Примечание: возможны спойлеры
Я уже смотрел предыдущие сезоны и даже писал о них что-то (у себя в TG-канале), но всё же решил повторно ознакомиться с произведением. И у меня была идея отыскать в нём что-то плохое. Но не с целью похаять ради того, чтобы высказаться плохо о данном аниме. Цель у меня была в другом. Я помню, что наслаждался просмотром предыдущих сезонов, но по прошествии времени это аниме у меня как-то забылось, не оставило должного следа в моих мыслях и чувствах. То есть в своих воспоминаниях я к нему более не обращался. И даже, если бы меня спросили о лучших или впечатляющих аниме, то про "Атаку титанов" я бы даже не вспомнил. Таким образом я хотел отыскать в произведении то, из-за чего оно не оставило во мне этого запоминающегося следа. Но все мои идеи пошли прахом, потому что я невероятно кайфанул от увиденного, даже во второй раз.
Единственное, что здесь действительно выбешивает — это ситуация с финальным сезоном, который уже на третий год как продлён в качестве финала. То есть это нормально, что 3 сезона выходили в 4 года (первый в 2013, второй — 2017, третий, так как разделён на пополам — 2018 и 2019 года), а финальный как минимум в 3 года (первая часть — 2020-2021, вторая — 2022, а третья в 2023 году только выйдет). Уже даже как-то сомневаешься, что третья часть финального сезона окажется последней. Кто их знает, что они там наворотят. Единственная моя надежда на то, чтобы они не решили заканчивать историю фильмом, а то мало ли раз финальный сезон растянули на три года, то могут и ещё потянуть знатно. Уж лучше бы большой перерыв на несколько лет сделали изначально, чтобы полностью закончить историю, а потом бы её уже выпускали. Но что имеет, то имеем, и надеемся на лучшее.
Но, как я уже сказал, удовольствие от просмотра получил я колоссальное. Из-за всей этой трагичности, жестокости, ужаса происходящего, занятных персонажей, сюжетной наполненности и имеющегося противостояния, представленного мира, идей и тем, заложенных в произведение, динамики повествования, невероятной работы над визуальной частью (картинка и анимация), где отчётливо виден свой неповторимый стиль, музыки, которая отлично ложится на показанное, — всё это заставляет тебя неотрывно наблюдать и лишь жадно поглощать серию за серией. И казалось бы, что после восторженного перечисления каждого из этих пунктов не должно быть никаких "но", но это "но" к сожалению есть.
С момента, когда я досмотрел последнюю серию, до момента, когда я пишу этот текст, не так много времени прошло, а для меня это произведение уже испарилось. Я помню свои впечатления в моменте, но они никак не отзываются сейчас. Например, меня до сих пор триггерит с музыки Шопена, потому что я тут же вспоминаю аниме "Твоя апрельская ложь"; я постоянно в своих воспоминаниях обращаюсь к тому, насколько эстетически прекрасно выглядело аниме "Вайолет Эвергарден" и не только из-за этого; периодически я вспоминаю до слёз чувственные отношения отца и сына из второго сезона "Реинкарнации безработного". И много ещё других произведений, которые чем-то отзываются во мне спустя долгое время после просмотра. Как будто у них есть "крючок" в виде конкретных сцен, отношений, визуальных решений, структурных особенностей, которые тебя цепляют и не отпускают после просмотра. А в "Атаке титанов" как будто этого крючка нет. Тебе всё нравится, но не цепляет надолго. И мне хочется понять почему так происходит, но у меня нет должного объяснения этому. Может за показанной трагичностью ужаса войны, где тебе презентуют тонны трупов, ты перестаёшь ощущать ценность жизни персонажей; а может истории персонажей не настолько тебя трогают, что ты эмоционально не вовлекаешься; а может само произведение делает акцент больше на сюжетном развитии из-за чего теряется должный уровень связи со всем остальным; а может я просто кукухой поехал и ищу то, что в принципе не нужно искать, так как этого и не должно быть. Не знаю наверняка, но в последний вариант верится больше всего.
