Из архива Navygaming, 2014
Продолжаем вспоминать один из многочисленных боев в районе Гуадалканала, который произошел 30 ноября 1942 года. Вошедший в историю как бой у мыса Тассафаронга (Четвертое сражение у острова Саво) или как Ночное сражение у мыса Лунга. Предлагаем вспомнить его подробности, а затем сделать акцент на одном из тяжелых крейсеров ВМС США- "Пенсаколе".
В первой части мы закончили на тот моменте, когда противники обменялись первыми ударами, и крейсера Райта, уже праздновавшего победу, начали получать одно торпедное попадание за другим.
Взрывы "Миннеаполиса" и "Нью Орлеана" не остались незамеченными японцами, и именно в эти минуты Танака приказал своим командирам эсминцев, ориентируясь по взрывам на «Миннеаполисе» и «Нью-Орлеане», выпустить основную массу имевшихся торпед.
Первыми дали по полному залпу «Куросио» и «Оясио». Спустя минуту, в 23:30 по четыре торпеды выпустили «Кагеро» и «Макинами». Между 23:30 и 23:33 «Кавакадзе» дал девятиторпедный залп, и в 23:32 еще восемь торпед выстрелил флагманский «Наганами». Лишь «Судзукадзе» не смог выполнить приказ Танаки, так как в этот момент был вынужден уклоняться от торпед «Флетчера». Этот эскадренный миноносец произвел восемь артиллерийских залпов, но, не добившись попаданий, прекратил огонь и отошел в северо-западном направлении, куда, в соответствии с приказом, должны были идти для сбора все японские корабли. Он оказался единственным японским эсминцем, не выпустившем торпед в этом бою.
Тем временем американское соединение полностью утратило свой боевой порядок и, по сути, перестало являться эффективной боевой силой. Эсминцы авангарда были уже далеко, а уцелевшие крейсера разбрелись, пытаясь уклониться от предполагаемых торпед. Следуя в хвосте колонны, эсминцы «Лэмсон» и «Ларднер» оказались предоставлены самим себе. «Лэмсон» попытался идти за «Нортхэмптоном», производившим поворот вправо, но в это время он был обстрелян одним из поврежденных крейсеров. Поскольку перед боем Райт не удосужился сообщить на присоединившиеся корабли опознавательные сигналы TG67.2, их командиры не могли даже сообщить, что «я - свой». После этого командир эсминца «Лэмсон» лейтенант-коммандер Филип Фитцджеральд мудро решил «убраться подальше из этого ада». То же самое произошло и с «Ларднером».
Огонь по противнику продолжали вести только крейсера. Шедший третьим в строю «Пенсакола» не нашёл ничего лучше, чем обогнуть слева оба поврежденных крейсера (чем показал себя на фоне горящего «Миннеаполиса»), вернуться на прежний курс и продолжить стрелять наугад, т.к. на нем был установлен радар старого типа. К 23:38 он успел выпустить около 120 снарядов главного калибра, когда мощный веер из более чем сорока японских торпед настиг и его. Попадания одного единственного «Лонг-Лэнса» в кормовой танк хватало, чтобы заставить замолчать три артиллерийские башни, затопить кормовое машинное отделение и вывести из строя всю внутрикорабельную связь. Но гораздо худшим по своим последствиям оказался сильнейший пожар. Не сумев с ним справиться, командир крейсера кэптен Френк Ло принял решение направиться в Тулаги. Каким-то чудом остальные торпеды не попали в поврежденные крейсера, а концевые «Гонолулу» и «Нортхэмптон» спаслись лишь тем, что заранее изменили свой курс с северо-западного на северо-восточный.
