По меньшей мере любопытно представить, что первый спекулятивный пузырь возник из-за тюльпанов, полевого цветка, который начали культивировать в 10 веке в районе Персии, на территории современного Ирана.
Этот экономический цикл, также известный как финансовый пузырь, характеризуется быстрым ростом цен на активы до точки разрыва, в результате чего он «лопается» или поглощается в цене, после всегда следующих последних стадий: вытеснение, расширение, эйфория, осознание прибыли и падения.
На всех этапах пузыря инвесторы постоянно увеличивают цену актива сверх любой реальной или устойчивой стоимости. Когда пузырь лопается, цены резко падают вместе со спросом, что часто приводит к сокращению расходов предприятий и домохозяйств, вызывая потенциальный спад в экономике.
И все это происходит, когда рыночные цены на товар намного превышают его реальную стоимость. Примером рынков, живущих в финансовом пузыре, являются криптовалюты.
Но все началось с цветов.
Когда люди думают о цветах тюльпанов, они быстро представляют себе огромные поля, расположенные в Нидерландах. Однако это произошло только потому, что ботаник по имени Каролус Клузиус был ответственен за их импорт на Запад в 16 веке.
Это хорошо совпало со временем Золотого века Нидерландов, который длился до конца 17 века, когда страна стала одной из самых процветающих и передовых стран Европы.
Вновь прибывшие в Западную Европу цветы высоко ценились и поэтому были дорогими. А в начале 17 века люди еще больше заинтересовались тюльпанами, создав первый в истории спекулятивный пузырь.
Термин «тюльпаномания» вспервые был употреблен Чарльзом Маккеем, писателем из Шотландии, который в 1841 г. написал книгу « Воспоминания о чрезвычайно популярных заблуждениях и безумии толпы», в которой он подробно описал, как возник весь пузырь, но с искаженной точки зрения, что вызвало историческую путаницу.
Согласно Маккею, в 1636 году люди уже испытывали спекулятивную лихорадку, даже тратя годовую зарплату на какую-то вещь в надежде перепродать ее с прибылью. Но ничто не могло сравниться с тем, что помешательство на тюльпанах сделало с жизнями дворян, горожан, фермеров, моряков, лакеев, слуг и самых разных людей, которые попали в тюльпановый бизнес.
Таким образом, голландское общество переживало бы этот период цветочного угара в течение года, а когда финансовый пузырь лопнул, экономика была практически разрушена. Бедняки, мало-помалу избавившиеся от нищеты благодаря хорошему бизнесу по перепродаже цветов, были отброшены обратно в безвестность.
Купцы, многие из которых принадлежали к знатному происхождению, увидели, как их состояния ускользают, заканчиваясь только домом, который у них был. Банкротство породило тревожные истории о десятках людей, утонувших в каналах, эхом отдающихся в веках.
Однако, по словам историка Энн Голдгар из Университета Королевского колледжа в Соединенном Королевстве, вся эта идея, выдвинутая Маккеем и другими писателями, преобладала только как способ издеваться над бедняками, которые думали, что они перейдут в высшее общество, и как моральное предупреждение бедным и очень амбициозным богатым.
Изучая источники в исторических архивах нескольких голландских городов, прежде всего в Харлеме, центре торговли тюльпанами, Голдгар пришел к выводу, что экономической депрессии, предложенной Маккеем, вообще не существовало. На самом деле спекулятивный пузырь не имел бы реального эффекта.
Торговля цветами была относительно небольшой, недолговечной и возникла только из-за роскоши и переоценки экзотики. В период голландского богатства и процветания в 17 веке, благодаря голландской Ост-Индской компании, купцы, имея свободные деньги, делали ставку на экзотическое искусство для создания модных коллекционных предметов. На этот раз целью были тюльпаны.
Гольдгар смог найти только около 350 человек, занимавшихся торговлей, и никто из них не имел никакого отношения к беднякам. Пузырь сосредоточился только на небольшой части высшего общества.
Люди, которые потеряли деньги, когда пузырь лопнул, были достаточно богаты, чтобы тюльпаны стоимостью 5000 флоринов не создавали серьезных проблем в их состоянии.
И хотя это не привело к выравниванию экономики Нидерландов, пузырь разрушил репутацию и отношения, особенно когда покупатели, обещавшие заплатить высокую цену за тюльпан, отказались покупать, что вызвало «культурный шок» в то время, когда роскошь никогда не отрицалась.
Читайте другие статьи на канале, и, пожалуйста, оставляйте комментарии с вашими мыслями по поводу написанного в статье. Спасибо.