От бессодержательных рассуждений лучше перейти сразу к сюжету. Постараюсь не расписывать всё подробно, а лишь по основным сезонным событиям пройтись, так как о предыдущих сезонах я уже писал. В первом сезоне: титаны атакуют, новобранцы тренируются, потом титаны опять атакуют, где уже Эрен сам становится титаном, затем отбивают атаку титанов, Эрена записывают к разведчикам, после чего идёт охота на женскую особь, где под конец выясняют, что Энни и есть титан, которую ловят (данный персонаж выключается из сюжета до второй части четвёртого сезона). А ну и, конечно, в этом сезоне умер самый важный и ключевой персонаж — Марко, — который в будущем оказывает большое влияние на всех и вся. Во втором сезоне: кроме раскрытия всех персонажей титанов и королевского происхождения Хистории, а также попытки похитить Эрена, ничего не происходит (самый не запоминающийся сезон). Третий сезон: военный переворот в государстве с историей королевской семьи и возвращение первоначально утраченных территорий с раскрытием истины об этом мире. Первая часть четвёртого сезона: история Марлийцев и Элдийцев, атака наших на не наших, обустройство Парадиза, Йегеристы атакуют, Эрен с Зиком.
Про вторую часть четвёртого сезона чуть подробнее, так как её я смотрел в первый раз. Сначала идут разборки титанов с титанами, Йегеристов с Марлийцами, да и вообще всех со всеми (продолжение начавшейся бойни в конце первой части). Зик вырывается из лап Леви и идёт к Эрену, а полумёртвого Леви забирает Ханджи. Зик приходит к Эрену, превращает всех тех, кто выпил "особое" вино, в титанов. Даже Фалько не избежал подобной участи, но "зубастый" титан жертвует собой, чтобы парнишка смог дальше жить. Эрену отстреливает голову Габи, но тот успевает прикоснуться к Зику и они отправляются к прародительнице. Тут мы узнаём, что Эрен против плана Зика, узнаём историю прародительницы, а также Эрен освобождает прародительницу от оков королевского рабства, после чего её силы достаются Эрену. И он осуществляет свой план — уничтожить всё человечество, кроме родного острова. Для осуществления подобного из стен выходят титаны и направляются на материк. Другие герои подобному исходу не рады, кроме Йегеристов конечно, поэтому они все объединяются, чтобы остановить безумство Эрена. В конце же нам показывают как Эрен с титанами подходит к берегам континента. Конец.
С объяснением всего происходящего во второй части закрутили, конечно, знатно. Атакующий титан видит будущее, Гриша Йегер всего лишь пешка в руках Эрена, природа титанизма заключается в каком-то существе (бактерия, червь, а может божественная сущность???), происхождение которого неизвестно. И ведь к этой непонятно сущности столько вопросов возникает. Потому что в одно время получаем биологизированное объяснение (по типу чужеродного воздействия в виде паразита на человеческий организм) и чего-то менее обоснованного, как например природы тел самих титанов, которые как бы из воздуха появляются с какими-то молниями и т. п. Да ещё и эти потоки, координата, место, где находится прародительница и лепит титанов (хотя теоретически это можно объяснить связью "коллективного разума" или чего-то подобного, где основа этой неизведанной сущности находится в координате, а её распространившиеся части в телах всего народа Элдии). Обожаю я, конечно, такие ответы на вопросы, которые ещё больше вопросов рождают.
