Найти тему
Ритейл Навигатор

Психологический климат в организации: в чем его важность, что он помогает определить

Психологический климат в компании – ключевой момент, от которого зависит не только производительность труда, но и «срок жизни» сотрудника на рабочем месте. В чем еще его важность и на какие нюансы он «открывает глаза», рассказываем в сегодняшней статье!

Ходить на работу нет никакого желания, коллеги «грызутся», как пауки в банке, директор вечно недоволен, а бухгалтер постоянно кричит, если зайти к ней в кабинет? Атмосферу на таком предприятии благоприятной точно не назвать. Многочисленные исследования подтверждают – психологический климат в компании и хороший коллектив выступают одним из наиболее значимых для сотрудника факторов.

Во многих случаях приятный, дружеский климат с адекватным руководителем и близкими по духу коллегами даже важнее зарплаты. Работники нередко говорят о том, что при выборе между работой с нормальной обстановкой или более высоким доходом предпочтут первый вариант. Даже отличная зарплата не всегда в состоянии компенсировать постоянный стресс, плохое самочувствие, моральную усталость и истощение от работы в тяжелой обстановке.

Работа, чтобы быть успешной, должна приносить радость. Тогда и отдача гораздо больше, производительность выше, равно как и качество товаров и услуг. Недаром в корпорации «Гугл», например, уделяют так много внимания психологическому климату и условиям работы, где у сотрудников есть бассейн, детский сад, и даже можно приводить с собой домашних питомцев. Потому и персонал «Гугла» трудится с большим энтузиазмом, заботится об интересах своей компании и ценит рабочее место.

Управление психологическим климатом - важнейший компонент управления персонала

Можно сколько угодно вкладывать деньги в обучение, адаптацию персонала, проводить тренинги по тайм-менеджменту или конференции по HR, однако если не озаботиться вопросом создания комфортной социально-психологической обстановки, то успешной, слаженной работы коллектива, взаимопонимания с руководством вряд ли можно добиться. А это уже напрямую влияет на финансовые показатели, КПД работы и качество производимых товаров и услуг. Поэтому в интересах топ-менеджмента и собственника бизнеса уделять повышенное внимание вопросу комфортной рабочей атмосферы.

На что влияет психологический климат:

  • текучесть кадров, лояльность сотрудников;
  • качество работы, количество жалоб и претензий не только среди сотрудников, но и от клиентов;
  • отношение к клиентам, коллегам, руководству;
  • производительность труда, соблюдение сроков и своевременное исполнение контрактных обязательств;
  • работоспособность;
  • уровень самореализации;
  • конфликтность, разрешение споров и разногласий.

Психологический климат показывает, насколько доволен персонал организацией трудового процесса, манерой управления и общением с коллегами, насколько устойчива система внутренних взаимоотношений. Даже самочувствие определяется атмосферой в офисе – в тяжелой обстановке сотрудники часто жалуются на головные боли, упадок сил, отсутствие энергии.

Что принимается под психологическим климатом в компании

Это преобладающая в фирме эмоциональная атмосфера, связь людей в коллективе, их переживания и настроение, взаимоотношения между коллегами и руководителем и подчиненными. На предприятиях различают благоприятный, неблагоприятный и неустойчивый климат, когда интерес к труду сочетается с равнодушием и пренебрежением к коллегам.

Безусловно, наилучший вариант – это благоприятный психологический климат. Его называют таковым, когда ценности и отношения в нем отвечают задачам компании, а ее сплоченные и дружные сотрудники стремятся единодушно трудиться во имя интересов предприятия.

Отличительные признаки благоприятного климата:

  • взаимопомощь в трудных ситуациях, эмоциональная включенность и доверие;
  • доброжелательная, конструктивная критика;
  • терпимость к чужому мнению;
  • возможность выбирать приемы и методы выполнения поставленных задач;
  • отсутствие давления руководителя, демократический стиль управления;
  • достаточная информированность о задачах и целях компании;
  • разумная требовательность друг к другу;
  • минимальная текучесть кадров, опозданий и пропусков;
  • возможность расти в профессиональном и творческом направлении;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу.

По некоторым показателям мы можем понять, на каком уровне находится коллектив. Его характеризует:

1. Сплоченность. Приверженность коллективу его сотрудников, уровень их взаимной симпатии в межличностных связях.

