В столице сегодня живут около 14 тысяч бездомных людей, которым ежегодно оказывается порядка миллиона социальных услуг. Судя по статистике и опыту бездомных, получить эти услуги удается далеко не всем: для многих госслужащих люди, по разным причинам оказавшиеся на улице, — по меньшей мере раздражающий фактор. В Москве многие из тех, кто не добивается помощи от государства, идут в «Ночлежку», которая вот уже два года является одним из главных столичных проектов помощи бездомным. «Сноб» рассказывает, как сейчас устроена работа организации
Из холла через стеклянные двери видно кабинет, в котором каждый день принимает социальный работник. В консультационную службу приходят с самыми разными проблемами и просьбами: одним нужно восстановить документы, другим — найти работу; некоторые бездомные обращаются за медицинской и психологической помощью. Как говорят сотрудники «Ночлежки», организация пытается параллельно решить две задачи: обеспечить людям достойную жизнь в тех условиях, в которых они оказались, а когда базовые потребности закрыты — помочь эти условия изменить.
Сегодня в кабинете соцработника принимает Дарья Байбакова. Пришедших впервые она просит ответить на несколько вопросов — о том, как они лишились дома и чем им можно помочь прямо сейчас. Задавая их, Байбакова смотрит в глаза собеседнику.
За первые три часа консультаций помощь получают 15 мужчин и только одна женщина. По опыту НКО разных стран и самой «Ночлежки», это обычная статистика: бездомным женщинам труднее принять предложение о помощи — у многих из них есть дети, с которыми потеряна связь, некоторые чувствуют вину за то, что как матери и жены не оправдали общественных ожиданий. Женщины чаще стыдятся своего положения и стараются скрыть «факт бездомности», и при этом они подвергаются большей дискриминации, чем бездомные-мужчины, говорит директор московской «Ночлежки».
На каждый прием отводится 20 минут, но на деле разговор может длиться дольше. Всем, кому надо выговориться и кто просто рад, что его историей заинтересовались, Байбакова не отказывает, но, если человек не настроен на беседу, не настаивает.
Только начав работу в «Ночлежке», она думала, что сложнее всего будет общаться с посетителями, но все оказалось иначе.
Борьба со стереотипами
Сейчас «Ночлежка» развивает три основных направления: гуманитарные проекты, ресоциализация бездомных и работа с общественным мнением, привлечением внимания к проблеме бездомности на разных уровнях. Первое — это «Ночной автобус» — раздача еды бездомным, «Пункт выдачи», где можно получить одежду и средства гигиены, и «Неравнодуш» — душевая и прачечная. Именно они являются главными точками входа в организацию для тех, кто остался без крова. Второе направление — это прежде всего «Консультационная служба», где соцработники и юристы помогают восстановить документы или, например, получить медицинскую помощь. Третье направление сотрудники организации называют «работа по изменению ситуации в целом». «Мы общаемся с чиновниками, поддерживаем другие организации помощи бездомным, запускаем социальную рекламу — в общем, занимаемся всем тем, что меняет отношение общества к бездомности и бездомным и ломает стереотипы», — поясняет Байбакова.
Один из самых мощных стереотипов, по ее словам, что бездомные — это те, кто не хочет работать. Так думают многие. Чтобы разрушить его, питерская «Ночлежка» весной этого года запустила один из первых в России проектов по транзитному трудоустройству бездомных людей — ресторан «Вход с улицы». Там профессионалы учат подопечных фонда работать на кухне и в зале. Сначала кураторы «Ночлежки» распространяют информацию о возможности устроиться на работу; тем, кто заинтересовался, помогают подготовить все необходимые документы, после чего у них начинается трех-четырехмесячная стажировка, во время которой они получают базовые навыки профессии повара, официанта или бармена, чтобы потом работать в кафе и ресторанах — партнерах «Ночлежки».
Автор: Кристина Боровикова
Читать этот текст на сайте «Сноба»
Читайте также: