Найти в Дзене
Профессор кислых щей

ЛАКИРОВОЧНАЯ ПРОЗА В СССР

ЛАКИРОВОЧНАЯ ПРОЗА В СССР

«Лакировочная проза» — это чисто идеологическое «изобретение», причем именно оно было «изобретение» самих писателей, чтобы не попасть под механизм репрессированной машины. Л.П. представляла из себя генезис, отрицательных явлений, который связывался либо с прямым влиянием классового врага, либо с пережитками императорской России. «Литература уникальная в своем роде, нигде в мире небывалая и только закономерно рожденная у нас за счет лжи, обмана», - сказал в одном из интервью Виктор Астафьев.

Также стоит акцентировать внимание на статье Абрама Терца «Что такое социалистический реализм?». Исследователь говорит следующем. Далее приводится выдержка из диссертации Н.В. Шалагинова «Русская литература социалистического реализма и проблемы ее генезиса»:

«При внимательном прочтении выясняется, что Терц ориентируется прежде всего на второсортную «лакировочную» литературу сталинской эпохи. Конечно, в своей работе он упоминает и «Мать» Горького, и «Как закалялась сталь» Островского. Но не на этих произведениях базируются его выводы.

Основание концепции Терца составляют литературные «поделки» сталинизма, скроенные по одному и тому же формально-содержательному шаблону… В постсоветском же литературоведении под соцреализмом понимаются прежде всего «лакировочные» поделки сталинской эпохи, возникшие на базе «нормативной эстетики». Автор резюмирует в итоге и называет такое мнение ошибочным.

Не вся проза была лакировочной! После войны появилось целое поколение писателей, ставивших острые вопросы. Это молодые писатели и поэты - представители так называемой «лейтенантской» литературы (Бондарев, Кондратьев, Быков), правдиво рассказывавшие о судьбе поколения. Также появились «писатели-деревенщики» (Абрамов, Шукшин, Распутин), писавшие о судьбах русской деревни.