В коллективном дискурсе принято восхищаться 90-летним Клинтом Иствудом - актером и режиссером, добившимся огромных успехов в киноиндустрии. Но не менее выдающимся и даже более значимым для кинематографа является остающийся в скромной тени 85-летний Роберт Редфорд. Он не просто состоялся в кино как актер, режиссер и продюсер, но сыграл ключевую роль в развитии карьеры огромного числа начинающих кинематографистов, подарив им путевку в большой Голливуд.
Юные годы Роберта Редфорда не обещали ничего хорошего. Он воровал, выпивал, был отчислен из колледжа и жил как свободный художник, изучая рисование. Но после 20 лет будущий актер образумился. Он изучил актерское мастерство и в конце 1950-х начал выступать в театре. В 24 года - в 1960 г. - актер начал подрабатывать на телевидении, появляясь в массовке и эпизодах.
Яркий красивый и талантливый актер быстро привлек к себе внимание. Ему начали давать более крупные роли, в 1961 г. за второстепенную роль в сериале-антологии "Премьера Алкоа" его номинировали на премию Эмми, в 1962 г. он дебютировал в большом кино с фильмом "Военная охота". А уже в 1965 г. исполнял одну из главных ролей в музыкальной романтической драме "Внутренний мир Дэйзи Кловер". Золотой глобус особо отметил актера и вручил ему награду как самому многообещающему новичку в кино.
С тех пор Роберт Редфорд составлял компанию самым именитым актерам, играя в "Погоня" 1966 г. с Марлоном Брандо, "На слом!" 1966 г. с Натали Вуд, "Босиком по парку" 1967 г. Но мировая слава и статус новой суперзвезды Голливуда пришли к нему в 1969 г., когда он сыграл в вестерне "Бутч Кэссиди и Санденс Кид" на пару с Полом Ньюманом. История о товариществе двух неудачливых грабителей при бюджете в 6 млн. долларов заработала 102 млн. и стала самым кассовым вестерном в истории кино. Лента получила 7 номинаций на Оскар и довольно быстро приобрела культовый статус.
Следующие три года он активно снимался в криминальных лентах, самой значимой из которых стал вестерн "Иеремия Джонсон" 1972 г. Сидни Поллака. Следом пытаясь избежать застревания в одном образе Роберт Редфорд снимается в политической комедии "Кандидат" 1972 г., мелодраме "Какими мы были" 1973 г. Оба фильма имели успех среди критиков и зрителей.
В 1973 г. Пол Ньюман и Роберт Редфорд вновь доказывают, что являются одними из самых влиятельных актеров десятилетия, сыграв второй раз дуэт мошенников в криминальной комедии "Афера". При бюджете в 5 млн. долларов лента зарабатывает 156 млн., завоевывает 7 премий Оскар, приносит номинацию на Оскар Роберту Редфорду и быстро превращается в культовую ленту.
Каждый новый фильм Роберта Редфорда становится знаковым событием кинопроката - "Великий Гэтсби" 1974 г., "Великий Уолдо Пеппер" 1975 г., "Три дня Кондора" 1975 г., "Вся президентская рать" 1976 г., "Мост слишком далеко" 1977 г., "Электрический всадник" 1979 г.
Актер вполне мог просто продолжать сниматься, пребывая в зените славы. Но в конце 1970-х он вместе с двумя коллегами из мира кино создает кинофестиваль "Сандэнс", название которого отсылает к прославившему Роберта Редфорда фильму "Бутч Кэссиди и Санденс Кид". В 1981 г. был также учрежден некоммерческий киноинститут Сандэнс.
Читайте также:
Со временем фестиваль Сандэнс превратился не просто в громкое событие, а в одно из самых значимых событий мировой киноиндустрии, ежегодно открывающей миру новые таланты и объединяющей молодых кинематографистов с деньгами и влиянием крупных голливудских кинокомпаний.
Читайте также:
В 1980 г. Роберт Редфорд также садится в режиссерское кресло и снимает драму о семье, потерявшей ребенка "Обыкновенные люди". Лента пользуется успехом у публики, собирает восторженные отзывы критиков, завоевывает Оскар как лучший фильм года и приносит Редфорду режиссерскую награду.
Актерством он продолжает заниматься, но снимается значительно реже. Криминальная лента "Брубейкер" 1980 г. и спортивная драма "Самородок" 1984 г. сменяется колоссальным успехом биографической драмы Сидни Поллока "Из Африки" 1985 г., получившей Оскар как лучший фильм года.
В 1990-х годах Роберт Редфорд удерживает статус звезды снимаясь в таких успешных лентах как "Гавана" 1990 г., "Тихушники" 1992 г., "Непристойное предложение" 1993 г., "Близко к сердцу" 1996 г. и выступая в качестве режиссера громких лент "Там, где течёт река" 1992 г., "Телевикторина" 1994 г. А в 1998 г. сам снимается в режиссируемом им фильме "Заклинатель лошадей".
Однако в 2000-х годах удача резко отворачивается от перешагнувшего 60-летний рубеж актера. Фильмы с его участием и амбициозные режиссерские проекты проваливаются в прокате, либо оказываясь убыточными, либо с трудом окупая затраты: "Легенда Багера Ванса" 2000 г., "Последний замок" 2001 г., "Шпионские игры" 2001 г., "Расчет" 2004 г., "Незаконченная жизнь" 2005 г., "Львы для ягнят" 2007 г.
В 2010-х Роберт Редфорд начинает сниматься в малобюджетных лентах, таких как "Не угаснет надежда" 2013 г., "Прогулка по лесам" 2015 г., "Старик с пистолетом" 2018 г. и др. Выпускает два политических фильма "Заговорщица" 2010 г. и "Грязные игры" 2012 г. А также начинает появляться в эпизодических ролях крупных студийных фильмов ("Первый мститель: Другая война" 2014 г., "Пит и его дракон" 2016 г.).
Роберт Редфорд уже 10 лет не выступал в качестве режиссера и крайне редко появляется перед камерами сам. Но его детище - фестиваль Сандэнс продолжает набирать мощь и влияние. Помимо фестиваля он может похвастаться тремя детьми, рожденными им и его супругой в 27-летнем браке. Все они занимаются искусством - художник, сценарист и актриса.
Несмотря на статус суперзвезды, Роберт Редфорд никогда не был частью голливудской тусовки, предпочитая тихо жить в своем большом ранчо в Юте, и помогая развивать с помощью кинофестиваля и института Сандэнс свой штат. Он резко критикует сиквелы и ремейки, говоря, что в мире полно историй и нет необходимости повторять одно и то же дважды. А о своей главной цели в кино он говорит: "Я считаю, что история постоянно себя повторяет. Но мы не учимся на ошибках прошлого. Мне видится, что Америка очень склонна делить все на белое, черное, красное и прочие цвета. Но мой жизненный опыт кричит о том, что ничто не бывает простым и однозначным. На всем есть серые пятна. Когда-то давно во мне жила наивная надежда, что кино способно менять общество. Но теперь я занимаюсь кино в надежде, что как можно большее количество людей научится видеть серые пятна в политике, экономике, социуме и в самих себе. Видеть что является действительно новым и значимым, а что лишь повтор с предугадываемым исходом."
Какие фильмы Роберта Редфорда вам нравятся? Делитесь в комментариях.
Присоединяйтесь к нам во Вконтакте и Телеграме. Ставьте лайки )