Многие психологи относят ретроспективную ревность к обсессивно-компульсивным расстройствам. В история, предлагаемой вам, нет советов, рецептов исцеления и даже хеппиэнда. Это лишь предупреждение: вы не застрахованы от ревности ни с какой стороны
Мы давно знакомы с ним – пусть будет Игорь. Адекватный парень, с типичными мужскими интересами и «загонами». В общей компании мелькал почти всегда с девушками. А недавно между нами состоялся разговор а-ля «как победить дракона».
«Ничто не предвещало»
«Считается, что ревность – удел слабых и ущербных, мол, всё это от неполноценности. Возможно, «средняя температура по больнице» и впрямь такова, но мой случай портит общую статистику. Я вырос в благополучной семье, разводов и несчастных отношений не было, наверное, до седьмого колена вглубь. Я был первым ребёнком у родителей, первым внуков для бабки с дедом, первым мдля дядьёв и тёток. Представьте, сколько обожания и подарков.
В саду и школе тоже был на хорошем счету – умненький, в меру шустрый, хорошо кушал/спал и не обижал девочек. Кстати, о девочках. Подружки у меня были ещё с горшкового возраста. Дразнилки взрослых типа «тили-тили-тесто» воспринимал благодушно: конечно, вот вырасту и женюсь на соседской Алёнке. Или Насте. Или Вареньке… Короче, я рос полигамным мужчиной.
Когда началось время первых свиданий, поцелуев и так далее, я опять-таки плавно вписался в поворот. Мои чувства были взаимны, девочки верны и покладисты, соперники – несерьёзны…
Лет до 23 я считал ревность выдумкой – ну, чтобы перца придать книге или фильму. Если же кто-то из знакомых срывался в это чёрное дело, я иронизировал, мол, какого парня мы потеряли.
Скорее, на меня мог упасть самолёт, нежели случиться приступ ревности.
А потом я влюбился.
«Она, везде она»
Говорят, мальчики выбирают жену по маме, ну, модель поведения, внешний типаж. Я бы поспорил: моя матушка замечательная женщина, но очень земная. Сколько помню, её интересовали лишь домашние хлопоты. Рецепт хрустящих огурчиков, подкормка овощей на даче, вязание салфеток, пироги и выкройки фартуков. Батя полностью соответствовал, так что подразумевалось, что и мне сыщется подобная барышня, и будем мы как попугайчики-неразлучники…
Шах и мат, господа психологи и прочие «инженеры человеческих душ». Я встретил совсем другую – яркую непоседу. Понятно, что в 20 с хвостиком это самый распространённый типаж, но в моей избраннице огня было с запасом лет на 100…
Тут я отчасти соглашусь, что ревность произрастает из неуверенности в себе. Я был благополучным парнем, не без пацанских безумств, но в пределах нормы. К тому же я не выбирал тяжёлые пути: если видел, что нравлюсь девчонке, только тогда активничал, короче, искал гарантии. А тут другой случай. Она словно бросила вызов – «докажи, что ты меня достоин». Без слов, без провокаций. Просто она была очень жизнелюбива: ей всегда было интересно – и со мной, и без меня. Она не приглашала в свою жизнь, это мне дозарезу надо было оказаться рядом…
Декупаж мебели, выращивание орхидей, катание на велосипеде, костюмированные вечеринки, походы, природа, кулинария, котята и щенки – на всё её хватало. А я шёл «по остаточному принципу»: если есть время – согласна на свидание. Нет – извини, в следующий раз…
Я разозлился и «влюбил» её в себя. Завалил цветами, комплиментами, соблазнил – надеюсь, всё же я, а не меня. И получилось…
Позволю себе отступление. Недавно я смотрел сериал «Ты». Умный начитанный парень действовал по той же схеме и так же искренне был влюблён в своих пассий. Разница в одном: он не останавливался не перед чем, даже криминалом. Меня бог миловал.
…Итак, мы стали парой. Счастливой и стабильной. Вместе на вылазки, к родителям, в компанию. Я не строил планы на будущее, я знал: вместе мы будем всегда. Это не любовь, это судьба.
«Тучи собираются»
Кто-то мудрый заметил, что главный враг влюблённых – скука. Не в том смысле, что нечего делать и некуда пойти, а достижение какой-то запретной близости. По крайней мере, у меня было так. В постели всё или почти всё попробовали, причём её опыт превосходил мой… Знакомых обсудили сто раз и составили психологические портреты. Сериалы уже надоели, книги тоже… Вот эта грань «мы так близки, что слов не нужно» и стала началом конца, как я думаю. А может быть, я просто подсел на отношения, как на наркотик. Мне нравилось быть влюблённым, бурлить, сходить с ума – и я увеличил дозу…
Было так: дурачились на диване перед телеком, я и брякнул, мол, а у тебя были с кем-нибудь такие же серьёзные отношения? А она возьми и ответь – да, даже к свадьбе шло. И добила: «Со мной вообще всегда всё серьёзно. Не бывает лёгкий флирт или «только для постели». Мужики непременно хотят «в полный рост», знакомят с родителями и прочее. Вот такая я основательная!» И засмеялась…
Я тоже улыбнулся, но та улыбка уже вышла кривой и наигранной. Мне было больно. Значит, я не эксклюзив, да? И если не я, то на моём месте был бы другой, так?..
