Найти тему

Один день Ташкентского летнего детства

Вчера, часов в десять вечера, услышала из распахнутого со стороны двора окна, как какой-то ребенок лет десяти заорал во весь голос: «Ураааа! Каникулы!» …. стало так радостно вместе с ним и сразу вспомнилось наше, Ташкентское совсем детское лето …

Просыпаешься от крика «Кислый-пресный мАлАко, каймак, творог», пытаешься зарыться головой в подушку, но крик даже сквозь нее проникает в самое сердце … тут уже не уснуть …

Представим, что это будний день, потому что по выходным, обычно, ехали на базар и график жизни был совсем иной.

А в будни ... Ползешь на кухню, а там стоит огромная кастрюля яблочного компота. Или абрикосового … но, чаще, все-таки, яблочного …

На завтрак у нас обычно были пирожные и фрукты. Мама работала на 243 заводе ГА и параллельно очень масштабно и активно пекла на заказ. Обрезки всяких вкусностей, остатки крема и шоколада – все доставалось домашним)). Ну и, конечно, ягоды - фрукты: черешня, персики, урюк.

Включаешь телек, вставляешь в видик какую-нибудь кассету с мультиком (в мое детство в Ташкенте русские каналы уже включали только по часам, в вечернее время) и наслаждаешься пока еще задержавшейся с ночи прохладой.

После завтрака, пока солнце еще не прогрело дом, читаешь … Я с детства очень люблю книги.
Часам к десяти надо определяться с планами на первую половину дня. Вариантов масса: играть на тапчане (который, почему-то всегда назывался у нас «айван») с куклами, бегать во дворе с друзьями, пойти с ними же и кем-то из взрослых в бассейн или позвать гостей к себе …

Самый удачный – это, конечно, бассейн. У нас около дома их было два. Лето в Ташкенте без бассейна просто немыслимо. Когда я стала чуть постарше, в районе Телебашни открыли первый аквапарк, но он был далеко и для жизни в 90-х весьма дорого стоил – ездили в него от силы раз за сезон.

Если у папы выходной, то мы придумывали что-то интересное вместе, если он работает или после ночной смены – тут уж надо соображать самой).

После обеда, состоящего из легкого супа, арбуза и дыни, жара достигает апогея. Завешиваешь все шторы во всех комнатах и делаешь дома что-то очень «тюленье», потому что на активные мероприятия сил не хватает. Если совесть совсем замучает ( обычно это случалось в августе), то вспоминаешь про школьные задания на лето по узбекскому и чтению (почему-то, нам именно по этим предметам давали уроки на каникулы).

Около четырех часов начинаешь создавать в квартире иллюзию чистоты - скоро мама с работы придет.

Часов в пять – шесть за ужином нужно обязательно посмотреть «Элен и ребята» и «Угадай мелодию». А вечером неукоснительно – веселье с друзьями на улице. Домой забегаешь часто, чтобы попить, потому что носиться в такую жару без воды невозможно.

Бабушки и мамы совсем маленьких деток выносят во двор табуретки или стелют на край пустого арыка толстые картонки и садятся, свешивая в него ноги. Это главный «штаб» двора – они контролируют порядок, они знают все и про всех.

А еще, у тебя или кого-то из твоих друзей, наверняка, есть несколько десятков сум. И вы стайкой идете на остановку, покупаете там кулечки семечек и курт ).

Темнеет в Ташкенте рано и внезапно. В девять во дворе уже горит яркий фонарь, вся жизнь крутится около него. На охоту активно выходят комары, а тебя загоняют домой.

Ты смываешь с себя тонны узбекской пыли, оставляя на дне белой ванны свои грязные следы, а потом наслаждаешься холодным арбузом и дыней.

До сна еще есть пару часов. В это время можно либо играть всей семьей в какую-нибудь настолку, либо читать, либо, если повезет и по «КиноОко» покажут хорошее кино – смотреть фильм.

А завтра все повторится вновь …Детство, Ташкент, абсолютная беззаботность … Наверное, именно из-за нее то время и вспоминается с такой теплотой и любовью.