2. Открытость, контактность.

3. Ответственность. Сотрудники готовы взять на себя ответственность не только за успех, но и за провал. Принятые в компании нормы и правила соблюдаются.

4. Стремление к сохранению целостности коллектива.

5. Сработанность. Обмен опытом, выработка общего стиля поведения, развивается желание и умение соотносить свои действия и задачи с действиями и целями коллег.

Полную противоположность представляет неблагоприятный климат, который по-настоящему вредит рабочим процессам и тормозит развитие компании.

Неблагоприятный климат – это:

  • черствое, равнодушное отношение друг к другу;
  • авторитарный стиль правления;
  • неудовлетворенность условиями труда и внутренними отношениями между сотрудниками и с менеджерским составом, взаимное неуважение;
  • взаимное укрывательство проступков, нарушений порядка и регламентов;
  • повышенная напряженность и конфликтность;
  • боязнь наказания;
  • нежелание вкладывать усилия в коллективный продукт.

Руководителям и HR-менеджерам хорошо известна ситуация, когда коммерческие, финансовые и производственные показатели предприятия падают из-за ухудшения как раз психологического климата. И смена руководителя нередко становится тому причиной: приходит новый управленец со своим понятием правильного руководства и отношений в коллективе и начинает их настойчиво воплощать в жизнь. Однако проблема кроется не только в неэффективном руководителе, климат ухудшают и другие причины.

Поэтому так важно выявить и по возможности устранить те обстоятельства, что дестабилизируют климат в компании:

  • морально-психологическая несовместимость (несовпадение ценностей, жизненных установок, моральных и этических качеств);
  • неудовлетворенность стимулированием, з/п, мотивацией, условиями на работе;
  • общая неуверенность, нестабильность;
  • высокий уровень стресса, усталость, напряженность;
  • плохие отношения с руководителем или с подчиненными.

Какие факторы задают психологический климат в коллективе:

1. Стиль управления руководителя или собственника бизнеса (демократический, авторитарный, либеральный).

2. Масштабы организации и ее финансовые возможности.

3. Применяемая система мотивации – наказания, поощрения.

4. Ход производственного процесса – успешность, неуспешность.

5. Условия труда (в том числе санитарно-гигиенические), их комфорт и удовлетворение нужд работника.

6. Совместимость сотрудников – такое сочетание их профессиональных, физиологических, личностных черт и качеств характера, которое обеспечивает эффективную совместную работу. Тут играют роль даже такие психофизические характеристики, как выносливость, скорость мышления, память, восприятие.

7. Половозрастная градация (по гендеру и возрасту).

8. Проведение свободного времени, хобби и увлечения, семейная обстановка.

Многие эксперты личность руководителя, его стиль управления и систему подбора и расстановки кадров считают главенствующим фактором при создании психологического климата в компании. Лидерские качества, эмоциональный интеллект, эмпатия руководителя очень сильно влияют на управление и «среднюю температуру по больнице».

Настоящий лидер с хорошо развитым эмоциональным интеллектом и знанием тайм-менеджмента точно также разумно организует работу коллектива, создавая там комфортную, работоспособную атмосферу. Он формирует навыки совместной деятельности, чувство принадлежности к группе, создает четкую структуру, где каждый сотрудник знает свои обязанности и зону ответственности, грамотно координирует работу.

-2

И с другой стороны, ошибки руководителя при управлении значительно ухудшают атмосферу, вплоть до увольнения сотрудников:

  • «зацикленность» на трудовой дисциплине;
  • перекладывание ответственности на подчиненных;
  • невнятная формулировка задач и целей в работе;
  • «фонтанирование» нереальными в осуществлении идеями;
  • грубость, надменность, авторитарность, любовь к мелочному контролю, навязывание своей точки зрения во всем;
  • недоступность для подчиненных, не контактность.

Благоприятный социально-психологический климат – итог систематической работы и мероприятий руководителя, менеджеров, HR-менеджеров и самих сотрудников. Он формируется постепенно и целенаправленно всеми участниками коллектива. И точно так же приносит благо всем – и руководителям, и сотрудникам.

А вам приходилось работать в коллективе, где психологическая обстановка неблагоприятная? Поделитесь своими впечатлениями!

#Опыт Ритейл Навигатор #мотивация и успех #Работа с персоналом