Найти тему
Газета Жизнь

Родилась в Туле, с 4-го раза прошла в ГИТИС и 7 лет встречалась с Богомоловым. Интервью-бомба с "Леной Полено" Юлией Захаровой

Сотни проектов приходят и уходят незамеченными, но не сериал «Счастливы вместе». Фразы из него ушли в народ, а персонажи стали культовыми.

В гостях у «Жизни» актриса, сыгравшая знаменитую соседку Букиных Лену Полено Юлия Захарова.

– Юлия, чтобы узнать о человеке, важно спросить о его распорядке дня.

– Просыпаюсь я около семи утра, могу позволить себе поваляться до восьми, больше нет сил спать… Потом мы завтракаем с мужем, мы любим с мужем это время. Мы сначала пьём китайский чай, я предпочитаю пуэр. Чай пробуждает сознание, мысли… Потом я отправляюсь гулять с собакой. У меня тибетский терьер, которого я очень люблю. И день начался… Поскольку у меня нет постоянной работы, моя жизнь за городом выглядит так. Я прихожу с прогулки и начинаю что-то делать по дому – готовлю обед, убираюсь… Кроме того, я очень активно сейчас занимаюсь английским языком. Хочется научиться на нём думать.

Юлия Захарова стала знаменитой после выхода на экраны сериала "Счастливы вместе"
Юлия Захарова стала знаменитой после выхода на экраны сериала "Счастливы вместе"

– Вы давно перебрались за город?

– Как началась пандемия. Мы поняли, что представляем опасность для наших пожилых родственников. Было ощущение, что после каждого похода в магазин мы приносим домой смерть и болезни. Поэтому мы решили жить отдельно. Хотели снять дом, но, благодаря родителям Лёши, мы его купили в СНТ «Борьба». Домик небольшой – всего 70 квадратных метров и два этажа. Гостиная, кухня и две спальни. Участок небольшой – всего пять соток. Чем хорошо это место, так это тем, что там растут высоченные деревья – дубы, сосны и берёзы. У меня растёт старый куст жасмина. Он не просто пахнет – он меняет жизнь и атмосферу. Есть на участке и черёмуха. Красота… Мы печку поставили сами, у нас все удобства. Говорят, что в нашем СНТ снимался тот самый фильм «Дача» с молодой Гурченко с длинными волосами.

– Чем муж занимается?

– Он попробовал много профессий в своей жизни, но в какой-то момент мы придумали бизнес – авторские туры в Италию. Наша подруга Наташа живёт в Италии, и она делает йога-туры. Я добавила своё актёрское мастерство, и мы сообразили такой авторский тур. Сначала была идея возить только девочек, у нас уже появились клиенты, но тут началась пандемия. Мы закрыли наше маленькое предприятие, так и не открыв его. Сейчас Лёша осваивает профессию ландшафтного дизайнера, ботанику. У него очень хороший педагог. В общем, сейчас он работает на природе.

Актриса обожает своего тибетского терьера
Актриса обожает своего тибетского терьера

– К Алексею мы ещё вернёмся. Вы работали в Театре Гоголя. Вы застали время, когда пришёл Кирилл Серебренников?

– Я уже уволилась. И не сказать, что я очень хотела уволиться… Это было очень странное заведение, в своё время главными режиссёрами театра были какие-то пожилые… ограниченно-талантливые деды, которые позволяли себе в этом помещении издеваться над людьми, делая вид, что они режиссёры и ставят спектакли. Застала я такое время, у нас был художественный руководитель Сергей Иванович Яшин, да будет он здоров. Актёры тогда жили очень бедно. Наверное, сейчас ситуация лучше, но тогда у меня зарплата была 9 тысяч рублей. Нам платили по разрядам. Комнату же я снимала в коммуналке за 14 тысяч. При этом работы было очень много… Перебивались как могли, а на съёмки не отпускали. Когда я начала много сниматься, мне поставили ультиматум – либо съёмки, либо театр. Тогда я написала заявление и ушла из театра. И тут началась вся эта история… Выяснили, что директор, который являлся подельником или родственником Сергея Ивановича, вместе с ним обкрадывали театр много лет, что после них оставалась только чёрная вспаханная борозда. Не знаю, как Сергея Ивановича не посадили – наверное, связи выручили. Когда-то его спектакли были талантливые, вероятно, решили оставить его в покое на старости лет.

С Кириллом Семёновичем мы тогда приятельствовали – я не работала у него в спектаклях. Но однажды, зная, что я актриса Театра Гоголя, он спросил меня о нём, и я начала рассказывать. О профсоюзе, артистах – я могла всё рассказать, что за человек, какой характер, сколько детей, как с ним лучше работать и почему нельзя обижать пожилых. Кирилл Семёнович всё это учёл – он никого не уволил. Он со всеми находил общий язык, но я к тому времени ушла.

Режиссёр Кирилл Серебренников
Режиссёр Кирилл Серебренников

– Вы сейчас общаетесь?

– Нет, сейчас не общаемся. Когда он попал в жуткую ситуацию (Кирилла Серебренникова судили по делу о хищениях. – Прим. ред.), я поддерживала его всеми силами, приходила к залу суда. Он – честнейший человек. Сейчас, как я понимаю, всё хорошо. Он может выходить из дома и делать то, о чём мечтал. Всё, что не убивает Кирилла Семёновича, делает сильнее его творчество. Уверена, он вышел из этого с новыми идеями и будет ещё более блистательным.

– А как Вы с ним познакомились?

– У меня есть замечательный друг и коллега Игнат Акрачков. Один из самых известных его фильмов – это фильм Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений», он там сыграл главную роль. Так вот Игнатий с ним приятельствовал и дружил, работал у него в спектакле. И на дне рождения Игната мы с ним познакомились – Игнат сам нас познакомил. Кирилл – это даже не человек, это создание, режиссёр, который состоит из жестов, взглядов.

– Хочу вернуться в Ваше детство. Какой Вы были?

– Я была жутчайшей эгоисткой, о чём мне мама спустя время рассказала. Например, Новый год в каком-то ДК, мама в костюме Снегурочки всем раздаёт подарки, и вот она подходит ко мне и протягивает подарок, а у неё в руках ещё и другие игрушки. Я понимаю, что это моя мама, беру подарок, кладу его обратно в кучу, достаю то, что мне нравится, и говорю ей: «Иди». Вот такая я была эгоистка, и мама после этого сказала папе, что будем рожать второго, иначе это невозможно. И так у меня появился брат, он младше меня на 6 лет. Благодаря ему я научилась любить кого-то ещё, кроме себя.

– Пишут, что Вы были отличницей.

– Да, я окончила школу с медалью… Наверное, со мной не было проблем. Проблемы были с родителями, когда я получала четвёрки. Я шла домой и понимала, что мне придётся объяснять, почему я не идеально знала материал, почему я оказалась не замечательной, а просто хорошей. Мне было тяжело. Родители строго спрашивали. Математика мне давалась с трудом – едва на 4.

– Наказать могли Вас?

– Папа у меня очень умный человек, я отношусь к нему с большим уважением. И его неодобрение во взгляде уже было наказанием. Мне всегда хотелось радовать родителей.

– А если вдруг тройка?

– С тройками вообще невозможно было приходить домой. Кроме того, папа считал, что я должна заниматься спортом – в детстве я была очень слабенькой, пережила заражение крови, и это всё во младенческом возрасте. Поэтому меня пихали в спорт – в плавание, в волейбол. Раньше в школы ходили тренеры, и нас с подругой однажды отобрали в секцию волейбола, я стала заниматься…

– Без удовольствия?

– Нет, мне нравилось, но меня взяли в школу олимпийского резерва, и девочки, которые были в команде, были сильно старше меня. А когда тебе 11, а им 14, 15, - то это огромная разница. Ну какая я им была подруга? Было тяжело психологически, и через три года я взмолилась, мол, не хочу там больше заниматься …

– Почему?

– Сейчас это называют буллингом. Старшие девочки издевались над младшими, ну, как издевались… Швыряли мячик подальше – принеси. Ты принесёшь, а они его ещё дальше бросят. Но ты не можешь на это пожаловаться и продолжаешь заниматься, глотая слезы. Хуже всего было в спортивном лагере, когда ты живёшь в этом обществе и ходишь с ними на завтрак, обед, ужин. Было тяжело, потому что ты всё время невольно становишься свидетелем разговоров о тебе в унизительной форме. «Кто сходит за сигаретами к мальчикам? Мелкие! Захарова, давай иди», – говорили они.

– Вы не пытались бунтовать?

– Не могу сказать, что эти девочки были жестокими, мне даже хотелось с ними дружить, потому что они классно играли в волейбол, достаточно весело между собой общались, анкеты друг другу заполняли. Мне очень хотелось, чтобы они мне дали такую анкету, я ведь всё бы там сделала красиво, я стихов много знаю. То есть запредельной жестокости не было, но постоянно переживаешь о том, что ты хуже… Несправедливость была ещё и в том, что я не была хуже – была просто менее умелой. Они ведь дольше занимались. К сожалению, моё желание стать чемпионкой мира по волейболу разбилось об вот эти детские переживания.

– Как Вы бросили спорт?

