Найти тему
Navygaming Channel

Тассафаронга: Танака против Райта/ 2.Занавес

Из архива Navygaming, 2014

Продолжаем вспоминать один из многочисленных боев в районе Гуадалканала, который произошел 30 ноября 1942 года. Вошедший в историю как бой у мыса Тассафаронга (Четвертое сражение у острова Саво) или как Ночное сражение у мыса Лунга. Предлагаем вспомнить его подробности, а затем сделать акцент на одном из тяжелых крейсеров ВМС США- "Пенсаколе".
В первой части мы закончили на тот моменте, когда противники обменялись первыми ударами, и крейсера Райта, уже праздновавшего победу, начали получать одно торпедное попадание за другим.

Взрывы "Миннеаполиса" и "Нью Орлеана" не остались незамеченными японцами, и именно в эти минуты Танака приказал своим командирам эсминцев, ориентируясь по взрывам на «Миннеаполисе» и «Нью-Орлеане», выпустить основную массу имевшихся торпед.

Контр-адмирал Р.Танака
Контр-адмирал Р.Танака

Первыми дали по полному залпу «Куросио» и «Оясио». Спустя минуту, в 23:30 по четыре торпеды выпустили «Кагеро» и «Макинами». Между 23:30 и 23:33 «Кавакадзе» дал девятиторпедный залп, и в 23:32 еще восемь торпед выстрелил флагманский «Наганами». Лишь «Судзукадзе» не смог выполнить приказ Танаки, так как в этот момент был вынужден уклоняться от торпед «Флетчера». Этот эскадренный миноносец произвел восемь артиллерийских залпов, но, не добившись попаданий, прекратил огонь и отошел в северо-западном направлении, куда, в соответствии с приказом, должны были идти для сбора все японские корабли. Он оказался единственным японским эсминцем, не выпустившем торпед в этом бою.

Американский эсминец DD367 "Лэмсон"
Американский эсминец DD367 "Лэмсон"

Тем временем американское соединение полностью утратило свой боевой порядок и, по сути, перестало являться эффективной боевой силой. Эсминцы авангарда были уже далеко, а уцелевшие крейсера разбрелись, пытаясь уклониться от предполагаемых торпед. Следуя в хвосте колонны, эсминцы «Лэмсон» и «Ларднер» оказались предоставлены самим себе. «Лэмсон» попытался идти за «Нортхэмптоном», производившим поворот вправо, но в это время он был обстрелян одним из поврежденных крейсеров. Поскольку перед боем Райт не удосужился сообщить на присоединившиеся корабли опознавательные сигналы TG67.2, их командиры не могли даже сообщить, что «я - свой». После этого командир эсминца «Лэмсон» лейтенант-коммандер Филип Фитцджеральд мудро решил «убраться подальше из этого ада». То же самое произошло и с «Ларднером».

Тяжелый крейсер "Пенсакола"
Тяжелый крейсер "Пенсакола"

Огонь по противнику продолжали вести только крейсера. Шедший третьим в строю «Пенсакола» не нашёл ничего лучше, чем обогнуть слева оба поврежденных крейсера (чем показал себя на фоне горящего «Миннеаполиса»), вернуться на прежний курс и продолжить стрелять наугад, т.к. на нем был установлен радар старого типа. К 23:38 он успел выпустить около 120 снарядов главного калибра, когда мощный веер из более чем сорока японских торпед настиг и его. Попадания одного единственного «Лонг-Лэнса» в кормовой танк хватало, чтобы заставить замолчать три артиллерийские башни, затопить кормовое машинное отделение и вывести из строя всю внутрикорабельную связь. Но гораздо худшим по своим последствиям оказался сильнейший пожар. Не сумев с ним справиться, командир крейсера кэптен Френк Ло принял решение направиться в Тулаги. Каким-то чудом остальные торпеды не попали в поврежденные крейсера, а концевые «Гонолулу» и «Нортхэмптон» спаслись лишь тем, что заранее изменили свой курс с северо-западного на северо-восточный.

Легкий крейсер "Гонолулу"
Легкий крейсер "Гонолулу"

Несмотря на полученный урок, оставшиеся два крейсера не прекращали огонь по видневшимся то тут, то там японским и американским эсминцам. Желая прикрыть отход своего отряда и подбитого «Таканами», Танака приказал командирам «Макинами» и «Кагеро», на которых еще оставались готовые к стрельбе торпеды, повторно атаковать противника. В ходе сближения с крейсерами врага, около 23:45, «Макинами» выпустил четыре торпеды, и в 23:52 его примеру последовал «Кагеро», однако результативным стал, по-видимому, лишь первый залп - в 23:48 два взрыва потрясли «Нортхэмптон». В левом борту корабля образовалась огромная пробоина, и загорелся мазут. Крейсер, пылающий, как гигантский факел, вышел из боя.

Крейсер "Нортхэмптон" торпедирован
Крейсер "Нортхэмптон" торпедирован

Боевое столкновение на этом, по сути дела, прекратилось. Четыре американских эсминца авангарда и присоединившийся к ним вскоре Гонолулу обогнули с запада остров Саво и провели поиск врага в северном направлении. Они никого не обнаружили, т.к. Танака назначил пункт сбора своих кораблей гораздо восточное - у мыса Эсперанс. Не найдя среди собравшихся «Таканами», он приказал «Оясио» и «Куросио» выдвинуться на поиск поврежденного эсминца. Вернувшись в район боя, они вскоре нашли «Таканами» и уже приготовились начать спасательные работы, как вновь обнаружили врага. Выпустив в 00:46 еще по четыре торпеды и не добившись успеха, японские корабли окончательно покинули пролив Железное Дно. Их атака, а, по-видимому, и присутствие так и не было замечено противником. В 01:37 «Таканами» затонул. Лишь незначительной части экипажа удалось вплавь или на подручных средствах добраться до берега.

Тем временем в нескольких милях севернее места гибели «Таканами» агонизировал «Нортхэмптон». К 01:30 крен на левый борт вырос до 23° и продолжал увеличиваться. Командиру крейсера кэптену Уиларду Китсу не оставалось ничего иного, как отдать приказ экипажу покинуть корабль. Около 03:00 «Нортхэмптон» перевернулся и быстро ушел на дно.

Спасение экипажа "Нортхэмптона" торпедными катерами
Спасение экипажа "Нортхэмптона" торпедными катерами

Остальным американским «калекам» удалось спастись. «Миннеаполис» привели к Тулаги буксиры. «Нью Орлеан» и «Пенсакола» прибыли туда же своим ходом, но прошло еще четыре часа, прежде чем на последнем удалось потушить топливные цистерны.

Уделим внимание непосредственному участию в бою у Тассафаронга тяжелого крейсера "Пенсакола" (хотя бы потому, что этот крейсер одним из первых вошел в игру World of Warships).

Итак, в этом бою тяжелым крейсером "Пенсакола" командовал кэптен Френк Л. Лоу. В кильватерной колонне американцев крейсер "Пенсакола" был третьим. В первые несколько минут боя, получив сигнал «Роджер» от флагмана, крейсер не смог открыть огонь. Его радар был старого типа и целей не находил. Однако, потом, один из его артиллерийских радаров «нарисовал» цель и тут заговорил ГК корабля. За 14 минут боя (с 23.24 до 23.38) его "8-дюймовки" сделали 120 выстрелов по 4 различным целям (по данным американцев). Затем цели были потеряны с экрана радаров, и стрельба велась практически вслепую. Командир находился в посту управления зенитным артогнем, старпом коммандер Киллер в рулевой рубке, когда идущий впереди «Нью-Орлеан» замедлил ход и стал выкатываться вправо. Флагман также был в огне. Командир принял решение отвернуть влево, чтобы избежать столкновения. Этот маневр сослужил противнику хорошую службу, но подвел крейсер "под монастырь". На фоне горящих крейсеров у японцев появилась еще одна цель!

Повреждения "Пенсаколы"  в бою
Повреждения "Пенсаколы" в бою

В 23.39 «Пенсакола» вернулась на прежний курс - 300 градусов (тоже еще одна ошибка - был подставлен борт). Старпом дал команду повернуть влево, чтобы обойти с юга берег острова Саво, но было уже поздно. Один из «Лонг Ленсов», выпущенных японскими эсминцами, нашел цель. Торпеда попала в левый борт, прямо под грот-мачтой, затопив кормовое машинное отделение, выведя из строя сразу три башни главного калибра, разбив гидрокомпасы и средства связи, повредив топливные цистерны и превратив грот-мачту в нефтяной факел. Весь личный состав, который был на боевых постах рядом с местом повреждения, сгорел заживо. Машинное отделение затопило так быстро, что с него успел выбраться только один раненый моряк. Еще один мог бы спастись, но не снял с головы шлемофон, и провод не дал ему выбраться. Главная пожарная магистраль была разорвана, а ручные помпы явно не справлялись с пожарами.

Крен в 13 градусов выправили, сбросив топливо в море. Самое удивительное, что корабль смог держать 8-ми узловую скорость, которую обеспечивало одно машинное отделение и одна кочегарка.

После попадания и уяснения обстановки, крейсер взял курс на Тулаги. Беды крейсера были усилены пожарами, которые охватили всю кормовую часть корабля. Через 9 минут после взрыва стал рваться боезапас зенитных автоматов - положение становилось критическим. Командир корабля сам возглавил борьбу за живучесть. Артпогреба были затоплены, подтянуты рукава с углекислотой и пеной. Только благодаря таким энергичным действиям огонь стал отступать. Однако в 1.45 раздался взрыв 8-ми дюймовых снарядов в башне №3, и возникла опасность взрыва боекомплекта ГК. Но здесь морякам повезло - 150 снарядов взорвались поодиночке, не вызвав детонации остальных.

Поврежденный крейсер "Пенсакола" у борта плавмастерской
Поврежденный крейсер "Пенсакола" у борта плавмастерской

Взрывы эти продолжались несколько часов и принесли экипажу немало тревожных минут. Когда корабль прибыл в Тулаги, к нему подошел эсминец «Перкинс», чтобы помочь в борьбе с огнем. Только через 12 часов погас последний пожар. «Пенсакола» выиграла битву за жизнь. Эта борьба унесла жизни 7 офицеров и 117 матросов, еще один офицер и 69 моряков были ранены.

Выводы

Этот бой стал одним из самых большим по потерям поражением американского флота во время Второй мировой войны, третьим после нападения на Пёрл-Харбор и боя у острова Саво. После боя, учитывая потери во время боя у острова Саво, боя у мыса Эсперанс и морского сражения за Гуадалканал, временно вышли из строя 4 тяжёлых и 9 лёгких крейсеров из всех находящихся на Тихом океане. Но, несмотря на поражение в бою, Райт был награждён Военно-морским крестом - одной из самых высоких наград ВМС США за отвагу и действия во время сражения.

Крейсер "Миннеаполис" подготовлен к переходу временными средствами
Крейсер "Миннеаполис" подготовлен к переходу временными средствами

Оправдывая, в некоторой степени, потери своего соединения, Райт в отчёте о бое докладывал, что его корабли потопили четыре и повредили два японских эсминца. Хэлси в своих комментариях к отчёту Райта перенёс большую часть вины за поражение на Коула, утверждая, что командир дивизиона эсминцев выпустил свои торпеды со слишком большой, чтобы залп был эффективным, дистанции и должен был «помочь» крейсерам вместо обхода острова Саво.

Расселл Сиднор Креншо (кстати, не только историк, но и участник боя в качестве артиллерийского офицера эсминца «Мэури») считает, что часть вины лежит на контр-адмирале Тисдейле, который после поражения флагмана вступил в командование. Командовал он только номинально (все признаки потери управления соединением налицо), а на самом деле побыстрее спасался на неповрежденном крейсере «Гонолулу».

Ну а что японцы? Танака доложил своему командованию, что во время боя потопил линкор и два крейсера. В дальнейшем контр-адмирал Танака продолжил командование снабжением частей на Гуадалканале. Рейсы «Токийского экспресса» продолжились и были опасны. Так ночью 11 декабря конвой из 11 японских эсминцев был встречен американскими торпедными катерами. Флагманский корабль «Тэрудзуки» был торпедирован, контр-адмирал Танака был ранен. После этого Танака перешёл на «Наганами», а «Тэрудзуки» был оставлен. Только 220 из 1200 бочек, выгруженных той ночью, были вытащены японскими солдатами на берег. Впоследствии, 29 декабря 1942 года, Танака был отстранён от командования и переведён в Японию.

