В 2022 году Россия будет отмечать официальный 90 летний юбилей Северного морского пути. За точку отсчета взят 1932 год, когда нашему ледокольному пароходу "Александр Сибиряков" впервые в мире удалось пройти от Архангельска до Берингова моря за одну навигацию. Самый короткий путь из Европы к Тихому океану лежит не через Суэцкий канал, а через Северный Ледовитый океан. Этот путь издавна пытались освоить русские мореходы, которые бороздили воды Баренцева моря еще в 12 веке. Посещали те места, в частности острова Новой Земли и русские купцы в поисках пушнины и моржового клыка. Так начиналось освоение неизведанных арктических морей у берегов России.
Русские люди, населявшие те места стихийно, методом проб и ошибок, постепенно шаг за шагом стремились освоить Белое и Баренцево моря, а затем и все русское побережье Арктики. Для сложных и опасных морских путешествий были построены парусно-гребные суда. Такое судно,
специально оборудованное для ледового плавания, было оснащено мачтами, навесным рулем и веслами, оно получило название КОЧ. Неизвестно когда точно русские мореходы добрались до акватории Карского моря, но уже в начале 16 века есть письменные упоминания об их присутствии в районе пролива Карские ворота.
В 1600 году по указу царя Бориса Годунова в Обской губе, в долине реки Таз стрельцами Василия Мосальского был заложен острог вокруг которого очень быстро вырос целый город - легендарная Мангазея, которая вскоре стала называться в народе златокипящая Мангазея. Почему такое название? Дело в том, что здесь, на берегу судоходной реки и вблизи уже освоенных арктических путей было очень удобное место для торгов и обменов, сюда прибывали сотни купцов из Европы с мукой, чаем, солью и прочим харчем, который обменивался у местных охотников на "мягкую рухлядь", т.е. ценные меховые шкурки песца, соболя. куницы и прочих обитателей сибирских лесов. Эти меха, имевшие в Европе огромную цену, назывались "золотая рухлядь" . Вот с тех пор и пошло название "златокипящая Мангазея".
Осваивая морские торговые пути вдоль северных берегов Сибири русские мореходы продвигались все дальше и дальше на восток. В 1633 году отряд Ивана Перфильева добрался до реки Лены, а затем и до Индигирки. В 1641 году русским мореходам удалось добраться морским путем до Колымы. Все эти походы вели к освоению здешних мест,
их заселению и развитию торговли.
В устье реки Индигирки было построено зимовье, которое превратилось в острог. Обитавший там небольшой отряд казаков под началом Семена Дежнева в 1648 году вышел в море и обогнул восточную границу Чукотки. Именно они первыми обнаружили пролив между двумя континентами-Азией и Америкой еще за 80 лет до знаменитой экспедиции Витуса Беринга. Таким образом весь Северный морской путь, начиная от "мангазейского морского хода" по частям и разными людьми был разведан и в разной степени освоен. Однако, до сквозного плавания от Белого моря до пролива между континентами на востоке было еще далеко.
Свою лепту в освоение Северного морского пути внесли англичане и голландцы. Пушные богатства Сибири "золотая рухлядь" интересовали их не меньше, чем наших, но главной целью был путь в Индийский океан. Дело в том, что южный морской путь в Индийский океан жестко контролировала Португалия, получавшая огромные доходы от торговли пряностями и прочими экзотическими товарами из этого региона. Завистливые англичане и голландцы, прослышав о возможном пути в Китай, Индию и Индонезию через русский Север, попытались собирать сведения, но не слишком удачно. Все три экспедиции Виллема Баренца не принесли успеха, во время третьей экспедиция погибла в районе Новой Земли.
Конец всем попыткам иностранцев пройти морем вдоль сибирских берегов положил царь Михаил Романов. Он запретил в 1619 году торговым судам иностранцев ходить из Архангельска в Мангазею. Это было сделано по соображениям безопасности России, еще недавно пережившей "смутное время" и стремлением защитить северные рубежи. Конечно, этот запрет снизил приток иностранных купцов и привел к упадку некогда оживленной торговли в этих местах, но безопасность русского Севера была сохранена.
Следующий этап в развитии и освоении северного пути начался при Петре I. Он поддержал идею плаванья в Японию и Китай вдоль сибирских берегов. Император проявил настоящий государственный подход к исследованию всех возможностей такого морского пути. Первые экспедиции через Карское море, увы, дали отрицательный результат. Но не таков был Петр I, чтобы на этом успокоиться. Он переключил внимание на Тихий океан, куда была направлена экспедиция Витуса Беринга. Была сделана попытка подобраться к Арктике с другой стороны.
Развивая идеи Петра I Витус Беринг разработал проект экспедиции по изучению и описанию побережья арктических морей, но только в 1734 году уже почти через 9 лет после смерти императора, по решению Адмиралтейства была организована Великая Северная экспедиция, которая действовала с 1734 по 1743 год . Отдельно сформированные отряды обследовали все побережье от Архангельска до Колымы и пришли к неутешительному выводу: все побережье восточнее Новой Земли непригодно для регулярного судоходства из-за большого количества льдов.
Вновь к проблеме освоения Северного морского пути обратились в середине 18 века, когда Михаил Ломоносов, великий русский ученый высказал идею о том, что в летние месяцы Северный Ледовитый океан должен быть свободен ото льдов на расстоянии около 500 км от берегов благодаря длинному полярному дню и частично теплым водам Гольфстрима.
В 1765-66 годах в обстановке строжайшей секретности были снаряжены и отправлены одна за другой две экспедиции под началом Василия Чичагова, но увы, русским морякам так и не удалось пройти дальше Шпицбергена. Дело в том, что даже длинного полярного дня не хватало, чтобы освободить проход парусным кораблям от льдов, да и надежды на теплый Гольфстрим не оправдались. Теплые воды течения проходят слишком глубоко и не делятся теплом с поверхностью Арктики.
Впервые весь Северный морской путь удалось преодолеть лишь после изобретения и создания парового двигателя. В 1878 году шведским правительством с участием русских предпринимателей была организована новая экспедиция. Шведский полярный исследователь Нильс Норденшельд с командой на парусно-паровом барке "Вега" проплыл из Атлантики до Тихого океана, но с зимовкой, т.е. за две навигации. Уже в самом конце пути, в 200 км от Берингова пролива судно было затерто льдами, так что пришлось остаться на зимовку. Лишь летом следующего года судно смогло продолжить плавание. Вдохновленные примером шведов, русские мореплаватели поставили задачу покорить Арктику под русским флагом. В 1912 году были снаряжены две экспедиции: под командованием Георгия Брусилова и Владимира Русанова. Обе закончились трагически, почти все участники экспедиций погибли во льдах Карского моря.
В 1914 году два новых ледокольных парохода "Таймыр" и " Вайгач" отправились в экспедицию под руководством Бориса Вилькицкого, прошли большую часть пути, но встретив непроходимые льды вынуждены были остаться на зимовку. Им все-таки удалось завершить трудный поход, правда за две навигации, но под российским флагом.
Лишь в 1932 году Россия (в то время СССР) смогла, наконец, успешно провести экспедицию по Северному морскому пути за одну навигацию. 28 июля экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта на пароходе "Александр Сибиряков" отправилась из Архангельского порта и взяла курс на восток.
Экипажу пришлось менять срезанные льдами лопасти винтов, ложиться в дрейф, ставить паруса, когда окончательно сломался винт. Но не смотря на все сложности похода, за два месяца и три дня цель была достигнута: 1 октября 1932 года команда вывела судно в чистые воды Берингова моря. По итогам работы экспедиции было создано Главное управление Северного морского пути, которое и возглавил О.Ю. Шмидт. Управление занялось строительством ледоколов и развитием полярной авиации, обеспечением радиосвязи и созданием сети метеостанций вдоль всего арктического побережья.
Мы стали первой страной, начавшей активно использовать полярные льдины для обустройства дрейфующих полярных станций, чтобы вести исследования жизни Северного Ледовитого океана круглый год. Первая полярная станция под руководством Ивана Папанина начала действовать в 1937 году, ее штат состоял всего из четырех человек. За 274 дня они прошли по водам Арктики на дрейфующей льдине более 2000 км.
В течение буквально одного десятилетия были обустроены арктические порты Игарка, Диксон,Певек, Тикси. Все они приобрели стратегическое значение с началом Второй мировой войны. Северный морской путь стал самым безопасным маршрутом для перевозки грузов, в том числе и по ленд-лизу
Вокруг портов начинались и росли сначала поселки, а потом и города. Народ тянулся "на севера", где хорошо платили, можно было заработать хорошую квартиру на "большой земле", да и отпуска ездили не с пустыми руками и кошельками.
Новый этап в освоении Северного морского пути начался с появлением атомных ледоколов. Хотя они не раскалывают лед, а просто давят его своим весом, но красивое название соответствует красивому внешнему виду. Первым таким судном стал атомный ледокол ЛЕНИН. 30 лет это судно бороздило воды Арктики, сейчас оно стоит на вечном приколе в Мурманске, в 2018 году ему был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. С 1991 года Севморпуть был открыт для международного судоходства, таяние арктических льдов открывает новые перспективы создать конкуренцию южному пути через Суэцкий канал. Однако, над этим еще нужно очень много работать.
Вот такая она, интересная история освоения русского Севера и берегов Арктики, романтичная, полная приключений, романтики и героизма. Впрочем, как и вся история России.
#россия #история #путешествия #арктика #интересные факты