В своих прогулках мы несколько раз проходили рядом с Египетским мостом, который проходит по Лермонтовскому проспекту через Фонтанку. Например, прогулка по набережной Фонтанки от Египетского моста до площади Репина.
В первой четверти XIX века в Петербурге началось строительство висячих (цепных) мостов. В 1826 г. через Фонтанку по Ново-Петергофскому (ныне Лермонтовскому) проспекту построили второй, после Пантелеймоновского, цепной висячий однопролетный мост длиной пролета 55 метров и шириной — 11,7 метров.
Начало строительства цепного Египетского моста — забивка свай под береговые устои состоялась 9 августа 1825 г. 25 августа 1826 г. началось движение по мосту.
Скульптурные работы на мосту выполнены академиком П. П. Соколовым. На четырех чугунных пьедесталах были установлены отлитые из чугуна сфинксы, мало похожие на суровые каменные изваяния Древнего Египта. Их мягкий, женственный облик, холодная красота идеализированных лиц говорят скорее о подражании автора античным образцам. Над головами сфинксов находились небольшие шестигранные фонари.
"Петербургская газета" от 18 января 1901 г. писала: "Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и, когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню?.."
Этот мост прослужил петербуржцам 79 лет. 20 января 1905 г. по мосту проходил кавалерийский эскадрон, а навстречу ему в противоположном направлении двигалось 11 саней с возницами. Мост затрещал (на это не обратили внимания, мост имел обыкновение трещать и скрипеть) и рухнул. Все, кроме трех всадников и двух саней, проломив лед, погрузились в воду. Подоспевшие пожарные помогали спасать людей и лошадей.
О причинах обрушения ходила масса всевозможных слухов, а в учебнике физики этот факт бездоказательно служит для объяснения явления резонанса. В соответствии с актом обследования причиной стало плохое качество железа и наличие в металле одного из звеньев цепи внутренней раковины
Неподалеку от места обрушения висячего моста, против Усачева переулка (сейчас он называется переулок Макаренко), в том же году был построен не очень удобный деревянный мост, который просуществовал до 1956 г.
В начале 1950-х гг. был разработан проект нового моста по старой трассе, началось его строительство, и 30 декабря 1955 г. он был сдан в эксплуатацию. С ноября 1956 года по мосту открылось ещё и трамвайное движение. На гранитных пьедесталах вновь заняли свои места чугунные сфинксы.
У въездов на мост на гранитных постаментах установлены обелиски с шестигранными фонарями. Обелиски изготовлены из железобетона с художественной чугунной облицовкой, в которой использованы мотивы древнеегипетского искусства.
Ещё одна из наших прогулок по Лермонтовскому проспекту начиналась от улицы Декабристов, а закончилась у Египетского моста.
В статье использованы материалы из книги Антонов Б. И. Мосты Санкт-Петербурга. — СПб.: Издательство. Глагол., 2002. — 192 с. и статьи Кочедамов В. И. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века // Архитектурное наследство. — Л., 1959. — № 9.