Ревность и чувство неполноценности – кровные сёстры. Та девушка для меня была всем. И мне хотелось быть для неё тем же. А выходило вон как: я – один из. Значит, у неё уже так было, да? А у меня нет – и не будет. И вот тут рождается острое чувство несправедливой обделённости. Обидно до слёз. А кто виноват? Конечно, она! Из-за слишком пёстрой биографии…
Под чёрным небом
Меня поймёт только тот, кто сам пережил подобное. Настроение как на американских горках. Она позвонит – я счастлив. Но через секунду, видя её имя на дисплее смартфона, мрачнею. Тем, другим, ты тоже трезвонила, чтобы пожелать доброго утра?
В какой-то момент вас становится трое – всюду. Сидим в кафе, у неё молочные «усики» от капучино, я умиляюсь – и тут накрывает злоба. С ним ты тоже была такой милой? Стерва. Сиюминутное желание вытереть ей губы салфеткой подавлено, вместо него бурчу: «Ты испачкалась. Посмотри, как выглядишь по-свински. Вытри». Она сникает…
Идём по улице, встречаем её знакомого, она дружелюбно кивает: «Привет!» И даже не говорит, кто это. Дай бог просто приятель, а что, если спали? Если тот самый, с которым до свадьбы дошло?.. И всё, прогулка летит к чертям, потому что я начинаю цепляться и «кусать» её…
Про постель вообще молчу. Давайте опустим этот момент, потому что мне стыдно. Я был жестоким и ненасытным в разных девиациях. То демонстративно отвергал её, то хотел чего-то порочного. Короче, «50 оттенков серого» наяву. Точнее, чёрного.
В соцсетях развил небывалую активность. У меня было три (!) фальшивых аккаунта. Я контролировал каждый её лайк. И всё равно не верил…
Говорят, главная проблема человечества – возлюбить ближнего, как самого себя. Как это сделать, если в глазу торчишь ты сам, любименький? Эгоизм – наше всё. А я бы хотел тогда стать эгоистом. Чтобы хоть немного думать о себе, о чём-то ещё, помимо её прошлого.
Иногда случались приступы просветления. Ну, ведь правда же любит меня девчонка. И она самая лучшая на свете. Неудивительно, что все мужики тащили в загс. Но выбрала-то она меня… А если не выбрала? Что, если вспоминает и сравнивает? Если уйду, она мигом сыщет замену…
Удержать эту взрывоопасную смесь в голове и не выплеснуть наружу способны разве что маньяки: когда человек годами скрывает гадкое нутро, а у самого за плечами ядерный полигон. Но я, слава богу, всего лишь патологический ревнивец: никого не загубил, но все видели, что меня «бомбило». Короче, месяца через три мы расстались. Она молодец, стоит признать. Несколько раз вызывала на разговор, не ставила ультиматумов, честно пыталась понять и помочь. Но как спасти того, кому нравится расчёсывать раны, кому сладка боль? Авторитетно заявляю, что ревнивцам нравится это жгучее чувство. Да, больно – аж дышать не можешь. Но, как известно, чувствуешь – значит, живой…
Потому что после расставания я умер. Не сразу, ещё в агонии пасся в соцсетях и искал соперника, к которому ненаглядная якобы навострила лыжи. Но вскоре понял, и друзья подтвердили: она ушла не к кому-то, а от меня. Потому что вот такой я распрекрасный чудак.
В поисках лекарства
Наверное, я должен сам себя похвалить: я понимаю, что дело не чьём-то прошлом, а в моей голове. За признание проблемы ставлю себе пятёрку. На свете полно дам и кавалеров, которых тоже колбасит от ретроспективной ненависти, но люди словно слепы, словно заточены в камере. Среди них навалом жено- и мужененавистников, и ни на секунду не высыхает пена на их губах…
А на противоположном берегу – наполеоны в «белых пальто». Они напыщенны и безжалостны: «Ревновать? Пфф, какая глупость. Это от неуверенности в себе. Это между вами доверия нет. А уж ревность к прошлому это вообще психиатрия!» Они на ходу ставят диагнозы, с которыми я даже готов смириться. Но лечения-то нет!..
Я добросовестно встретился с психологом, поговорили. Он такой: «Ну, вы понимаете, что ревновать бессмысленно, тем более к прошлому?». Я, покорно: «Понимаю». Он: «Ну, молодец, встретимся через неделю»… Короче, без толку. Понимать-то я всё понимаю, но как заблокировать это?..
Сейчас я на условном детоксе. Никаких отношений с женщинами, кроме дружеских. Пока получается. Однако всё чаще тянет вернуться на запретную территорию – к ней. Был на её страничке: кажется, пока одна. Или талантливо «шифруется». И от этой мысли ка-а-ак заныло в левой стороне груди!.. Допустим, верну я её правдами и неправдами. Но кто даст гарантии, что все эти месяцы она была мне верна? Может, у неё уже новая лав-стори случилась или случается…
В общем, рано мне пока. Подожду. Так для всех безопасней».
Записал МАКС ПОЖАРСКИЙ.