Психологический климат в компании – ключевой момент, от которого зависит не только производительность труда, но и «срок жизни» сотрудника на рабочем месте. В чем еще его важность и на какие нюансы он «открывает глаза», рассказываем в сегодняшней статье!
Ходить на работу нет никакого желания, коллеги «грызутся», как пауки в банке, директор вечно недоволен, а бухгалтер постоянно кричит, если зайти к ней в кабинет? Атмосферу на таком предприятии благоприятной точно не назвать. Многочисленные исследования подтверждают – психологический климат в компании и хороший коллектив выступают одним из наиболее значимых для сотрудника факторов.
Во многих случаях приятный, дружеский климат с адекватным руководителем и близкими по духу коллегами даже важнее зарплаты. Работники нередко говорят о том, что при выборе между работой с нормальной обстановкой или более высоким доходом предпочтут первый вариант. Даже отличная зарплата не всегда в состоянии компенсировать постоянный стресс, плохое самочувствие, моральную усталость и истощение от работы в тяжелой обстановке.
Работа, чтобы быть успешной, должна приносить радость. Тогда и отдача гораздо больше, производительность выше, равно как и качество товаров и услуг. Недаром в корпорации «Гугл», например, уделяют так много внимания психологическому климату и условиям работы, где у сотрудников есть бассейн, детский сад, и даже можно приводить с собой домашних питомцев. Потому и персонал «Гугла» трудится с большим энтузиазмом, заботится об интересах своей компании и ценит рабочее место.
Управление психологическим климатом - важнейший компонент управления персонала
Можно сколько угодно вкладывать деньги в обучение, адаптацию персонала, проводить тренинги по тайм-менеджменту или конференции по HR, однако если не озаботиться вопросом создания комфортной социально-психологической обстановки, то успешной, слаженной работы коллектива, взаимопонимания с руководством вряд ли можно добиться. А это уже напрямую влияет на финансовые показатели, КПД работы и качество производимых товаров и услуг. Поэтому в интересах топ-менеджмента и собственника бизнеса уделять повышенное внимание вопросу комфортной рабочей атмосферы.
На что влияет психологический климат:
- текучесть кадров, лояльность сотрудников;
- качество работы, количество жалоб и претензий не только среди сотрудников, но и от клиентов;
- отношение к клиентам, коллегам, руководству;
- производительность труда, соблюдение сроков и своевременное исполнение контрактных обязательств;
- работоспособность;
- уровень самореализации;
- конфликтность, разрешение споров и разногласий.
Психологический климат показывает, насколько доволен персонал организацией трудового процесса, манерой управления и общением с коллегами, насколько устойчива система внутренних взаимоотношений. Даже самочувствие определяется атмосферой в офисе – в тяжелой обстановке сотрудники часто жалуются на головные боли, упадок сил, отсутствие энергии.
Что принимается под психологическим климатом в компании
Это преобладающая в фирме эмоциональная атмосфера, связь людей в коллективе, их переживания и настроение, взаимоотношения между коллегами и руководителем и подчиненными. На предприятиях различают благоприятный, неблагоприятный и неустойчивый климат, когда интерес к труду сочетается с равнодушием и пренебрежением к коллегам.
Безусловно, наилучший вариант – это благоприятный психологический климат. Его называют таковым, когда ценности и отношения в нем отвечают задачам компании, а ее сплоченные и дружные сотрудники стремятся единодушно трудиться во имя интересов предприятия.
Отличительные признаки благоприятного климата:
- взаимопомощь в трудных ситуациях, эмоциональная включенность и доверие;
- доброжелательная, конструктивная критика;
- терпимость к чужому мнению;
- возможность выбирать приемы и методы выполнения поставленных задач;
- отсутствие давления руководителя, демократический стиль управления;
- достаточная информированность о задачах и целях компании;
- разумная требовательность друг к другу;
- минимальная текучесть кадров, опозданий и пропусков;
- возможность расти в профессиональном и творческом направлении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу.
По некоторым показателям мы можем понять, на каком уровне находится коллектив. Его характеризует:
1. Сплоченность. Приверженность коллективу его сотрудников, уровень их взаимной симпатии в межличностных связях.
2. Открытость, контактность.
