Найти тему

Саммит стран Америки ставит Джо Байдена на грань дипломатического поражения

Оглавление

Рио-де-Жанейро. — На Саммите стран Америки в апреле 2018 года, проходившем в Лиме, ​​тогдашний президент США Дональд Трамп в последнюю минуту объявил, что не будет участвовать в мероприятии. Четыре года спустя президент Джо Байден пытается предотвратить провал саммита, который он проведет в первую неделю июня в Лос-Анджелесе.

Его последние усилия включают поездки первой леди Джилл Байден в Эквадор, Панаму и Коста-Рику, чтобы доказать важность отношений между Соединенными Штатами и регионом, а также лихорадочные переговоры бывшего сенатора-демократа Криса Додда, назначенного специальным советником саммита, с правительствами Мексики и Бразилии, чтобы подтвердить присутствие президентов Андреса Мануэля Лопеса Обрадора и Жаира Болсонару.

Мексика и Бразилия в настоящее время занимают поочередно места в Совете Безопасности ООН. Отсутствие обоих лидеров на саммите было бы как минимум деликатным поражением правительства США. Это объясняет усилия Додда, который несмотря на болезнь (Covid-19), посвятил последние несколько дней из своей резиденции диалогу с двумя правительствами. Президент Мексики согласился на виртуальную встречу, которая, по словам министра иностранных дел Мексики Марсело Эбрарда, была продуктивной, но присутствие главы государства не было подтверждено. Бразильское правительство уже выступило против такой возможности виртуальной встречи, и в ближайшее время ожидается личный визит сенатора в Бразилиа.

Возможно, связь между Соединенными Штатами и Латинской Америкой переживает худший момент за последние десятилетия. Если в какой-то момент и существовало ожидание, что с приходом Байдена в Белый дом презрение Трампа к региону останется в прошлом, то специалисты по международным отношениям, такие как Хуан Габриэль Токатлиан, уверяют, что изменения были, да, но очень мягкие и малоэффективные.

До сих пор Байден представляет собой, по выражению Токатляна, «мягкий трампизм», визуализировавшийся при организации саммита, управляемым лидерами разных идеологических убеждений, которые хотят говорить о проблемах больше всего интересующих США.

«Регион хочет обсуждать проекты роста, борьбы с неравенством, изменением климата, а не только говорить о России, Китае, войне на Украине. Эта повестка обозначенная Соединенными Штатами как приоритетная расколола саммит, превратив его в своего рода хронику раздора. А сам саммит может вот вот провалился, еще даже не начавшись», — заявил проректор UTDT.

Решение правительства Байдена не приглашать Кубу, Никарагуа и Венесуэлу, а также желание обсудить такие вопросы, как война на Украине, было истолковано как попытка навязать геополитическую логику, как это делают многие в Латинской Америке. не поделиться.

Сложная ситуация

Ситуация, в которой оказался Белый дом, действительно сложная. Если он не уступит давлению со стороны Мексики (к которой также присоединились Чили, Аргентина, Боливия и другие), чтобы ни одна страна не была исключена, он не сможет убедить Лопеса Обрадора принять участие. С другой стороны, страны Карибского бассейна не приемлют, чтобы Хуан Гуайдо, которого правительство США продолжает признавать законным президентом Венесуэлы, был приглашен в качестве представителя своей страны.

Наконец, Болсонару больше склонен не участвовать в саммите исключительно по внутренним вопросам. Президент Бразилии ведет кампанию за свое переизбрание, и, если ему не дадут гарантий, что он будет огражден от любой критики на саммите, поездка в Лос-Анджелес и фото с Байденом голосов не прибавляет.

В Вашингтоне ветераны дипломатии, такие как посол Томас Шеннон, бывший заместитель Госдепартамента по делам Западного полушария, считают, что время проведения саммита выбрано неудачно.

«Было бы гораздо лучше провести встречу год назад. У нас не было бы многих проблем, которые есть сегодня, и у нас была бы повестка дня по пандемии, которая объединила бы страны», — сказал Шеннон. Для посла, который знает, как работает политика в Латинской Америке, как немногие демократы, «сегодня у нас глубоко фрагментированный регион с небольшим количеством лидеров». «Четыре года правления администрации Трампа резко сократили повестку дня регионального сотрудничества, а к этому добавились война на Украине и экономический кризис. Соединенные Штаты и все остальные потеряли фокус на интеграцию, и сегодня все сосредоточены на внутренних вопросах», — добавил он.

Отсутствие связи

В Соединенных Штатах многие сетуют на то, что страна-организатор потеряла контроль над нарративом о саммите, в котором сегодня преобладают требования Мексики, Аргентины, Чили, Боливии, Гватемалы, Гондураса и Бразилии. Они говорят о том, чего требуют страны Латинской Америки, а не о предложениях, которые Белый дом мог бы внести с момента прихода Байдена в правительство, но не сделал этого.

Для Майкла Шифтера, бывшего президента Межамериканского диалога, «то, что мы наблюдаем, неудивительно. Отсутствие связи между Вашингтоном и регионом тянется с начала века, даже когда Китай не был так силен, как сегодня, политическая поляризация не была драмой, как сегодня, а Латинская Америка не была такой раздробленной».

«У Соединенных Штатов уже давно нет лидерства в полушарии. Страна очень ограничена своими внутренними проблемами, у Байдена есть проблемы с управлением, а с другой стороны, страны региона сталкиваются с огромными потрясениями и социальным недовольством. Соединенные Штаты рассматриваются как слабеющая страна. Моя рекомендация на случай, если ни Лопеса Обрадора, ни Болсонару не будет, — не проводить саммит», — сказал Шифтер.

Такие президенты, как Лопес Обрадор, Болсонару или сальвадорский Наиб Букеле, не поддаются контролю, и саммит, как говорят специалисты, такие как бывший президент Межамериканского диалога, может в конечном итоге превратиться в шоу президентов-популистов со своими речами и программами.

Прошли вершины 90-х годов, когда на сцене доминировали такие президенты, как Билл Клинтон. Со времени судьбоносного саммита в Мар-дель-Плата в 2005 году, когда был окончательно похоронен проект создания зоны свободной торговли для Америки (ЗСТ), отношения между Соединенными Штатами и Латинской Америкой никогда не были прежними. С Бараком Обамой, казалось, начался новый этап великолепия, но победа Трампа в 2016 году свела на нет попытки его предшественника, и Байден так и не смог возобновить откат назад к инициативам бывшего президента-демократа, которого он сопровождал в качестве вице-президента.

По мнению бразильского экономиста Педро Сильвы Барроса, бывшего директора Союза южноамериканских наций (Унасур), «в США наблюдается кризис лидерства. Сильва Баррос считает, что у администрации Байдена «нет четкой повестки дня для Латинской Америки. Нет даже единого мнения по поводу изоляции Венесуэлы, Кубы и Никарагуа», — прокомментировал бывший директор Унасура, имея в виду недавнее ослабление санкций против правительства Николаса Мадуро.

С целью внести свой вклад в формирование программы континентальной интеграции и сотрудничества ученые из трех престижных латиноамериканских учебных заведений (Университета Торкуато ди Телла в Аргентине, Колледжа в Мексике и Университета Лос-Андес в Колумбии) представят в Лос-Анджелесе, в рамках программы саммит, документ с конкретными предложениями. Цель, как прокомментировал Токатлян, участвующий в инициативе, состоит в том, чтобы «показать, что у Латинской Америки есть планы и повестка, которая не совпадает с США».