только традиционному с тех пор этапу, но и славной истории европейской столицы будущей «Формулы-1».

На такой благополучной в финансовом отношении почве не могло не появиться самого модного в начале века увлечения – автогонок

Быстро организовавшийся Автомобильный клуб долго не хотели признавать в Европе, ссылаясь на небольшое число участников, предложив монегаскам считать себя филиалом автоклуба недалеко расположенной Ниццы и тогда председатель клуба – Антони Ноге – предложил провести «Большой приз Монако». Предложение было встречено с критикой, но Норе настоял на своем. 14 апреля 1929 года стал известен первый победитель гонки вокруг казино – 26-летний англичанин Уильям Гровер-Вильямс навечно внес свое имя в историю этапа, а автоклуб был признан в Европе.

«Формула-1»

-3

«Формула-1» пришла на землю княжества в год своего рождения. Этап чемпионата мира 1950 года закончился победой Хуана-Мануэля Фанхио, проехавшего дистанцию гонки за 3 часа 13 минут и 19 секунд, со средней скоростью 98,7 км/ч.

Однако после этапа нашлось немало критиков, утверждавших, что узкие улицы Монте-Карло мало предназначены для серьезных гонок и велика опасность серьезных аварий. Пару лет гонку в чемпионат не включали и календарь остался без одной из самых интересных гонок.

В 1955 году гонку вернули в чемпионат и с тех пор она неизменно присутствовала в календаре. Разговоры о безопасности больше не поднимались, за 46 лет присутствия этапа в календаре погибло двое пилотов, еще двое вылетели в воду, но по сравнению с другими трассами можно считать, что Гран-при Монако – одна из самых безопасных трасс чемпионата.

-4

Самый дорогой этап?

Вопреки распространенному утверждению о том, что бывший владелец «Формулы-1» Берни Экклстоун освободил Монако от каких-либо финансовых обязательств, княжеству все-таки приходится платить за место в календаре чемпионата. Однако в интервью Auto, официальному журналу ФИА, князь Альбер II признал, что Монако отчисляет серии меньше других стран и связано это со значением этапа для «Формулы-1».

Одновременно с этим, местная гонка с отрывом лидирует в списке самых дорогостоящих поездок для болельщиков. По данным сайта F1 Destinations, средняя стоимость уик-энда может обойтись порядка 10 000 евро на взрослого человека, если снимать гостиницу в соседней Ницце, путь из которой займет около получаса езды.

Местная гонка с отрывом лидирует в списке самых дорогостоящих поездок для болельщиков

Проживать в Монако в дни гонки — привилегия богатых. Во многом это объясняется тем, что из апартаментов в центре Монте-Карло за гонкой можно наблюдать еще более комфортно, чем с трибуны. Например, ночь в отеле Fairmont, откуда открывается вид на знаменитый поворот-шпильку, будет стоить от 29,9 до 35,9 тысяч евро (цена за сутки). Дешевле обойдется даже аренда яхты за сутки.

-5

Платить придется даже за места на холме Роше, долгое время являвшимся излюбленным местом для тех, кто хотел посмотреть гонку «дикарем».

При этом наравне с баснословными ценниками Монако предлагает настоящий «налоговый рай» для иностранцев, постоянно живущих в княжестве. Граждане других стран попросту освобождены от подоходного налога, поэтому узкая полоска лазурного берега пользуется необычайным спросом, в том числе, у гонщиков «Формулы-1».

Британское издание Independent опубликовало зарплаты гонщиков «Формулы-1» на сезон-2022

  • По данным издания, самыми высокооплачиваемыми пилотами являются британец Льюис Хэмилтон из «Мерседеса» и нидерландец Макс Ферстаппен («Ред Булл»), зарабатывающие по 40 миллионов фунтов в год
  • На третьем месте оказался двукратный чемпион мира испанец Фернандо Алонсо («Альпин», 15 миллионов фунтов).

Как производитель энергетических напитков превратился в самый эффективный бренд «Формулы-1»

С момента основания Red Bull в своей маркетинговой активности сделала ставку на экстремальные виды спорта: с 1990-х австрийцы спонсируют множество спортсменов и соревнований в разных адреналиновых дисциплинах. Впрочем, автогонки всегда стояли особняком. «Формула-1» – давняя любовь владельца бренда Дитриха Матешица, и миллиардер не жалел сил и денег на свое увлечение.

