«Я не для того пахал всю жизнь, чтобы пить плохое вино!»
Тут с Пьером не поспоришь!
Известный издатель, богатый и капризный француз два года женат на красавице Кристине, которую увёл у лучшего друга. Из развлечений – по средам ужины с дураками…
Чтобы налоговый инспектор не заподозрил чего неладного – Пьер угощает его «ординарным винцом». Французы знают толк в вине, поэтому этот напиток считается здесь основным. Нераскрытым остаётся слово «ординарное». Сегодня его нечасто встретишь в употреблении, это скорее отголосок прошлого.
Приблизительно через год после сбора винограда вино разливают. Однако «год» в этом варианте носит условный характер. Сбор ягод, в зависимости от погодных условий, выпадает на июль - сентябрь, а первое бутилирование начинается в мае – апреле (в некоторых случаях даже в марте). Из всего следует, что срок выдержки составляет не более шести месяцев, хотя теоретически это все равно означает «год». Именно такой напиток по советским традициям называется ординарным вином.
Часто упоминается вино в пьесах английского классика Уильяма Шекспира. Фальстаф в трагедии «Король Генрих IX» делится с нами мудростью: «Если бы у меня была тысяча сыновей, то первое житейское правило, которое я бы им внушил, было бы отвращение к водяным напиткам и приверженность к хересу». Интересно, что в английском оригинале херес называется sack. От этого слова вследствие забавного недопонимания произошло современное название немецкого игристого – Sekt. Вот такими бывают проделки истории. Всё очень просто.
По пьесам Шекспира можно изучать винные пристрастия англичан того времени. Фальстаф готов продать душу дьяволу «за бокал мадеры и холодную каплунью ножку», а хозяйка трактира в той же пьесе наставляла посетительницу: «Правда, вы выпили слишком много Канарского; это очень забористое вино, и раньше чем успеешь сказать: "Что это со мной?", оно взбудоражит всю кровь».
Современник Шекспира, французский поэт XVI века Пьер де Ронсар был большим поклонником греческой и римской литературы. Он воспел вино в стихотворении «Как только входит бог вина…»:
Нальем, друзья, пусть каждый пьет!
Прогоним скучный рой забот,
Он губит радость, жизнь и силу.
Нальем! Пускай нас валит хмель!
Поверьте, пьяным лечь в постель
Верней, чем трезвым лечь в могилу!
Великолепно сцену с «ординарным винцом» разыгрывают актёры Борис Дьяченко (Пьер), Александр Юшин (Шёваль) и Борис Шувалов (Лёблан).
Подробнее о спектакле «Ужин с дураком».
#вино #знаменитости #добронравов #ужинсдураком #интересныефакты #театр #новости #культура #искусство #шекспир