Несмотря на полученный урок, оставшиеся два крейсера не прекращали огонь по видневшимся то тут, то там японским и американским эсминцам. Желая прикрыть отход своего отряда и подбитого «Таканами», Танака приказал командирам «Макинами» и «Кагеро», на которых еще оставались готовые к стрельбе торпеды, повторно атаковать противника. В ходе сближения с крейсерами врага, около 23:45, «Макинами» выпустил четыре торпеды, и в 23:52 его примеру последовал «Кагеро», однако результативным стал, по-видимому, лишь первый залп - в 23:48 два взрыва потрясли «Нортхэмптон». В левом борту корабля образовалась огромная пробоина, и загорелся мазут. Крейсер, пылающий, как гигантский факел, вышел из боя.
Боевое столкновение на этом, по сути дела, прекратилось. Четыре американских эсминца авангарда и присоединившийся к ним вскоре Гонолулу обогнули с запада остров Саво и провели поиск врага в северном направлении. Они никого не обнаружили, т.к. Танака назначил пункт сбора своих кораблей гораздо восточное - у мыса Эсперанс. Не найдя среди собравшихся «Таканами», он приказал «Оясио» и «Куросио» выдвинуться на поиск поврежденного эсминца. Вернувшись в район боя, они вскоре нашли «Таканами» и уже приготовились начать спасательные работы, как вновь обнаружили врага. Выпустив в 00:46 еще по четыре торпеды и не добившись успеха, японские корабли окончательно покинули пролив Железное Дно. Их атака, а, по-видимому, и присутствие так и не было замечено противником. В 01:37 «Таканами» затонул. Лишь незначительной части экипажа удалось вплавь или на подручных средствах добраться до берега.
Тем временем в нескольких милях севернее места гибели «Таканами» агонизировал «Нортхэмптон». К 01:30 крен на левый борт вырос до 23° и продолжал увеличиваться. Командиру крейсера кэптену Уиларду Китсу не оставалось ничего иного, как отдать приказ экипажу покинуть корабль. Около 03:00 «Нортхэмптон» перевернулся и быстро ушел на дно.
Остальным американским «калекам» удалось спастись. «Миннеаполис» привели к Тулаги буксиры. «Нью Орлеан» и «Пенсакола» прибыли туда же своим ходом, но прошло еще четыре часа, прежде чем на последнем удалось потушить топливные цистерны.
Уделим внимание непосредственному участию в бою у Тассафаронга тяжелого крейсера "Пенсакола" (хотя бы потому, что этот крейсер одним из первых вошел в игру World of Warships).
Итак, в этом бою тяжелым крейсером "Пенсакола" командовал кэптен Френк Л. Лоу. В кильватерной колонне американцев крейсер "Пенсакола" был третьим. В первые несколько минут боя, получив сигнал «Роджер» от флагмана, крейсер не смог открыть огонь. Его радар был старого типа и целей не находил. Однако, потом, один из его артиллерийских радаров «нарисовал» цель и тут заговорил ГК корабля. За 14 минут боя (с 23.24 до 23.38) его "8-дюймовки" сделали 120 выстрелов по 4 различным целям (по данным американцев). Затем цели были потеряны с экрана радаров, и стрельба велась практически вслепую. Командир находился в посту управления зенитным артогнем, старпом коммандер Киллер в рулевой рубке, когда идущий впереди «Нью-Орлеан» замедлил ход и стал выкатываться вправо. Флагман также был в огне. Командир принял решение отвернуть влево, чтобы избежать столкновения. Этот маневр сослужил противнику хорошую службу, но подвел крейсер "под монастырь". На фоне горящих крейсеров у японцев появилась еще одна цель!
В 23.39 «Пенсакола» вернулась на прежний курс - 300 градусов (тоже еще одна ошибка - был подставлен борт). Старпом дал команду повернуть влево, чтобы обойти с юга берег острова Саво, но было уже поздно. Один из «Лонг Ленсов», выпущенных японскими эсминцами, нашел цель. Торпеда попала в левый борт, прямо под грот-мачтой, затопив кормовое машинное отделение, выведя из строя сразу три башни главного калибра, разбив гидрокомпасы и средства связи, повредив топливные цистерны и превратив грот-мачту в нефтяной факел. Весь личный состав, который был на боевых постах рядом с местом повреждения, сгорел заживо. Машинное отделение затопило так быстро, что с него успел выбраться только один раненый моряк. Еще один мог бы спастись, но не снял с головы шлемофон, и провод не дал ему выбраться. Главная пожарная магистраль была разорвана, а ручные помпы явно не справлялись с пожарами.
