Завершив свое пребывание в Южной Корее, 22 мая президент США Джо Байден прибыл в Японию, где состоится его встреча с лидерами Японии, Индии и Австралии. Именно эти государства являются ключевыми партнерами США в деле реализации стратегии противостояния растущему влиянию Китая.
Байден встретится с императором Японии Нарухито, а затем проведет переговоры с премьер-министром Фумио Кисидой. Скорее всего, стороны будут обсуждать планы экономического и военного сотрудничества, направленные на ограничение возможностей Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. С этой целью Байден намерен встретиться с ведущими представителями японского бизнеса и изложить Индо-Тихоокеанскую экономическую программу, направленную на выработку общих стандартов в логистике, энергетике и цифровой торговле.
Указанной экономической программе предшествовала Индо-Тихоокеанская стратегия США, которая, в первую очередь, отражает представление правящих кругов о перспективах провозглашенного на азиатско-тихоокеанском пространстве «Индо-Тихоокеанского региона». Несмотря на кажущийся узкорегиональный характер, документ на самом деле является стратегическим, так как отражает эволюцию подходов США к Азии.
«Индо-Тихоокеанский регион» в документе обозначен в следующих границах: на западе они ограничиваются Индией, а на востоке – США и Канадой, не включая Латинскую Америку. Почему американцы выделили для своей стратегии, на первый взгляд, довольно странные границы «региона», можно объяснить тем, что там дислоцируются крупнейшие военные группировки, принадлежащие вооруженным силам Китая, России, США, Южной Кореи и Индии.
Терминологическая эквилибристика Индо-Тихоокеанской стратегии непосредственно связана с противостоянием Китаю, который фигурирует в нем как «источник основных вызовов» в отличие от «стратегического соперника» в более ранних обнародованных стратегических документах США (в частности, «Стратегии национальной безопасности» 1993 г. и начала 2000- х годов).
Индо-Тихоокеанская стратегия определяет следующие приоритеты: укрепление безопасности, содействие экономическому процветанию, продвижение демократических ценностей, а также повышение устойчивости к изменению климата и пандемии коронавирусной инфекции. Отдельной задачей провозглашается наращивание связей внутри региона и за его пределами. Это необходимо потому, что США уже не могут единолично сдерживать Китай, для этого им необходимо задействовать партнеров по QUAD.
В качестве основы для укрепления безопасности лежит «интегрированное сдерживание», которое предполагает укрепление координации с союзниками как в регионе, так и за его пределами. В этом контексте упоминается созданный осенью 2021 г. военно-технический альянс AUKUS (США, Великобритания и Австралия), в котором Штаты очень хотели бы видеть Индию. В тексте Индо-Тихоокеанской стратегии особо подчеркивается важность обеспечения мира и стабильности в Тайваньском проливе и повышение возможностей Тайваня к самообороне.
Продолжением Индо-Тихоокеанской стратегии является Индо-Тихоокеанская экономическая программа, подробности которой Байден намерен изложить сегодня. Если внимательно присмотреться, то она является ответом американцев на китайскую инициативу «Пояс и путь». Исходя из сообщений японской прессы, между США и Японией будет заключена договоренность о совместном производстве полупроводников с целью обеспечить их доступность в чрезвычайных ситуациях (подразумевается, скорее всего, вероятность эскалации вокруг Тайваня).
Особое внимание в экономической программе уделяется инициативе по «картированию мощностей, выявлению уязвимостей и укреплению безопасности цепочки поставок полупроводников и их жизненно важных компонентов». В качестве противодействия китайскому Huawei между государствами QUAD (США, Япония, Австралия, Индия) будет налажено сотрудничество по продвижению «безопасных, открытых и прозрачных сетей 5G и других», а также скоординированы меры по предотвращению утечек технологий. Тайвань прямо не связан с анонсированной программой, но США стремятся углубить экономические отношения с островом.
На обе инициативы (Индо-Тихоокеанская стратегия и Индо-Тихоокеанская экономическая программа) остро отреагировало министерство иностранных дел Китая: «Китай приветствует инициативы, способствующие укреплению регионального сотрудничества, но выступает против попыток создать разделение и конфронтацию. Азиатско-Тихоокеанский регион должен стать площадкой для мирного развития, а не геополитической гладиаторской ареной».