В этой статье будет раскрыто понятие «ненасильственного общения», которое ввел Маршалл Розенберг. Вы узнаете, в чем суть этого метода и как он может применяться в коммуникативном процессе.
Маршалл Розенберг, автор термина «ненасильственное общение», описал его в своей книге с одноименным названием. За нее он получил множество наград, а кроме того был не раз отмечен за свою успешную практическую деятельность по улаживанию конфликтов и налаживанию коммуникации между людьми, склонными к агрессии. Также автор создал Центр ненасильственного общения, в котором стал обучать всех желающих своему методу.
В чем суть методики ненасильственного общения
Данный подход к коммуникации является универсальным и может реализовываться в самых разных ситуациях. С его помощью возможно удовлетворить потребности общения всех участников. Благодаря методике Розенберга можно установить доверительные и комфортные отношения к окружающими людьми.
Ненасильственное общение ориентировано на поиск потребностей людей и их удовлетворение в ходе коммуникативного процесса. При этом происходит перенастройка на эмоциональный язык и чувства, на более ответственное и осмысленное отношение к межличностному взаимодействию.
С одной стороны, ненасильственное общение направлено на честное и открытое самовыражение. С другой, от человека требуется эмпатическое принятие аналогичного поведения окружающих. Нужно стараться удерживать в центре внимания собственные потребности, но в то же время проявлять уважение к потребностям оппонентов. Только тогда общение становится зрелым, комфортным и результативным.
Структура ненасильственного общения
Она включает в себя 4 компонента. Их можно назвать краеугольными камнями методики.
1. Наблюдения
Требуется отмечать определенные действия оппонента, которые вызывают у вас негативный или позитивный эмоциональный отклик. Для этого нужно внимательно понаблюдать. Например, нужно отметить, что когда человек не берет трубку в ответ на звонок, то это расстраивает, и наоборот — дозвон вызывает ощущение счастья.
2. Чувства
Нужно точно выражать свои чувства в процессе общения, используя персонифицированную конструкцию с союзом «я». Следует избегать перекладывания ответственности за свои эмоции на оппонента.
3. Потребности
Необходимо добраться до сути — какие потребности скрываются за словами и эмоциями. Что же человек жаждет получить от общения с оппонентом, чего он от него ждет.
4. Просьбы
Нужно правильно формулировать прямую просьбу к оппоненту. Он вряд ли точно догадается, что вы ожидаете от него. Поэтому нужно сказать прямо, но в корректной, вежливой и конструктивной форме. Просьба должна быть конкретной, без размытых формулировок и недомолвок.