В бывшем парке развлечений «Кырлай» сегодня наблюдалось большое скопление татарстанских и федеральных VIP’ов. На торжественную церемонию открытия памятного камня на будущем месте строительства Соборной мечети пришли все главные гости нынешних празднеств в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Публике повезло — намечавшиеся осадки так и не начались во время мероприятия, так что приготовленные дождевики не понадобились. О том, что говорил в своей пятничной проповеди Камиль Самигуллин, как Талгат Таджуддин рассмешил Равиля Гайнутдина и почему военная операция России на Украине, по версии мусульманских деятелей, «обречена» на победу, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Мы сначала из Луганска на автобусах добрались до Москвы, а в столице пересели на поезд до Казани»
У будущей Соборной мечети в Казани нет еще даже проекта, но вход на место, где она должна появиться, сегодня происходил с беспрецедентными мерами безопасности. Каждого входящего на территорию бывшего парка аттракционов «Кырлай», перед тем как пропустить через рамку, в позе распятого Христа «прозванивают» ручным металлоискателем.
Впрочем, наверняка такой тщательный досмотр не удивил руководителя татарского культурного центра Алчевска в ЛНР Флюра Карачурина, который не понаслышке знает, что такое военные действия и спецоперация ВС РФ. Гостю столицы РТ пришлось добираться до Казани на перекладных. «Мы сначала из Луганска на автобусах добрались до Москвы, а в столице пересели на поезд до Казани. У нас ведь сейчас аэропорта нет, железнодорожный вокзал не работает», — сокрушается Флюр-абый. Он счастлив, что в столице всех татар мира скоро появится мечеть на 10 тыс. мест. Такого же мнения еще один собеседник «БИЗНЕС Online», зампред ДУМ Пензенской области Ильдар Нигматуллин. А вот на его малой родине с большой мечетью просто беда. «В Пензе уже лет 7 строится соборная мечеть на 5 тысяч человек, она превратилась в долгострой. Мы были бы рады, чтобы она все-таки открылась когда-нибудь, надеюсь, доживем до этого дня», — говорит Нигматуллин.
Для муфтия же ХМАО Тагира Саматова начало строительства мусульманского храма — важное событие, т. к. он сам уроженец Казани. О том, что в родном городе появится большой Дом Аллаха, говорит коротко, но значительно: «Историческое событие!» Так же считает и его брат, имам мечети Когалыма Халиль Саматов, но с некоторой оговоркой: «Может, стоило все-таки в другом месте построить, здесь трудно будет организовать парковку для машин. А на другой стороне расположен пляж…» Впрочем, власти Татарстана обещают все подобные вопросы решить.
В этот момент многочисленные участники XI всероссийского форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия» с любопытством рассматривали парковую зону, на которой и должна появиться мечеть. Ближе к полудню на площадке для намаза собрались четыре-пять сотен человек, а перед началом действа прибыла и основная тройка федеральных татарских муфтиев: председатели ЦДУМ Талгат Таджуддин, ДУМ РФ Равиль Гайнутдин и ДСМР Альбир Крганов. Их всех объединило пятничное богослужение, которое по своему уровню стоит выше, чем гает-намаз на Ураза-байрам или Курбан-байрам.
«Наши предки приняли ислам, выбрав из числа разных религий единственно верный путь»
Для Казани совершение коллективной молитвы в формате open air, в принципе, не новость. Еще в 1991 году возле башни Сююмбике прошел гает, в 2020-м «пандемийном» имам мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин проводил праздничный намаз также на улице, но чтобы джума… По крайней мере, корреспондент «БИЗНЕС Online» не смог припомнить пятничное богослужение на открытом воздухе.
Сегодня было опасение, что в полдень пойдет дождь, организаторы ожидали осадки, поэтому наряду с намазлыками наготове были бахилы и дождевики, последние в конечном итоге не понадобились. На площадке, где проходил джума-намаз, был положен дощатый настил, на него люди и стелили индивидуальные молитвенные коврики. Для имама, а сегодня им был сам муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, приготовили минбар. Коран-хафиз Саидкамал Суенов произнес азан, причем призыв на молитву был озвучен на татарский мотив, да и пятничная проповедь шла полностью на языке великого Тукая.
