Христианство, возникшее в I в. н.э. в Римской империи, первые столетия своего существования систематически подвергалось жестоким преследованиям со стороны римских властей. Христиане, верившие в единство и всемогущество Бога-Создателя и учительскую миссию в религии Иисуса Христа, активно распространяли свою религию среди остального населения Римского государства, что жестоко подавлялось властями.
Христиане жили в разных провинциях империи общинами, возглавляемыми выборными предводителями — епископами (от греческого «επισκοπος — надзиратель»). Епископов и местных священников, позиционируемых как духовные наставники, христиане почтительно называли «παππας — отец».
В 313 г. римский император Константин I запретил преследования и дискриминацию христиан, а незадолго до смерти сам принял крещение. Несмотря на это, римские власти постоянно осуществляли попытки влиять на христианское священство, заставлять епископов вести проповеди в русле своей политики.
В особенно сильную зависимость от императорской власти попали епископы Константинополя, со времен Константина ставшего столицей империи вместо Рима. Епископы Рима, где императорский двор больше не появлялся регулярно, наоборот, сохранили значительно бóльшую независимость. Они могли более беспристрастно разрешать возникающие в христианской общине внутренние споры, могли более смело критиковать не сообразующиеся с христианской моралью действия властей. Также именно в Риме закончил свою земную жизнь во время преследований один из учеников Иисуса апостол Петр, считающийся основателем церкви — системы христианского духовного наставничества, объединяющей епископов и местных священников. Ну, и сам Рим, хотя больше не был столицей империи, по-прежнему имел популярность ее культурного и духовного центра.
Все это возвышало авторитет римских епископов в глазах христианской общины. А также способствовало зарождению противоречий между римской и константинопольской церковью, которые накапливались, правда, медленно, и только через семьсот лет привели к окончательному расколу христианской церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную).
В 343 г. епископы западных — латиноговорящих, областей империи признали римского епископа своим главой и сами стали обращаться к нему почтительным словом «papa», являющимся латинской переделкой греческого «παππας». Постепенно прозвание «Papa Romanus — Папа (отец) Римский» превратилось в настоящий титул римских епископов.
Также римские папы заимствовали из древнеримской религиозной терминологии почетный титул понтифика (латинское «pontifex — строитель моста»), как в языческом Риме назывались жрецы высшего ранга. Отсюда происходит название периода правления Папы — понтификат.
После падения в 476 г. Западной Римской империи духовный авторитет пап в христианском мире еще более возрастает, так как императорская власть полностью утрачивает влияние на Рим, а установившие власть в Риме германцы-остготы не стремились вмешиваться в церковные дела. Кроме того, остготы воевали с императорами Константинополя, продолжавшими контролировать восточные территории распавшейся Римской империи (Византийская империя). Рим переходил в руки то византийских, то остготских войск. В этот период папы как наиболее авторитетные в городе лица фактически сосредоточили в своих руках и светскую власть.
Очень известной фигурой раннесредневековой церкви является папа Григорий I, бывший духовным главой Рима во время разорительного завоевания Италии германскими племенами лангобардов. Он организовал снабжение продовольствием страдающих от вызванного войной голода римлян, выкуп у лангобардов пленных жителей Италии и мероприятия по укреплению обороноспособности города.
Также Григорий активно писал труды, адресованные простым христианам, в которых наставлял тех в христианских религиозных основах, призывал не увлекаться погоней за мирскими благами, а каяться в грехах и готовиться к скорому наступлению Судного Дня. Сравнивая людей в бренной жизни со жнецами, он спрашивал: «Зачем снимать жатву, если жрецу не суждено жить?», и предлагал каждому человеку беспристрастно взглянуть на собственную жизнь и понять, как мало на самом деле для нее нужно.
Папы, являвшиеся духовными наставниками для миллионов людей, живших в разных странах Средиземноморья, тяготились господством Византийской империи, подданство которой вынуждены были принять, чтобы хоть как-то обезопасить Рим от лангобардской экспансии. Светское подданство римлян было в основном формальным: Константинополь был сильно удален от их города, и Рим во внутренних делах сохранял самостоятельность, но пап совсем не радовала зависимость от императорских поставок материальных средств и воинов для охраны их безопасности. И очень кстати для них оказалось принятие христианской религии населением Королевства франков, обширные земли которого лежали к северу от Альп.
В середине VIII в. король франков Пипин Короткий нанес поражение лангобардам, передал папе Стефану II (III) часть завоеванных в Италии земель и признал папу правителем нового государства, получившее название Наследия Святого Петра (христиане-католики считают апостола Петра первым христинаским епископом Рима, соответственно, возводят к нему начало римского папства) и в историографии известное просто как Папская область.
Так папы стали не только духовными главами христианского мира, но и светскими владетелями подобно европейским королям.
Полная версия статьи на сайте: https://history-thema.com/rimskoe-papstvo-v-srednie-veka/
Если было интересно, ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал. Яркого лета!🌞
Еще в нашей ленте: