Помните Карлсона: "О-о-о, я самый больной человек в мире! Ты должен стать мне родной матерью!" Вторичные выгоды болезней И так он слопал с десяток банок варенья...
Это вполне осознанная манипуляция, и называть ее "вторичной выгодой" от болезни было бы не корректно.
В прошлой статье я разбирала психологические причины по которым возникают болезни. Так вот вторичная выгода не является причиной... НО ОНА:
...Она вторична именно потому, что изначально человек когда-то заболел, симптом возник... Но на его фоне он получил что-то более значимое, чем сама болезнь. И вот это что-то очень ценное и важное как раз болезнь и закрепило. Причем все происходит не осознанно, нельзя человека упрекнуть в том, что он делает это специально.
Просто его потребность получить "свою банку варенья" (любовь, внимание, отдых, спокойствие и т.д) настолько сильна, что организм готов страдать, лишь бы обрести желаемое.
Какие бывают виды вторичных выгод:
1) Манипулятивный компонент – это частая история, но как правило он не осознаваем самим больным. Хороший пример описал Моэм Сомерсет в рассказе "Луиза". Болезнь сердца с детства закрепила за ней убежденность в своей слабости и все окружающие ее в этом поддерживали. Что не мешало ей пережить двух мужей и благополучно манипулировать своей дочерью.
Часто становится выгоден статус «больного», который позволяет избежать чего-то, что должен делать здоровый человек. Что помогает уйти от ответственности. Это также дает особое отношение со стороны окружающих... А к хорошему, как известно, быстро привыкаешь!
2) Когда симптом меня бережет от чего-то опасного, от перегрузки, от предполагаемого стресса.
Например, связка: болезнь – не работаю. Симптом помогает на время уйти от ситуации, вызывающей дискомфорт, и от сложных неудобных проблем, требующих решения.
Подсознание, «держащее руку на нашем пульсе», может просигналить нам, когда организму или психике нужна передышка. И человек, лежа в постели, благодарит свою повышенную температуру или давление, что оно так вовремя его "спасло"... Ну а дальше это закрепляется, переходит в хронику.
Такую опасность может представлять грядущее увольнение, развод, предстоящий экзамен, или даже нежелательная командировка, поездка. Например, мужчина не может уйти к любовнице, когда жена «тяжело больна».
Также болезнь может спасти от того, чтобы не общаться с людьми, которые вам неприятны. Если например, начальник или коллега на работе вызывают постоянный стресс. И порой болезнь является единственным благовидным предлогом, чтобы с ним не встречаться.
3) Может быть еще такой сценарий, как "состояние выученной беспомощности". Он формируется в раннем детстве, обычно в возрасте от 2-4 лет. Когда ребенку запрещали что-то делать, запугивая последствиями. Решали все за него, чрезмерно опекали. Такая гиперопека родителей подрывает в ребенке веру в себя. Он привыкает быть жертвой обстоятельств, не видя выхода из ситуации. И ждет своего спасателя.
А болезнь очень часто является лучшим способом показать окружающим свою потребность быть спасенным. Чтобы обо мне позаботились, решили за меня все проблемы. И это не манипуляция... Это застревание в детской травме. Плюс банальное отсутствие навыков самопомощи, инфантилизм. Там много страхов... страх действовать, страх ошибиться, страх наказания.
Здесь важно помочь человеку обрести контроль хотя бы над какой-то частью своей жизни. А не спасать его все время.
4) А вот интересный (и порой не редкий) вид вторичной выгоды: Наказать значимого человека!
– Вот я буду болеть и страдать, тогда он пожалеет, что так со мной обращался! Тогда он раскается и будет просить у меня прощения!
Целью болезни становится желание вызвать чувство вины у близких. Показать им, что они совсем не любят, не ценят меня, доводят до тяжелых состояний. За этим часто скрывается много обид, накопленного и невыраженного гнева.
Я знала женщину, которая будучи уже 10 лет в разводе, продолжала ухаживать за своим бывшим мужем-алкоголиком. Спасала его из разных жизненных неурядиц. Залечивала ему раны после драк. Вытаскивала из долговых ям. А двигало ею чувство вины перед ним. Чем он благополучно и неосознанно пользовался!
5) А еще болезнь или травма может принести пользу, которую мы поймем не сразу. Она раскроется со временем. И это можно тоже назвать вторичной выгодой, но она реально помогает человеку в развитии!
Например, болезнь становится стимулом переосмыслить что-то в своей жизни, переоценить себя как личность, как-то измениться, научиться более продуктивно вести себя в отношениях.
Болезнь, в этом случае – предупреждение от тела и подсознания, дающее человеку время на переоценку способа жизни, поиск себя, своего предназначения.
6) А может быть ситуация прямо противоположная. Когда человек страдает от личной нереализованности. Он боится больших целей и достижений. Порой смертельно боится другой, лучшей жизни!
И естественно неосознанно, человек обзаводится множеством медицинских проблем и ограничений, чтобы навсегда отодвинуть от себя проблему личной нереализованности.
– А как я могу чего-то достичь, если у меня панические атаки или повышенное давление? А также диабет, астма и хроническая депрессия...
А глубинной причиной зачастую становится отсутствие желания встречаться с самим собой и ставить перед собой цели. Это тоже про страхи и про травмированность: "Я в домике, меня не трогайте. Стучите, но я не открою"
Болезнь же используется как оправдание, которое нужно как для самого себя, так и для окружающих.
Еще ни разу мне не встречался клиент, кто приходил бы с запросом: "А давайте проработаем мою вторичную выгоду". Человеку это не нужно. Но часто он приходит с проблемой, с симптомом, с которым не может справиться долгое время. Медицина бессильна, если пациент не хочет выздоравливать.
Поэтому, задача психолога это увидеть, и помочь клиенту осознать что стоит за его сопротивлением выздоровлению. А также найти другие способы, чтобы экологично реализовать свои глубинные потребности.
С любовью и заботой о Вас,
Александрова Марина