Муфтий Татарстана начал ее с мысли о том, что страна переживает непростые времена и верующие, к какой бы конфессии они ни относились, должны ей помогать самым эффективным для религиозного человека способом. «Сегодня мусульмане и представители других конфессий молятся за нашу страну, чтобы Всевышний даровал нам крепость духа и силы преодолеть те вызовы, с которыми столкнулась Россия. Чтобы те традиционные ценности мира и согласия в обществе, которые нам дороги, мы могли передать нашим потомкам», — сказал Камиль хазрат. По его мнению, закладка памятного камня в честь Соборной мечети как раз и «символизирует нашу преданность вере предков и стремление жить в соответствии с многовековыми принципами ислама».
Лидер татарстанской уммы напомнил, что 1100-летний юбилей не является праздником только лишь татар, а имеет общероссийское значение. Булгары в 922 году приняли ислам абсолютно добровольно, сказал он: «Наши предки приняли ислам не под угрозой меча, а по своей воле, искренне веря в существование Единого Аллаха, осознавая Его могущественную силу, выбрав из числа разных религий единственно верный путь». Упомянул Камиль хазрат и верховного муфтия России Таджуддина, который 33 года назад первый раз провел 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией, но по мусульманскому летоисчислению хиджры, заложив традицию проведения «Изге Болгар җыены».
Пользуясь случаем, председатель ДУМ РТ анонсировал, что с сегодняшнего дня можно бесплатно скачивать электронную версию Корана «Казан басма» и его одноименный компьютерный шрифт. В заключение своего вагаза Камиль хазрат вновь обратился к пастве с призывом совершать «красивые дела на пользу умме» с добрыми намерениями, приведя 286-й аят второй суры Корана: «Не возлагает на человека Аллах то, что не в его силах. Ему принесет пользу то, что он приобрел, и против него — то, что он приобрел».
После этого муфтий РТ в качестве имама провел пятничный намаз, Суенов зачитал отрывок из суры Ясин, а вот совершить дуа попросили муфтия ЦДУМ Таджуддина. Он выразил надежду, что антихрист, шайтан и иблис, услышав азан, не приблизятся месту, где должна появиться мечеть. Ведь считается, что звуки призыва на молитву отпугивают всякую нечисть.
«Архитектура мечети должна отражать нашу многовековую самобытную культуру, быть величественной и узнаваемой»
В час после полудня с небольшим опозданием началась торжественная церемония открытия памятного камня в честь строительства Соборной мечети. Состав VIP’ов, которых пригласили на сцену, был довольно солидным: вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, полпред президента в ПФО Игорь Комаров, действующий и первый президенты РТ Рустам Минниханов и Минтимер Шаймиев, мэр Казани Ильсур Метшин , главы Чувашии, Мордовии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, управделами РПЦ и др.
Первым дали слово Хуснуллину, он поздравил собравшихся со знаковым событием. «В 922 году предки татар сделали исторический выбор, присоединившись к одной из мировых религий — исламу. Это послужило мощным импульсом для их культурного, экономического и политического развития», — сказал зампред федерального правительства. Оратор заметил, что сегодняшняя встреча проходит в непростых условиях, связанных с внешнеполитическим давлением. «Но единство наших граждан, общенравственные идеалы, закрепленные в религиозных писаниях, и сегодня объединяют наше общество. Президент страны Владимир Владимирович Путин не раз отмечал, что мусульмане России всегда с уважением относятся к традициям и обычаям предков, сохраняют твердую приверженность высоким идеалам патриотизма и справедливости, — заметил Хуснуллин. — По его распоряжению мы на федеральном уровне в этом году проводим празднование 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. В честь этой знаменательной даты на месте, где мы с вами находимся, будет стоять новая Соборная мечеть, способная вместить 10 тысяч человек».
Президент Татарстана, в свою очередь, отметил, что международный конкурс на лучший проект Соборной мечети уже стартовал, в ближайшее время будут рассмотрены все варианты: «Архитектура мечети должна отражать нашу многовековую самобытную культуру, быть величественной и узнаваемой». По словам президента РТ, в нашей истории есть несколько примеров, когда строительство мечетей знаменовало поворотные моменты в жизни татарского народа. В 1767 году Екатерина II дала разрешение на строительство каменной мечети в Казани. Сегодня эта старейшая действующая мечеть в городе носит имя выдающегося татарского ученого Шигабутдина Марджани. А в 1990-е по инициативе первого президента Татарстана Шаймиева началось строительство мечети Кул-Шариф в Кремле. Сейчас это один из наиболее узнаваемых объектов Казани.