Японский эсминец "Акидзуки, к такому типу принадлежал "Тэрудзуки"
Японский эсминец "Акидзуки, к такому типу принадлежал "Тэрудзуки"

Бой у Тассафаронги вызвал обсуждение в штабе Тихоокеанского флота США на тему изменения тактической доктрины и необходимости технических нововведений. Однако только через восемь месяцев высшее морское командование признало, что имели место проблемы с техническим состоянием торпед. Кроме того, американцы оставались в неведении относительно дальности хода и мощности японских торпед и эффективности японской тактики ночных боёв. Райт утверждал, что его корабли, вероятно, были атакованы подводными лодками, так как с того расстояния, с которого он наблюдал расположение кораблей Танаки, «было бы невозможно выпустить торпеды с характеристиками скорости и дальности аналогичными нашим», чтобы нанести такой серьёзный ущерб. В то же время Танака заявлял, что выпустил торпеды с расстояния менее трёх миль. Американцы не признавали истинных характеристик торпед их противника на Тихом океане и успешности его ночной тактики до 1943 года.

Крейсер "Миннеаполис" в доке Перл-Харбора, 1943 год
Крейсер "Миннеаполис" в доке Перл-Харбора, 1943 год

После войны Танака говорил о победе у Тассафаронги: «Я слышал, что американские флотские эксперты хвалили мои действия в этом бою. Но я не заслуживаю такой чести. Это было превосходное мастерство и большая преданность тех, кто служил со мной - они принесли нам эту тактическую победу».

В этом бою американцы в очередной раз наступили на грабли. Они были осведомлены о планах противника. Контролировали его передвижения. Обладали радарами и смогли обнаружить противника раньше, оставаясь необнаруженными. Имели превосходство в огневой мощи. А на деле все эти преимущества использованы не были. К тому же американцы не знали характеристики торпед противника и были плохо подготовлены к ведению ночного боя в составе соединения. Ну а самым главным фактором стала потеря управления соединением. Каждый погибал сам. И потери могли быть гораздо большими. Неопытность Райта дорого обошлась американцам. Три мощных тяжелых КР смогли вернуться в состав действующего флота лишь осенью следующего года, а 398 матросских и 19 офицерских жизней вернуть было уже нельзя.

И, несмотря на это, поражение у мыса Тассафаронга было бы глупо считать чем-то большим, чем тактическим эпизодом, почти никак не повлиявшим на ход и исход кампании. Не надо забывать, что к началу декабря в распоряжении Хэлси находилось пять линкоров, в т.ч. недавно прибывший из США «Индиана», два тяжелых и несколько эскортных авианосцев и множество более мелких кораблей. Спустя месяц Райт имел в составе пополненного TF 67 уже не менее семи крейсеров. Единственным объективным результатом сражения стал временный отказ Хэлси от использования крупных надводных кораблей для перехвата легких сил противника в ночных условиях.

Крейсера "Пенсакола" (в центре) и "Нью-Орлеан" (справа) в Перл-Харборе после ремонта 31 октября 1943 года
Крейсера "Пенсакола" (в центре) и "Нью-Орлеан" (справа) в Перл-Харборе после ремонта 31 октября 1943 года
Узнав об исходе боя, его начальник, адмирал Нимиц, изрек: «Тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться».

Не считаться со столь высоким мнением было нельзя, и Хэлси пришлось ограничить собственные амбиции. Это решение, возможно, привело к тому, что японские «экспрессы» смогли осуществить последовавшую эвакуацию с наименьшими потерями, но даже, если бы с Гуадалканала не ушел ни один японский солдат из 11.000 эвакуированных, это мало бы отразилось на событиях огромной войны на Тихом океане. Война продолжилась в других районах с не меньшей ожесточенностью.

Статья military_surgeon из архива Navygaming, №2(5)/2014.

Источники:

Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; N.Friedman U.S. Cruisers: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1984. - p.496; Potter E.B. Sea Power: A Naval History. —U.S. Naval Institute Press, 1981. — 416 c. ; Иванов, С.В. Тяжелые крейсера США/ С.В.Иванов // Война на море, № 17, часть 1.- 2004.- 52 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 544 с.; Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. Все крейсера Второй мировой войны, Эксмо, 2012.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 352 с.; Патянин, С. В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин, С.Барабанов,; К.В.Егоров.- М.: Яуза, Эксмо, 2014. – 536 с.; Малов, А. Тяжелые крейсера типа "Пенсакола"/ А.А.Малов.- Морская коллекция, № 4(163), 6 (165).- 2013.- 32 с.

Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.