Найти тему

В Новгородском университете обсудили декларацию развития педагогического образования

фото сайта НовГУ
фото сайта НовГУ

На научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование как фактор развития региональной экосистемы» преподаватели из 12 городов России обсудили проблемы образования в регионах.

Директор департамента международного сотрудничества НовГУ Михаил Певзнер и директор Института непрерывного педагогического образования Александр Ширин (на фото 1) в своём выступлении говорили о проблемах стандартизации и методического образования университетского педагогического образов. Учёные опирались на проект декларации основных принципов развития педагогического образования. Документ представили на заседании совета Российского союза ректоров в июне прошлого года. Активное обсуждение проекта не утихает до сих пор, хотя декларацию приняли.

-2

— Один из важных посылов декларации — соблюдение единого подхода к педагогической и методической подготовке учителя, — рассказал Михаил Певзнер (на фото 2 слева). — Отсюда возникает вопрос: как соблюсти баланс между единым стандартом и методическим многообразием? Здесь можно отметить борьбу двух тенденций: стандартизации, связанной с централизацией и жестким управлением образования, и демократизации, которая связана с автономией вузов и академической свободой педагогов.

По словам профессора, в конце XX — начале XXI века в России и за рубежом преобладает тенденция стандартизации. Вместе с внедрением лицензирования, единых требований к качеству и правилам приёма в вузы, появилась процедура независимой оценки квалификации выпускников.

— Подобное есть у медиков. Речь идёт о том, что выпускники педагогических направлений в независимой образовательной организации будут сдавать экзамен на соответствие профессиональным стандартам. Это сделано для того, чтобы не допустить к педагогической деятельности неквалифицированных и немотивированных специалистов, — добавил Михаил Певзнер.

Учёные провели анкетирование 84 преподавателей, занимающихся подготовкой педагогов. Они исследовали методики и технологии, применяемые в образовании, отношение к стандартам и «импортозамещению» в области педагогической науки. По результатам опроса, 68% преподавателей позитивно относятся к стандартам и не считают, что они мешают образованию. Треть анкетированных не разделяет это мнение.

— Важный принцип, который нашёл отражение в декларации — это принцип интеграции в мировое образовательное пространство. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро в условиях геополитического кризиса и санкционного давления, в которое впервые включены сферы образования, культуры и спорта. У нас было подписано 72 соглашения с зарубежными странами. Значительная часть из них сейчас отнесена к списку недружественных. На фоне этого возникает вопрос: нужен ли нам зарубежный опыт коллег. По результатам нашего анкетирования, 57% по-прежнему считают международное сотрудничество важным для педагогического образования, 33% считают его полезным. По нашему мнению, полное «импортозамещение» в области педагогической науки вряд ли является продуктивным. Лучшие зарубежные практики должны изучаться, критически анализироваться. Использоваться должно то, что позитивно повлияет на развитие нашего образования, — заключил профессор Певзнер.

В научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование как фактор развития региональной экосистемы» поучаствовало более 100 специалистов. Организатором конференции выступила кафедра начального, дошкольного образования и социального управления (заведующая кафедрой — профессор Роза Шерайзина).

Больше информации на официальном сайте НовГУ

#новгу #высшее образование #научно-практическая конференция