– Я увлеклась театром, поступила в театральную студию совершенно случайно. Пришла с подружкой провести время, и, когда я зашла в актовый зал Дворца пионеров, моя будущий педагог сказала: «Моя Наташа Ростова! Заходите, девочки!».

А я ведь только подружку пришла поддержать – пробоваться не собиралась. Но меня это захватило страшно. Там была такая атмосфера… Родители приняли мой выбор – меня не заставляли заниматься чем-то насильно.

– Ваши родители – инженеры. Они работают до сих пор?

– Папа продолжает работать в конструкторском бюро приборостроения в Туле. Они делают части для противоракетных установок. Тула – оборонный город. Мама работала в разных областях, у неё узкая специальность. Она строила «Азбуки вкуса» в Туле. Она занимается проведением коммуникаций. Потом работала под папиным начальством, но сейчас она на пенсии, а папа работает – он очень любит свою работу.

Юлия с братом Антоном в детстве
Юлия с братом Антоном в детстве

– То есть в 90-е Ваши родители не потеряли работу…

– Они работали как служащие, папа хорошо зарабатывал, плюс Ленинская стипендия. В общем, моё детство было счастливым. Максимум, что я помню, это очередь за сахаром в одни руки. Меня забирала бабушка, и мы вставали с ней в очередь к маленькому хлебному магазину. Там было много детей – мы играли. Помню, для меня было шоком, когда я встретила на рынке свою учительницу литературы и русского языка – она продавала что-то типа колготок. Ольга Александровна тогда была очень молодая, может быть, лет 27. Я думала: «Зачем она это делает? У неё ведь есть работа». Выживали как могли.

– Как Вы жили с братом?

– Когда появился брат, все в семье решили, что появилось ещё одно создание, чтобы любить меня. Брат очень быстро научился играть по этим правилам. Он знал, что есть любимая сестрёнка… Он до сих пор мне говорит: «Да ты для меня была всем. Я ловил каждое твоё слово». В детстве я очень любила сочинять истории и проверяла их на брате.

– Какие у Вас сейчас отношения?

– Он – прекрасный муж и отец, у меня своих детей нет. Пока… Я упорно говорю: «Пока нет детей». Сейчас время такое, что медицина очень хорошо развивается, поэтому все возможно. Мы пока не оставляем надежд и попыток. У брата два сына – Максим и Ромочка, прекрасная жена Наташа, красоты несказанной. Жду, когда они на дочь решатся. Брату 35 лет, он живёт пока в Липецке, до этого жил в Воронеже, окончил Академию ФСБ в Голицыно, юрист. Уже не военный – отдал долг государству. Отношения у нас прекрасные, я его очень люблю. Он вытаскивал меня из самых неприятных ситуаций. Всегда оказывался рядом тогда, когда мне казалось, что всё.

– Например?

– Например, у нас заболела мамочка, и Антон тут же положил её в платную клинику, где всё быстро определилось и решилось. Быстро у нас всё решается только за деньги – он взял это на себя. Он крутой, он рыцарь… И красавчик!

– Знаю такую интересную вещь, что Вы боролись с «Макдоналдсом»…

– Тула городок небольшой, и до нашей театральной студии «Этюд» дошли слухи, что у детей отбирают кукольный театр – хотят отдать его под то, чтобы там продавать американскую жрачку. Училась я в гимназии, а там у нас были лучшие учителя, и мы все вместе боролись. Ребята, по-моему, отстояли здание.

– Вам свойственно бороться за правду?

– Да, свойственно.

– Обычно, когда человек за правду стоит, он всегда страдает… Например, правдоруб может прийти и сказать режиссёру, что он плохой, и быть уволенным за это.

– Да, я за правду, но в этом смысле трусовата. Приведу пример! Я рассказывала про Театр Гоголя, и был вопиющий случай. Артисты все разные, со своими тараканами. Была и есть артистка Наталья Ивановна Маркина, глубоко верующий человек и воцерковленный. Мы с ней репетировали, и у неё была совершенно замечательная, на мой взгляд, привычка: перед репетицией она приносила святую воду в баночке и прыскала её по углам сцены театра. Ну, такое её актёрское суеверие. И главный режиссёр театра как-то раз увидел это, что-то его взбесило. Он закричал на неё матом, мол, зачем ты всякую ерунду в театре устраиваешь, лучше бы роль учила. Она лишь расплакалась и убежала – такой человек. Для меня это стало последней каплей. Я поняла, что не хочу больше работать с этим человеком. Сказав несколько неприятных слов, я забрала свой портрет из фойе и ушла. Помню, ещё швырнула вахтёру тысячу рублей: «Передайте директору за багет». Моё изображение – это моё изображение, а багет… Ну пусть подавится.