Крен в 13 градусов выправили, сбросив топливо в море. Самое удивительное, что корабль смог держать 8-ми узловую скорость, которую обеспечивало одно машинное отделение и одна кочегарка.
После попадания и уяснения обстановки, крейсер взял курс на Тулаги. Беды крейсера были усилены пожарами, которые охватили всю кормовую часть корабля. Через 9 минут после взрыва стал рваться боезапас зенитных автоматов - положение становилось критическим. Командир корабля сам возглавил борьбу за живучесть. Артпогреба были затоплены, подтянуты рукава с углекислотой и пеной. Только благодаря таким энергичным действиям огонь стал отступать. Однако в 1.45 раздался взрыв 8-ми дюймовых снарядов в башне №3, и возникла опасность взрыва боекомплекта ГК. Но здесь морякам повезло - 150 снарядов взорвались поодиночке, не вызвав детонации остальных.
Взрывы эти продолжались несколько часов и принесли экипажу немало тревожных минут. Когда корабль прибыл в Тулаги, к нему подошел эсминец «Перкинс», чтобы помочь в борьбе с огнем. Только через 12 часов погас последний пожар. «Пенсакола» выиграла битву за жизнь. Эта борьба унесла жизни 7 офицеров и 117 матросов, еще один офицер и 69 моряков были ранены.
Выводы
Этот бой стал одним из самых большим по потерям поражением американского флота во время Второй мировой войны, третьим после нападения на Пёрл-Харбор и боя у острова Саво. После боя, учитывая потери во время боя у острова Саво, боя у мыса Эсперанс и морского сражения за Гуадалканал, временно вышли из строя 4 тяжёлых и 9 лёгких крейсеров из всех находящихся на Тихом океане. Но, несмотря на поражение в бою, Райт был награждён Военно-морским крестом - одной из самых высоких наград ВМС США за отвагу и действия во время сражения.
Оправдывая, в некоторой степени, потери своего соединения, Райт в отчёте о бое докладывал, что его корабли потопили четыре и повредили два японских эсминца. Хэлси в своих комментариях к отчёту Райта перенёс большую часть вины за поражение на Коула, утверждая, что командир дивизиона эсминцев выпустил свои торпеды со слишком большой, чтобы залп был эффективным, дистанции и должен был «помочь» крейсерам вместо обхода острова Саво.
Расселл Сиднор Креншо (кстати, не только историк, но и участник боя в качестве артиллерийского офицера эсминца «Мэури») считает, что часть вины лежит на контр-адмирале Тисдейле, который после поражения флагмана вступил в командование. Командовал он только номинально (все признаки потери управления соединением налицо), а на самом деле побыстрее спасался на неповрежденном крейсере «Гонолулу».
Ну а что японцы? Танака доложил своему командованию, что во время боя потопил линкор и два крейсера. В дальнейшем контр-адмирал Танака продолжил командование снабжением частей на Гуадалканале. Рейсы «Токийского экспресса» продолжились и были опасны. Так ночью 11 декабря конвой из 11 японских эсминцев был встречен американскими торпедными катерами. Флагманский корабль «Тэрудзуки» был торпедирован, контр-адмирал Танака был ранен. После этого Танака перешёл на «Наганами», а «Тэрудзуки» был оставлен. Только 220 из 1200 бочек, выгруженных той ночью, были вытащены японскими солдатами на берег. Впоследствии, 29 декабря 1942 года, Танака был отстранён от командования и переведён в Японию.
