Даже меняющая лицо сто раз на дню Вики, притворявшаяся до поры объективной мировой энциклопедией, вынуждена сообщить: место рождения режиссера - Мелитополь, Таврическая губерния, УССР.
Не знаю, хранят ли его имя те, кто наверняка называют его украинцем. И не исчезла ли из биографии скромная, но обо всем говорящая строка - та самая, что позволила снять чистые, честные и трепетные фильмы о войне - во время Великой Отечественной воевал в составе военно-десантных войск.
Член КПСС/ВКП(б) с 1944 года. Трижды ранен. Поступать в ВГИК шел на костылях.
Из документов военного времени:
Приказом ВС 47-й армии № 11/н от 31.03.1944 года командир роты связи 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады лейтенант Чухрай награждён орденом Красной Звезды за то, что в сентябре-октябре 1943 года, действуя в тылу врага, получил ценные данные противника в р-не сел Бучак, Пшенички, Глинка, и, перейдя линию фронта, доставил эти сведения в штаб и позднее со своим отрядом вторично перешел линию фронта с целью установления связи между отрядом майора Льва и штабом 47-й армии.
Приказом № 22/н от 25.10.1945 года по 38 гв. ск 9 гв. Армии ЦГВ командир радиороты 9 ОГОКБЗС гвардии старший лейтенант Чухрай награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за то, что в бою за Бакончернье, будучи начальником связи 332-го гв. полка, пленил вражеского солдата, захватил ручной пулемет и уничтожил из трофейного оружия 6 солдат противника.
В фильмографии - не поверите! - всего-то девять лент. А имя в истории кинематографа на века. Уже "Сорок первый"- дебютный фильм в биографии режиссера - поразил мир в 1956 году,
Григорий Чухрай: “Начальство подозрительно относилось к моей картине. Но случайно ее посмотрел Никита Хрущев и сказал: посылайте в Канны".
Дебютная лента увидела свет 15 октября. Через месяц ее смотрели в Праге в рамках Недели советских фильмов.
В Канны фильм приехал в мае 1957-го. И самые впечатляющие впечатления о том, как был принят фильм, написал Олег Стриженов:
“Зал в Марселе, где состоялась премьера фильма "Сорок первый", был заполнен бывшими белогвардейцами, еще в Гражданскую войну эмигрировавшими из России во Францию. Как только я вошел, на меня сразу же натянули френч и эполеты. Я боялся пошевелиться. После фильма меня долго не выпускали из зала, пожилые господа офицеры в парадных мундирах подходили, отдавали честь, представлялись: "Поручик N, такого-то полка». А какие они удивительные тогда для меня задавали вопросы! Спрашивали, например, как там Москва, стоит ли еще такой-то собор. А я иной раз и не знал, был ли такой собор и где он должен стоять. И названия улиц в первопрестольной еще до моего рождения поменялись, и соборов-то большевики почти не оставили. Да и в тех храмах, что сохранились, не все так, как в их времена было. Кричали нам вдогонку: целуйте родину, целуйте нашу землю! <...> Мы с режиссером фильма Чухраем с большим трудом через эту "белогвардейскую армию" пробрались к машине, которую завалили цветами. Наш путь был буквально устлан ими: как только мы отъехали на почтительное расстояние, нам с Гришей пришлось выбрасывать цветы из салона, иначе нам просто нечем было дышать".
Следом мировой - без преувеличений - кинематограф потрясла "Баллада о солдате".
В мае 1960-го режиссер снова на Лазурном берегу.
"Баллада о солдате" получила в Каннах уникальную награду - Приз за исключительные художественные достоинства фильма и мастерство режиссера.
О сегодняшних Каннах даже не напоминайте.
В 1961-м было поразившее современников "Чистое небо".
А в 1964-м - фильм, вынимающий и прополаскивающий сердце на ветру "Жили-были старик со старухой".
Надо ли что-то добавлять?
Да здравствует талант! Да здравствуют преданные Родине и профессии режиссеры и настоящее кино!
Светлая память и низкий поклон за то, что они и сегодняшний именинник Режиссер Григорий Чухрай сделали людей моего поколения такими, какими мы стали.
Это во многом их заслуга.
Мы вас не предадим.