В 1960-х годах во время археологических изысканий антропологи из Чикагского и Стамбульского университетов заметили что-то неестественное в составе холма Гёбекли-Тепе, что в переводе с турецкого означает «холм живота», расположенного в юго-восточной части Таврских гор, в древнем городе Урфа.
Однако в то время они только предполагали, что аномалии на вершине известнякового плато с некоторыми сломанными плитами, вероятно, были результатом какого-то заброшенного византийского кладбища.
Но в 1994 году немецкий археолог Клаус Шмидт решил самостоятельно исследовать это место, прочитав краткое упоминание исследователями о холме. Как только он увидел Гёбекли-Тепе, он понял, что это место было необычным и что в нем есть нечто иное, намного превосходящее то, что предполагали археологи, — и он был прав.
Во время раскопок Шмидт обнаружил более 20 круглых ограждений-мегалитов, которым около 11 000 лет, что более чем на 6 000 лет старше Стоунхенджа, все с резными каменными фигурами в доисторический период, когда не было металлических инструментов или керамики.
Самая большая из колонн имела диаметр 20 метров, весила до 10 тонн и представляла собой каменный круг с двумя резными столбами высотой 5,5 метра в центре. Таинственные человеческие фигуры, высеченные в песчаной поверхности, стояли со сложенными руками и поясами из лисьего меха.
Все было вырезано из естественных слоев известняка скальной породы холма, самой мягкой части, так что кремень или даже доступное в то время дерево могли работать, хотя и с большой практикой и терпением. Процесс перемещения этих столбов, возможно, осуществлялся с использованием веревок и деревянных балок, несмотря на их вес и величину, перемещая их вниз по склону.
В дополнение к выводу, что Гёбекли-Тепе является «самым старым храмом в мире», после десяти лет работы Шмидт также считал, что это место может помочь переписать историю цивилизации, объяснив, почему люди начали культивировать и жить в постоянных условиях.
Это связано с тем, что инструменты, найденные на этом месте, относятся к последнему ледниковому периоду, что указывает на то, что постройки были возведены охотниками-собирателями. Шмидт также раскопал тысячи костей диких животных, хотя ему еще предстоит найти какие-либо следы зерна или растений.
Немецкий археолог понял, что небольшие кочевые группы могли периодически объединяться на вершине холма для создания этих сооружений, проведения больших вечеринок, а затем снова расселяться, превращая Гёбекли-Тепе в настоящий храм, где происходили всевозможные ритуалы, начиная с захоронений сложному культу смерти.
Таким образом, это разрушило бы давно вынашиваемую археологами идею о том, что сложные ритуалы и сама религия развились только тогда, когда общества начали одомашнивать своих животных и сельскохозяйственные культуры, в переходный период к неолиту.
Историческая общественность и турецкое правительство быстро признали силу существования Гёбекли-Тепе, и люди со всего мира начали приезжать, чтобы посетить руины храма. Туризм был прерван только в 2012 году из-за гражданской войны в Сирии, но даже в этом случае автобусы, полные зевак, отважились добраться до места конфликта через конфликт.
За последние 5 лет вершину холма не раз реконструировали, добавляя дороги, парковки и центр для посетителей. Только в 2018 году Гёбекли-Тепе был внесен в Реестр всемирного наследия ЮНЕСКО.
И хотя находки Шмидта, умершего в июле 2014 года, подстегнули глобальный интерес к неолитическому переходу, в последние годы более пристальное внимание к результатам более ранних раскопок, проведенных его преемником, Ли Клэром из Немецкого археологического института, поколебало его мнение.
Клэр и другие ученые считают, что это место было попыткой охотников-собирателей сохранить свой вымирающий образ жизни, поскольку мир вокруг них изменился. Возможность была подтверждена количеством свидетельств из близлежащих регионов, включая ранние эксперименты по приручению животных.
Читайте другие статьи на канале, и, пожалуйста, оставляйте комментарии с вашими мыслями по поводу написанного в статье. Спасибо.