Открывая свой бизнес, всегда есть риски: не найти единомышленников, выбрать неверное направление или вложить деньги и не окупить их.
Я - Елена Толстова, коммерческий директор Онлайн Школы Мастеров по лепке с детьми и хозяйка творческой студии в Санкт-Петербурге. И я потеряла 500.000₽ на старте. Как я это сделала?
Изначально у меня была студия керамики, где мы лепили из природной глины. Заняться этим направлением мне захотелось для своей дочери. И я открыла студию без опыта ведения бизнеса. Для меня было очевидным, что достаточно найти помещение и повесить табличку «Мы открылись».
Когда вы решаете открыть бизнес, вы решаете, на чем вы будете зарабатывать. Есть 2 пути:
Экспертный - когда вы много учитесь, развивая свои навыки, добавляете новые услуги, повышаете цену на занятия.
Предпринимательский - это не только учить лепить. Это про то, как сделать так, чтобы клиенты не уходили, как расписать занятия, как организовать общение с родителями, продумать маркетинговую стратегию. Мои знания ограничивались только умением лепить и «табличкой».
Уже в первые месяцы стало понятно, что даже выйти в ноль нам не удасться. А открывая бизнес, нам в первую очередь хочется, чтобы доход был быстрым и максимально лёгким.
Во-первых, у нас было огромное помещение с двумя аудиториями и большим холлом в аренде. Большие суммы уходили на хозяйственные нужды и мне самой приходилось работать не только преподавателем, но и уборщицей.
Во-вторых мы не спланировали ведение бизнеса. А с этого нужно было начать - понять сколько я хочу заработать и проанализировать свои ресурсы: время, количество клиентов, затраты на материалы, аренду и зарплату. В начале нашего пути мы даже не могли просчитать себестоимость одного занятия. Важно увидеть точку безубыточности, просчитать себестоимость и прибыль и свои цели.
Простая математика, которой мы не воспользовались на старте. Если вы возьмёте 2 часа в неделю, 6 человек в группе, стоимость часа 700₽ из которых 150₽ уходит на глину, тогда ваш доход составит 26400₽. Достаточно это для вас? Если нет, нужно увеличить количество детей в группе. Также вы можете просчитать, сколько материала уходит на одного ребёнка. Увидев эту цифру, вы можете рассчитать себестоимость одного занятия с одним ребёнком. Чтобы наша студия выходила в ноль нужно было 20-30 человек учащихся. А мы работали по принципу сколько пришло, столько пришло.
Важный момент - изучить своих конкурентов и целевую аудиторию. Я раньше думала, что для нас это другие творческие студии в районе. Но через несколько месяцев работы пришло осознание, что наши конкуренты - это секции синхронного плавания, фигурного катания и английского. К нам приходили не как на основные занятия, как следствие, часто их пропускали, и мы теряли заработок.
⠀
Уже сейчас в своём городе вы можете рассчитать спрос на занятия лепкой на сайте Яндекс wordstat. Посмотрите, насколько популярен запрос «лепка для детей» в вашем регионе и оцените количество преподавателей, готовых проводить такие занятия. Знание конкурентов - отличная база, чтобы строить свой бизнес.
⠀
Поняв, что мои конкуренты спортивные секции и английский, я думала, что лепка это второстепенно, с таким настроем и приглашала учеников - предлагала отдыхать от основных занятий. Мы осознали, что продаём будущее ребёнка и переформулировали ценность лепки, обозначив его как концентрацию внимания, способность к обучению, эмоциональную и цифровую грамотность, приспосабливаемость к современному миру.
Важно продумывать тематики уроков и заинтересовать детей. Для первых занятий мы придумали фигурки персонажей по известному мультфильму, а оказалось, что дети не хотят их лепить. Им интересны домашние животные. И тогда мы стали лепить кошечек и собачек, но уже потеряли часть своей аудитории. Выясняйте интересы у самих детей, у их родителей. Спрос будет, если детям будет интересно.
⠀
На старте мы не думали о важности соцсетей. Наша смм-стратегия, если ее можно так назвать, сводилась к публикации поста с отчетными фотографиями после проведённых занятий.
Важно не просто сообщать аудитории что и когда вы держите. Нужно правильное позиционирование, грамотный контент и качественное оформление профиля.
Оказалось, что важно понять не только ЧТО мы продаём, но и КАК. Первоначально мы не фиксировали обращения в студию. Человек пришёл, мы его записали, и если он не пришёл на занятие, мы потеряли его. У нас не было системы, откуда люди к нам приходят: мимо проходили или увидели нас в соцсетях. Позже мы это всё прописали, сделали анкеты и прозванивали всех. А потом увидели сколько людей записались на пробное занятие и купили абонемент. Проследив путь клиента, мы уже не упускали своих будущих посетителей.
Мы не задумывались, где брать клиентов. А стоило. Всё та же вывеска «Мы открылись» казалась нам достаточным средством привлечения внимания. Если бы мы обратились в детские центры, садики, студии, женские бизнесы, мы бы раньше смогли найти и привести в свою студию тех, кто готов и хочет заниматься лепкой.
Мы не думали о том, как всё устроено внутри. Первое время я работала и администратором, и педагогом, и уборщицей. Это стоило мне времени. А это самый дорогой ресурс. Как работают абонементы, как устроена коммуникация внутри команды - всё это должно быть продумано и прописано.
Сейчас у нас более 130 человек, занимающихся по абонементам. Это те, кто ходит постоянно. Мы проводим разовые мастер-классы, сотрудничаем с большим количеством развивающих центров. К нам приходят новые и новые ученики, желающие заняться лепкой. Но это всё могло бы произойти гораздо раньше. Поэтому не стоит повторять наших ошибок.
О том, как их избежать мы рассказываем подробно на нашем Курсе. И если пол миллиона для вас не лишние, обращайтесь в школу JumpingClay, и мы подскажем, как сделать бизнес прибыльным в кратчайшие сроки