3. Ответственность. Сотрудники готовы взять на себя ответственность не только за успех, но и за провал. Принятые в компании нормы и правила соблюдаются.
4. Стремление к сохранению целостности коллектива.
5. Сработанность. Обмен опытом, выработка общего стиля поведения, развивается желание и умение соотносить свои действия и задачи с действиями и целями коллег.
Полную противоположность представляет неблагоприятный климат, который по-настоящему вредит рабочим процессам и тормозит развитие компании.
Неблагоприятный климат – это:
- черствое, равнодушное отношение друг к другу;
- авторитарный стиль правления;
- неудовлетворенность условиями труда и внутренними отношениями между сотрудниками и с менеджерским составом, взаимное неуважение;
- взаимное укрывательство проступков, нарушений порядка и регламентов;
- повышенная напряженность и конфликтность;
- боязнь наказания;
- нежелание вкладывать усилия в коллективный продукт.
Руководителям и HR-менеджерам хорошо известна ситуация, когда коммерческие, финансовые и производственные показатели предприятия падают из-за ухудшения как раз психологического климата. И смена руководителя нередко становится тому причиной: приходит новый управленец со своим понятием правильного руководства и отношений в коллективе и начинает их настойчиво воплощать в жизнь. Однако проблема кроется не только в неэффективном руководителе, климат ухудшают и другие причины.
Поэтому так важно выявить и по возможности устранить те обстоятельства, что дестабилизируют климат в компании:
- морально-психологическая несовместимость (несовпадение ценностей, жизненных установок, моральных и этических качеств);
- неудовлетворенность стимулированием, з/п, мотивацией, условиями на работе;
- общая неуверенность, нестабильность;
- высокий уровень стресса, усталость, напряженность;
- плохие отношения с руководителем или с подчиненными.
Какие факторы задают психологический климат в коллективе:
1. Стиль управления руководителя или собственника бизнеса (демократический, авторитарный, либеральный).
2. Масштабы организации и ее финансовые возможности.
3. Применяемая система мотивации – наказания, поощрения.
4. Ход производственного процесса – успешность, неуспешность.
5. Условия труда (в том числе санитарно-гигиенические), их комфорт и удовлетворение нужд работника.
6. Совместимость сотрудников – такое сочетание их профессиональных, физиологических, личностных черт и качеств характера, которое обеспечивает эффективную совместную работу. Тут играют роль даже такие психофизические характеристики, как выносливость, скорость мышления, память, восприятие.
7. Половозрастная градация (по гендеру и возрасту).
8. Проведение свободного времени, хобби и увлечения, семейная обстановка.
Многие эксперты личность руководителя, его стиль управления и систему подбора и расстановки кадров считают главенствующим фактором при создании психологического климата в компании. Лидерские качества, эмоциональный интеллект, эмпатия руководителя очень сильно влияют на управление и «среднюю температуру по больнице».
Настоящий лидер с хорошо развитым эмоциональным интеллектом и знанием тайм-менеджмента точно также разумно организует работу коллектива, создавая там комфортную, работоспособную атмосферу. Он формирует навыки совместной деятельности, чувство принадлежности к группе, создает четкую структуру, где каждый сотрудник знает свои обязанности и зону ответственности, грамотно координирует работу.
И с другой стороны, ошибки руководителя при управлении значительно ухудшают атмосферу, вплоть до увольнения сотрудников:
- «зацикленность» на трудовой дисциплине;
- перекладывание ответственности на подчиненных;
- невнятная формулировка задач и целей в работе;
- «фонтанирование» нереальными в осуществлении идеями;
- грубость, надменность, авторитарность, любовь к мелочному контролю, навязывание своей точки зрения во всем;
- недоступность для подчиненных, не контактность.
Благоприятный социально-психологический климат – итог систематической работы и мероприятий руководителя, менеджеров, HR-менеджеров и самих сотрудников. Он формируется постепенно и целенаправленно всеми участниками коллектива. И точно так же приносит благо всем – и руководителям, и сотрудникам.
А вам приходилось работать в коллективе, где психологическая обстановка неблагоприятная? Поделитесь своими впечатлениями!
#Опыт Ритейл Навигатор #мотивация и успех #Работа с персоналом