Последний полёт “Стрижа”
Попалось на глаза видео, над которым смеялись всей семьёй. События происходили в марте этого года над территориями нескольких западных стран, но ситуация получилась почти анекдотичной.
Дело было так:
Тяжёлый советский беспилотник "Стриж", он же ТУ-141, пролетел три страны НА.то и упал в Загребе. Вопрос - откуда сей "подарочек"? Выяснили, что вылетел он с территории Украины, которая категорически отказывается признавать этот факт, заявляя, что им "нет нужды наблюдать за союзниками".
Россия тоже отвергает свою причастность, мотивируя тем, что "Стрижи" выпускались только на харьковском авиазаводе вплоть до 1989 года и вооруженные силы РФ не имеют таких аппаратов со времени распада СССР в 1991 году.
При этом умалчивается история самого "виновника" происшествия: где он был все эти 30 с лишним лет, использовался или же находился в глубокой консервации, что более всего вероятно.
Наверное, cтоял себе спокойно в ангаре и ждал своего часа. И этот час настал!
Видимо, появились серьёзные причины для использования старого доброго, советского ещё "Стрижа ", раз его "отмыли" и отправили в небо с вполне определённой целью. Но что-то пошло не так...
То ли от радости, что он, наконец-то, снова в небе, беспилотник наплевал на эти цели и взял курс сразу на Запад, так как даже самолёты знают, что "Укр аина - цэ Еvропа!"
И Еvропа приняла его, как своего: беспилотник пролетел беспрепятственно Румынию, Венгрию, пересёк границу Хорватии и, видимо исчерпав все силы, то бишь топливо, благополучно приземлился в Загребе - столице Хорватии! А что? Достойный финал!
Правда, были некоторые неприятные моменты типа того, что "гость" был не один, а с каким-то боеприпасом... Поэтому vzрыв в центре столицы получился громким во всех отношениях... Сразу возникли вопросы - как этому старому советскому "гоvnу" удалось беспрепятственно пролететь через воздушное пространство трех стран членов Сев. Атлант. Альянса (прошу прощения за вынужденное шифрование) в то время, когда из-за vоенных действий на Ук rаине н@товские системы ПВО находятся в состоянии повышенной готовности?! Тем не менее факт остаётся фактом - советскому "Стрижу" респект и уважуха, а ихним ПВО - стыд и позор! Поэтому публичный скандал раздувать не стали.
Тем более, что обошлось без жертв. По чистой случайности никто не пострадал, vzрывом были повреждены только два десятка припаркованных машин.
Но совсем замолчать по поводу "незванного гостя" Хорватия не могла, поэтому НА.то и ЕС были оповещены о случившемся инциденте с требованием принятия серьёзных мер по предотвращению подобного в будущем.
"Это очевидная угроза, на которую надо реагировать,- заявил премьер Хорватии. - Хорватское, венгерское и румынское воздушное пространство - часть пространства на.ТО, поэтому подобные ситуации недопустимы".
Вот так закончился последний полёт "Стрижа". Так сказать - привет из СССР!
Как оказалось, подобных примеров достаточно. Вот, например, похожая история с советским МИГ-23, который в июле 1989 года пролетел пол Европы без пилота... Дело было так: во время очередного полёта на истребителе возникла аварийная ситуация и лётчику пришлось катапультироваться. Но случилось непредвиденное - самолёт не упал, а стал набирать высоту и продолжил полёт самостоятельно в автоматическом режиме.
Службы ПВО стран Варшавского Договора отнеслись к появлению нашего истребителя на экранах радаров спокойно до того момента, пока самолет не вышел к границе ГДР и ФРГ. Как только самолёт пересёк воздушную границу, с военной базы НА.то были подняты два американских истребителя перехватчика. Через несколько минут пилоты сообщили на землю, что вражеский боевой самолёт с советскими опозновательными знаками совершает полёт... без лётчика.
По определённым показателям "заблудившийся" самолёт не вызывал враждебных намерений и было решено его просто сопровождать. Специалисты надеялись, что, израсходовав горючее, советский истребитель упадет в Ла-Манш.
Тем не менее, боевая тревога держала в напряжении тысячи людей: полет проходил над густонаселенными районами ГДР, ФРГ, Нидерландов, Бельгии.
А наш "путешественник", израсходовав всё топливо, после остановки двигателя начал плавное снижение. Потеряв скорость, он почти плашмя упал на жилой дом в деревне на территории Бельгии. Очень жаль, но в результате этой катастрофы погиб 19-ти летний бельгиец... Советская сторона выразила соболезнование и выплатила семье погибшего 800 тысяч долларов США.
Ноты протеста Бельгии и Нидерландов к СССР в связи с полётом и катастрофой истребителя были так же успешно урегулированы.
Говорят, советскому конструктору систем автопилотирования после этого случая вручили орден.
Вот какие чудеса происходят иногда с летательными аппаратам!