30 главных мечетей России: от Москвы, Дербента и Касимова до «Сердца Чечни» и «Ярдэм»
«Показательно, что эти и другие наши мечети строились на общественные пожертвования. Не станет исключением и новая Соборная мечеть, — заявил глава республики. — Сбором средств будет заниматься благотворительный фонд „Игелек — Доброта“. Каждый желающий может внести свой вклад в это святое дело. Обращаюсь к нашим соотечественникам, татарам всего мира, мусульманской умме, неравнодушным гражданам с призывом принять активное участие в строительстве Соборной мечети».
«Если Америка или Европа к нам сунутся, то получат по сусалам!»
Самым ярким и эмоциональным было, наверное, выступление Таджуддина. Верховный муфтий России, что называется, «зажег» с самого начала. На приветственные овации, прозвучавшие в свой адрес, он заметил: «Рукоплещите! Ведь аплодисменты рождают шайтанов, а они нам понадобятся в качестве рабочих рук, пусть помогают при строительстве». Талгат хазрат объяснил отсутствие на церемонии Владимира Путина: «У него нет времени, занят делами в Донбассе, на Украине, а это теперь наше общее дело. Мы здесь, а он там».
Верховный муфтий России далее сообщил, что сейчас самая главная проблема уммы — кадры. «Нам надо так же быстро, как зреет помидор или картошка, подготовить имамов, — сообщил Таджуддин. — Мечетей более чем достаточно, священнослужители и Украине нужны, там сейчас, слава Аллаху, и наши имамы, и армия есть. Пусть из арабских стран, Турции, Средней Азии к нам приезжают, мы их тут женим, обустроим. Пусть будет весь мир наш!»
VIP’ов на сцене, понимающих по-татарски, спич развеселил. У подошедшего следующим к микрофону шейха Гайнутдина улыбка долго не сходила с лица. Он рассказал о большой награде тем, кто взялся за строительство нового храма, и напомнил высказывание пророка Мухаммада, который сказал, что тем, кто построит мечеть, Аллах построит дом в раю. Равиль хазрат выразил и пожелание: «Пусть Аллах позволит нам достроить эту мечеть, чтобы всем вместе принять участие в церемонии ее открытия».
Муфтий Крганов также напомнил хадис: «Аллах скажет в День Суда: „Где Мои соседи?“ Ангелы спросят: „А кто Твои соседи, о Аллах?“ Аллах ответит: „Те, кто часто посещал мечети“». Альбир хазрат высказал и свое пожелание: «Пусть все вместе, руководство, народ, построят эту мечеть, наши дни станут такими ясными, как сегодня, когда из-за туч выглянуло солнце». Заключительное слово взял председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, он сказал, что будущая мечеть, как и везде, независимо от местонахождения, будет наполняться кавказцами. И далее напомнил об обстановке в мире. «То, что творится на Украине, — это боль для каждого из нас, — сообщил Бердиев. — Есть люди, которые как-то сомневаются, сможем или нет. Не надо сомневаться, клянусь Аллахом, сможем! Владимир Владимирович предупредил: „Если кто-то к нам сунется, он пожалеет“. Это означает, если Америка или Европа к нам сунутся, то получат по сусалам! Нам всем надо знать одно, что победа будет за нами».
Наконец наступила сама непосредственно церемония, ради которой собрались высокие гости. Шакирды казанского медресе под звуки такбира «Аллаху Акбар» сорвали покрывало с памятного камня в честь строительства Соборной мечети. На нем представлена надпись на арабском, татарском, русском и английском языках: «В ознаменование строительства Соборной мечети в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией».
Далее хедлайнера мероприятия Талгата хазрата пригласили совершить завершающее мероприятие дуа. Он, вспомнив реплику Бердиева о кавказцах, напомнил, что и татары — это народ, который заполняет мечети от Польши и до Дальнего Востока. Таджуддин сообщил, что знает одну молитву, у того, кто ее прочтет, желания всегда сбываются. Оказалось, что строительство Соборной мечети в честь 1100-летия принятия ислама было и загадано. Как только народ стал расходиться, хлынул дождь, что у мусульман считается хорошим знаком.
Фото: Сергей Елагин