– Не жалели?

– Ни разу не жалела. Хотя нет… Жалела, когда Кирилл Семёнович пришёл. Думала: «Тут бы началась совсем другая жизнь». Я люблю такой театр, когда ты становишься кем-то ещё, что ты себя не жалеешь, обретаешь некое безумие. Но я такой человек, я люблю всё чистое, красивое, мягкое, яркое. Я не люблю вот это: «Преступление и наказание», чернота и блевота, что сейчас у Кирилла Семёновича на растяжке театра. Умри или останься дьяволом, «Околоноля». Я больше люблю комедии, сказки и мелодрамы. Мне это ближе.

– Вот мы и перешли к комедиям. Юлия, Вы были первой актрисой, которую утвердили на роль в сериале «Счастливы вместе»…

– Пожалуй, да. Я, правда, иногда думаю, что собаку Барона выбрали первым. По-моему, он был всё-таки первым.

Актёры сериала "Счастливы вместе"
Актёры сериала "Счастливы вместе"

– Ваша героиня должна была быть несимпатичной и нефигуристой. Как Вам, симпатичной и фигуристой, удалось убедить продюсеров в том, что Вы – это та актриса, которую они ищут?

– Я и не знала, куда я толком иду. По всей Москве тогда говорили о том, что идут пробы на огромный интересный проект, который будет сниматься не один год. Всего шесть главных героев, и вся Москва уже туда сходила, но никого не утвердили. Помню, я стою в метро с коллегами из Театра Гоголя, мы ждём поезд, и артист Саша Волков рассказывает про этот проект: «Они там такую страховку дают. Говорят, что артистам можно будет даже зубы бесплатно сделать». А мы же все бедные и несчастные артисты… Я спросила контакты, он мне дал, но сказал: «Мне отказали потому, что лицо слишком интеллигентное для проекта. Тебе, наверное, так же скажут». Но я всё равно решилась… Меня пригласили на кастинг, и я познакомилась с замечательной женщиной Ксенией Чашей. Она режиссёр блистательных комедийных проектов, начинала с «Камеди». Железная женщина с великолепным чувством юмора, суперпрофессионал. Мы сыграли какую-то сцену, и она показалась мне знакомой… Оказалось, что я смотрела сериал «Женаты, с детьми» в детстве. Динамичный, клёвый сериал, но уже тогда он мне казался старым, про каких-то пыльных американцев. Так вот Ксения посоветовала мне не смотреть этот сериал, чтобы не портить себя… Мол, ты замечательно делаешь то, что нужно. Вторые пробы были уже с американцами, и они сразу предложили контракт.

– Какую перед Вами ставили задачу?

– По роли мне было 28 лет, а в жизни мне было 22 или 23. Я ещё подумала: «Какая-то старая. Как мы будем делать старую?» Дальше – сложнее, спустя три года героине было уже сорок лет, а мне-то всё ещё тридцать, поэтому делали тяжёлый, яркий грим… Сериал оказался настолько популярным, у него были такие высоченные рейтинги, которых никто не ожидал, что в первый раз за всю историю сериала, а снимали его многие. Американцы купили ещё 200 оригинальных серий у русских сценаристов. Возможно, эти серии сейчас где-то снимают.

– Насколько я знаю, договор был очень жёстким!

– Мы потом обнаружили, что категорически запрещается находиться в состоянии беременности во время съёмок, потому что это мешает процессу. Но это было потом включено, потому что до этого и Наташа Бочкарёва успела дважды родить, и Даша Сагалова. То есть получалось, что я одна такая осталась, кому запрещалось беременеть. Но я тогда и не планировала ребёнка. Я не могу сказать, что контракт был жёстким – для нас были созданы замечательные условия в коллективе и в творчестве. Мы до сих пор дружим, будто армию прошли.

– Дарья Сагалова рассказывала, что был специальный человек, который не позволял слова менять.

– Да, потому что надо знать текст так, как он был написан в сценарии, потому что сценарий был написан и утверждён на нескольких этапах вверху. Когда нам спускали сценарий, в нём уже каждая шутка была выстрадана.

– Знаю, что у Натальи и Даши были парики. Вы же снимались со своей стрижкой…

– Да, американцы мне сразу утвердили стрижку. Меня девочки очень хорошо подстригли, и когда американцы утверждали наш внешний вид, то сказали: «У Степановой очень хороший парик. Вот бы всем такие». У Даши были накладки, а у Натальи сразу был рыжий парик, как у Пугачёвой.

Юлия снималась с собственными волосами
Юлия снималась с собственными волосами

Часть 2

Продолжение следует...

Автор: Юлия Ягафарова (@bianzel)