20 лет назад Red Bull выступала титульным спонсором скромной команды Sauber, а также поддерживала отдельных гонщиков в разных чемпионатах. Затраты на содержание Sauber колебались в диапазоне 10-20 млн долларов США: команда была далеко от лидеров и не требовала больших вложений. Зато компания получала хорошую рекламу – долгое время Red Bull был единственным энергетическим напитком, представленным в «Формуле-1». Но Матешиц хотел большего.

Red Bull привела в «Формулу-1» множество молодых пилотов, которые встряхнули привычный уклад гонок

В конце 2004 года предприниматель за 1 доллар выкупил команду Jaguar Racing у Ford Motor Company. Американский автопроизводитель планировал закрыть проект, на который уходило слишком много денег, но Матешиц не позволил исчезнуть функционирующей команде «Формулы-1». На тот момент Jaguar Racing не выделялась на фоне конкурентов и боролась за места в середине пелотона. После переименования в Red Bull Racing автогонки получили команду с совершенно другой философией.

Пожалуй, в первый раз в истории чемпионат мира столкнулся с настолько масштабной и при этом нешаблонной рекламной кампанией. Red Bull построила уникальный моторхоум – энергетическую станцию – и стала регулярно придумывать новые поводы поговорить о гонках: от дружеских соревнований своих гонщиков на каких-нибудь нелепых машинках до выпуска огромного иллюстрированного журнала с карикатурами – каждый день в течение каждого Гран-при.

А еще команда начала выигрывать. Но главное – Red Bull привела в «Формулу-1» множество молодых пилотов, которые встряхнули привычный уклад гонок. По сути, компания придумала фабрику звезд для автогонок.

-6

Заработать на автопроизводителях

Единственная команда, которая из года в год получает фактическую прибыль от выступлений в «Формуле-1» – это Ferrari. Доходность итальянского бренда не зависит от успехов на трассе и целиком обязана политическому влиянию этой компании: по условиям договора с Formula One Management (FOM), которой принадлежит чемпионат мира, Ferrari ежегодно получает 10% от доходов «Формулы-1» в качестве поощрения за свой «исторический статус». Таким способом Ferrari и FOM замаскировали договоренность о том, что итальянцы ни при каких обстоятельствах не покинут «Формулу-1» – по логике FOM, подобное решение подорвало бы бизнес-модель чемпионата мира.

При этом головная компания Ferrari продолжает вкладывать собственные средства в развитие команды. Все остальные автопроизводители, в том или ином виде представленные в чемпионате мира, тратят на «Формулу-1» миллионы долларов. К примеру, бюджет заводского коллектива Mercedes AMG равен 310 млн евро – и это без учета моторостроительного департамента, которое проектирует и строит двигатели для трех команд «Формулы-1». В штате этого подразделения работают 450 человек, а компания является отдельным юр. лицом, принадлежащим Mercedes-Benz. Чему равен бюджет этой структуры, неизвестно.

Автомобильные компании могут сэкономить, если не будут выставлять в чемпионате собственную команду, а ограничатся поставкой моторов. Такую модель выбрала Honda. Последние три года японская компания бесплатно снабжает силовыми установками команду McLaren, а заодно приплачивает этому коллективу по 100 млн долларов в год на правах спонсора.

-7

Зарабатывать на интересе автопроизводителей к «Формуле-1» научились и в Red Bull. Дело в том, что помимо двух гоночных команд австрийской компании принадлежит еще одна фирма, напрямую связанная с чемпионатом мира. Речь идет о Red Bull Technology – конструкторском бюро, в котором работают главные умы современного автоспорта. Red Bull Technology изготавливает узлы и агрегаты, которые затем достаются Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso, а также помогает автопроизводителям, не участвующим в чемпионате мира, получать доступ к техническим ноу-хау «Формулы-1».

Рекламную кампанию Red Bull в автогонках оплачивают другие фирмы, а австрийцы забирают себе все лавры и получают лояльность аудитории

В результате рекламную кампанию Red Bull в автогонках оплачивают другие фирмы, а австрийцы забирают себе все лавры и получают лояльность аудитории.

Источники: Motorsport.com, Forbes.

Еда
6,23 млн интересуются