Найти тему

Халифат. Начало

Оглавление

Халифат это арабо-мусульманское государство, которое появилось после смерти Пророка Мухаммеда в 632 г., и претерпев различные изменения продолжило своё существование до 1258 г. когда было уничтожено монголами.

Правителем халифата был халиф, который объединял в себе светскую и мирскую власть. Само слово халиф означает заместитель, по сути халиф считался заместителем Пророка и должен был продолжать его дело и следовать его предписаниям и правилам.

История халифата делится на несколько периодов:

  1. Праведный халифат (632-661)
  2. Омейядский халифат (661-750)
  3. Аббасидский халифат (750-1258)

После вступления исламского мира в период феодальной раздробленности помимо Аббасидского халифата ( или как его еще называли, Багдадский халифат) существовали и другие государства, заявлявшие о себе как о халифате. например государство Фатимидов, Кордовский халифат Омейядов. Также династия Аббасидов после 1258 года не пресеклась, некоторые её представители уцелели после штурма Багдада монголами и стали халифами в государстве мамлюков в Египте. Однако они не имели былой власти, их власть в Египте ограничивалась исполнением различных религиозных и дворцовых функций. После 1517 года халифом стал Османский султан; после падения Оттоманской порты халифат был упразднен.

Абу Бакр ас-Сиддик

Абу Бакр был первым праведным халифом в истории халифата, правил 2 года - 632-634. Он был одним из первых сподвижников Пророка и его зятем, считался одним из мудрейших людей того времени в арабо-мусульманской среде.

После смерти Мухаммада будущее исламской общины оказалось под угрозой. Среди ближайших сподвижников Пророка шел спор о власти, о том, кто должен быть его преемником, какой властью он должен обладать. Параллельно множество арабских племен отказались исполнять обязательства который накладывал ислам, например в виде выплаты налога закят в пользу нуждающихся и подчиняться преемникам Мухаммада; некоторые арабы объявили себя пророками и начали вести проповеди против ислама. Их называли лжепророками.

Первым делом Абу Бакр уладил споры среди мухаджиров и ансаров (двух групп сподвижников пророка). Он говорил с собравшимися в Мекке людьми и успокаивал их. В конце концов, благодаря поддержке Умара ибн аль-Хаттаба, Абу Бакр был избран халифом (заместителем пророка).

Далее Абу Бакр занялся борьбой с мятежными арабскими племенами. Этот период получил название ридда (с арабского "вероотступничество"). Было снаряжено и отправлено 11 отрядов в разные уголки Аравии для возвращения отпавших племен под власть мусульманской общины и борьбы с лжепророками. Вооруженные отряды возглавляли лучшие арабские полководцы, прежде всего такие как Халид ибн аль-Валид и Амр ибн аль-Ас, которые в будущем будут покорять новые территории в Леванте, Иране и Африке.

К 633 году все отступники были разбиты и Абу Бакр задумался о начале завоевательных походов на север - в Сирию и Месопотамию

Войны Абу Бакра с отступниками
Войны Абу Бакра с отступниками

Походы начались еще при жизни Абу Бакра, но в 634 году он заболевает и умирает, его преемником стал Умар ибн аль-Хаттаб.

Абу Бакр приказал ученому Зейду ибн Сабиту начать работы по унификации и кодификации Корана

Умар ибн аль-Хаттаб

Умар стал преемником Абу Бакра по согласию всей общины, он стал вторым праведным халифом, который правил с 634 по 644 гг.. Умар являлся сподвижником пророка, будучи халифом он приумножил размеры халифата, провел ряд реформ, заложив основы внутренней политики.

Войска Халифата достигли Византийской Сирии и Сасанидской Месопотамии, начали осаду различных городов. В Сирии и Палестине арабы продвигались довольно успешно, основное сопротивление оказывали приморские города. В 635 году мусульмане взяли Дамаск и стали атаковать различные цели на севере Сирии. В 636 году император Ираклий начал контрнаступление, отвоевал некоторые земли, но в битве при Йармуке он потерпел поражение, после чего инициатива окончательно перешла в руки арабов. В течение следующих 4-х лет они захватили всю Сирию и Палестину, были взяты такие города как Иерусалим, Аскалон, Тир, Бейрут. Военные действия с Византией перешли в Малую Азию и Египет. В течение нескольких лет и Египет был покорен благодаря гениальности полководца Амра ибн аль-Аса. Под властью Византии осталась только Малая Азия, территории в Европе и земли в Северной Африке с центром в Карфагене.

Успешно шли боевые действия и против Сасанидского Ирана, при Абу Бакре войско Халида ибн аль-Валида ограничилось несколькими битвами и взятием пограничных городов. При халифе Умаре арабы приступили к полному завоеванию и подчинению персидской части Месопотамии. Часть территории была населена арабами-христианами, поэтому мусульманские армии смогли договориться с ними о союзе и помощи. В 636 г. произошла битва при Кадисии, в которой победили арабы, персы были вынуждены отступить из Месопотамии. За 2 года арабы заняли все основные города территории, включая столицу Персии Ктесифон после трех месяцев осады.

Завоевания к концу правления Умара
Завоевания к концу правления Умара

После 638 года в войне Сасанидов и Праведного халифата воцарилось затишье. Персы совершали периодические набеги на Месопотамию, из-за чего халиф Умар решил, что пока не ликвидировать сасанидскую угрозу, покоя для новых арабских владений не будет, поэтому он послал новые войска к границе с Ираном, дабы победить персов и положить конец их угрозам. В 642 г. произошла битва при Нехавенде, в ходе сражения погибло множество людей с обеих сторон, но победу одержали арабы, это было последнее сражение персов и арабов, после него персы не смогли противостоять завоеванию Ирана.

Реформы Умара

При Умаре был создан реестр земельных владений, определен размер налогов - хараджа и джизьи, установлены нормы жалованья военным и гражданским государственным служащим. Халиф утвердил систему летоисчисления по хиджре, покровительствовал торговле и ремёслам, градостроительству. Также по указанию халифа был восстановлен канал, соединявший Красное море и Нил, через него быстро и удобно доставляли пшеницу и другие товары.

Умар умер в результате покушения одного из пленных персов, ему было нанесено несколько смертельных ран, через день он скончался, его преемником стал Усман ибн Аффан.