Добрый день, друзья. Почему мой ребенок не говорит? К сожалению, это довольное распространенное явление сегодня. А причины могут быть разные. Давайте разберемся. Я буду рада помочь родителям понять, что происходит с ребенком.
Когда родители приходят на консультацию к дефектологу-логопеду, то, естественно, им задают много вопросов, на которые желательно ответить как можно точно. Для чего? Для того, чтобы составить общую картину развития ребенка, а также, как проходила беременность мамочки. Все это важно. Поэтому не сопротивляйтесь и доверьтесь специалисту.
Причины возникновения алалии (алалия - отсутствие или недоразвитие речи) многообразны и могут действовать в разные периоды развития ребенка:
- В пренатальный период (когда мамочка вынашивает ребенка) могут быть интоксикация, хронические заболевания, нарушение кровообращения плода, ушибы и падения матери, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, болезни родителей. Такие факторы неблагоприятно влияют на развитие плода и течение родов.
- В натальный период причиной может быть патология родов. Это неудачное применение средств родовспоможения, затяжные или стремительные роды, рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой, в асфиксии.
- Ранние травмы головы ребенка, соматические заболевания и детские инфекции могут привести к истощению ЦНС ребенка и, соответственно, повлиять на ее развитие.
- Кроме этого, возможно влияние социально-психологических факторов, таких как недостаток речевых и интеллектуальных контактов, конфликты в семье, неправильные методы воспитания, агрессивная среда, многоязычие в семье.
- Несовершенство моторной стороны речи у детей с алалией выражается в поражении центрального отдела речедвигательного анализатора, что влияет на развитие экспрессивной (речевое высказывание) речи. Другими словами, ребенок не может воспроизвести определенные артикуляционные движения.
- Другая причина может быть связана с неполноценностью работы речеслухового анализатора, что является результатом недостаточного фонематического восприятия (не различает звуки), а следовательно, плохое понимание речи.
- Очень важно то, что такие дети не фиксируют взгляд на лице говорящего, т.е. избегают зрительный контакт. А если ребенок не смотрит в лицо говорящего, то он не может усвоить и воспроизвести артикуляционную позу, потому что он не видит её.
- Есть еще один момент - это "привязанность" ребенка к маме. Если малыш не отходит от мамы и боится всех, кто его окружает, а тем более, когда пытаются с ним заговорить, то ребенок будет избегать и всячески сопротивляться контакту, выражая это молчанием.
- Очень важно, чтобы мама и папа вели себя в этой непростой ситуации правильно. Не пытались говорить за малыша и, опережая желания ребенка, выполняли их. Необходимо подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он говорил (пусть лепетными словами), что он хочет. Делайте вид, что вы не понимаете, что ребенок просит! Пусть даже малыш кричит и злится, что его просьбу не выполняют, но проявите терпение, и ребенок поймет, что нужно говорить, чтобы его поняли.
- Всё, что вы делаете вместе с малышом, обговаривайте. Например: "А сейчас мы будем кушать. Ты поешь кашу. Каша вкусная". Важно обращаться к ребенку не в третьем лице, т.е. "Саша будет кушать". "Маша пойдет гулять". А обращаться к ребенку, употребляя местоимения в первом лице: ты, тебе, мне....
- И ещё, что очень важно! Подключайте эмоции при общении с ребенком. Малыш лучше реагирует на положительные эмоции, окрашенные радостной интонацией голоса. "Ванечка, посмотри, что мы сейчас будем делать!"
Пишите комментарии, мне важна двусторонняя связь. Спасибо, что читаете мой блог. Хорошего вам настроения!