Бой у Тассафаронги вызвал обсуждение в штабе Тихоокеанского флота США на тему изменения тактической доктрины и необходимости технических нововведений. Однако только через восемь месяцев высшее морское командование признало, что имели место проблемы с техническим состоянием торпед. Кроме того, американцы оставались в неведении относительно дальности хода и мощности японских торпед и эффективности японской тактики ночных боёв. Райт утверждал, что его корабли, вероятно, были атакованы подводными лодками, так как с того расстояния, с которого он наблюдал расположение кораблей Танаки, «было бы невозможно выпустить торпеды с характеристиками скорости и дальности аналогичными нашим», чтобы нанести такой серьёзный ущерб. В то же время Танака заявлял, что выпустил торпеды с расстояния менее трёх миль. Американцы не признавали истинных характеристик торпед их противника на Тихом океане и успешности его ночной тактики до 1943 года.
После войны Танака говорил о победе у Тассафаронги: «Я слышал, что американские флотские эксперты хвалили мои действия в этом бою. Но я не заслуживаю такой чести. Это было превосходное мастерство и большая преданность тех, кто служил со мной - они принесли нам эту тактическую победу».
В этом бою американцы в очередной раз наступили на грабли. Они были осведомлены о планах противника. Контролировали его передвижения. Обладали радарами и смогли обнаружить противника раньше, оставаясь необнаруженными. Имели превосходство в огневой мощи. А на деле все эти преимущества использованы не были. К тому же американцы не знали характеристики торпед противника и были плохо подготовлены к ведению ночного боя в составе соединения. Ну а самым главным фактором стала потеря управления соединением. Каждый погибал сам. И потери могли быть гораздо большими. Неопытность Райта дорого обошлась американцам. Три мощных тяжелых КР смогли вернуться в состав действующего флота лишь осенью следующего года, а 398 матросских и 19 офицерских жизней вернуть было уже нельзя.
И, несмотря на это, поражение у мыса Тассафаронга было бы глупо считать чем-то большим, чем тактическим эпизодом, почти никак не повлиявшим на ход и исход кампании. Не надо забывать, что к началу декабря в распоряжении Хэлси находилось пять линкоров, в т.ч. недавно прибывший из США «Индиана», два тяжелых и несколько эскортных авианосцев и множество более мелких кораблей. Спустя месяц Райт имел в составе пополненного TF 67 уже не менее семи крейсеров. Единственным объективным результатом сражения стал временный отказ Хэлси от использования крупных надводных кораблей для перехвата легких сил противника в ночных условиях.
Узнав об исходе боя, его начальник, адмирал Нимиц, изрек: «Тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться».
Не считаться со столь высоким мнением было нельзя, и Хэлси пришлось ограничить собственные амбиции. Это решение, возможно, привело к тому, что японские «экспрессы» смогли осуществить последовавшую эвакуацию с наименьшими потерями, но даже, если бы с Гуадалканала не ушел ни один японский солдат из 11.000 эвакуированных, это мало бы отразилось на событиях огромной войны на Тихом океане. Война продолжилась в других районах с не меньшей ожесточенностью.
Статья military_surgeon из архива Navygaming, №2(5)/2014.
Источники:
Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; N.Friedman U.S. Cruisers: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1984. - p.496; Potter E.B. Sea Power: A Naval History. —U.S. Naval Institute Press, 1981. — 416 c. ; Иванов, С.В. Тяжелые крейсера США/ С.В.Иванов // Война на море, № 17, часть 1.- 2004.- 52 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 544 с.; Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. Все крейсера Второй мировой войны, Эксмо, 2012.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 352 с.; Патянин, С. В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин, С.Барабанов,; К.В.Егоров.- М.: Яуза, Эксмо, 2014. – 536 с.; Малов, А. Тяжелые крейсера типа "Пенсакола"/ А.А.Малов.- Морская коллекция, № 4(163), 6 (165).- 2013.- 32 с.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.