И подобная оставленная недосказанность, которую я надеюсь объяснят в третий части, рождают в моих мыслях различного рода теории. Особенно это касается клана Аккерманов. Потому что именно с ними я запутался более всего. Но не только с ними, а ещё и с народом Элдии. Являются ли Аккерманы частью народа Элдии? Нам ведь так и напирают на особое положение клана Аккерманов. Они не подвластны воздействию на память, а значит не связаны с народом Элдии. Или связаны? Потому что, когда Эрен обращался к народу Элдии, то Микаса также слышала его обращение, а значит она часть этого народа. Логично предположить раз Аккерманы жили на острове, то у них есть кровное родство с элдийцами (возможно, мать отца Микасы могла быть элдийкой, ведь Аккерманы не размножаются лишь между собой), а значит отсутствие воздействия на память работает каким-то особым образом по линии Аккерманов (типа прививки от забывания). Или как это работает? И почему все элдийцы превращаются в титанов? Каким образом весь народ Элдии получил данную способность, а не только потомки Имир? За 2000 лет народ Элдии весь смог преобразоваться (в целом это крайне правдоподобно, учитывая количество поколений, которые сменяются за этот период)? То есть от трёх дочерей, которые съели Имир, за две тысячи лет народ Элдии стал связан с Имир? Но вопрос в другом. Королевская кровь. Ведь тогда получается, что всё население Элдии имеет королевскую кровь, так как их род пошёл от Имир (способность превращаться в титанов), а в дальнейшем от её трёх дочерей (королевская кровь по линии отца). Или как это работает? И спасает ли кровь Аккерманов их от превращения в титанов, раз на них не воздействует забывание? Почему это тогда так выборочно работает, если нет? С Аккерманами так ещё больше проблем возникает в понимании из-за их способностей. Нам ничего конкретного не объясняют. Я уже тут и к Wiki, и к фанатским энциклопедиям обращался. Меня реально не устраивает объяснение по типу неизвестного эксперимента столетней давности, где Аккерманы стали побочным продуктом исследования титанов. Уж лучше совсем ничего не объяснять, чем таким образом. Почему у них именно такие силы вышли и с чем это связано? Почему у них есть как бы "избранник" (хотя в аниме Зик ставит под сомнение это, но по сути у всех трёх представленных Аккерманов был этот избранник), за которым они следуют? На этой почве у меня и родилась мысля, которая ещё менее обоснована, чем всё изложенное выше, но и оставить её просто так я не могу. Я бы предположил так. Неизвестно как долго существует род Аккерманов. Преследовать их начали только при правлении Карла Фрица, основателя стен и государства на острове, а значит они долгое время как род существовали и раньше, причём подле короля, раз они восстали при Карле. И есть очень большая схожесть между "избранниками" Аккерманов и историей прародительницы, которая была рабыней и всецело подчинялась королю, а после смерти — королевской крови. Но Имир не была изначально из народа Элдии, так как именно элдийцы напали на деревню, где она жила. Поэтому у меня и возникала идея, что может быть, но крайне маловероятно, сама Имир была из рода Аккерманов. Но тут мысля упирается в стену, так как не ясно каким бы образом Аккерманы вообще существовали, так как Имир именно родитель современного народа Элдии (возможно, остатки людей из деревни Имир как-то могли продолжать род, но идея и так уже даже слишком надумана). Однозначно лишь могу отметить, что я запутался во всём этом знатно.
А ещё мне видится странность в плане Зика с его стерилизацией всего народа Элдии. Нам ведь не объяснили конкретно каким образом Имир может изменять тела элдийцев. А раз так, то почему бы за место обречения целого народа на гибель не избавиться от ключевой проблемы, из-за которой этот народ ненавидят, — превращения в титанов. Почему бы не приказать Имир, чтобы народ избавился от данной особенности? Тогда бы и проблем никаких не было бы. Нам же не сказали, что подобное невозможно.
И вот ещё что. Я только сейчас заметил, что первая серия первого сезона соотносится с 21 серией четвёртого сезона по своим названиям — "К тебе, спустя две тысячи лет" и "От тебя, жившей две тысячи лет назад". Мне всегда казался сон Эрена в первой серии очень странным, потому что он как бы предсказывает будущее. Во второй части нам объяснили, что атакующий титан может видеть будущее, но на момент этого сна Эрен ещё не был титаном и у него не было этих сил, тогда как можно объяснить этот вещий сон. По логике навряд ли Эрен из будущего мог воздействовать на себя прошлого, который ещё не обладает силой; а вот связь с прародительницей по этим всем путям уже как-то более объяснима. Ведь в этой серии 4 сезона нам и рассказывают предысторию прародительницы, да и Эрен здесь воплощает в себе отсутствующую у неё волю, тем самым обрывая порочный круг подчинения королевской крови (в целом данная идея с волей мне очень понравилась; где Эрен — это олицетворение этой самой воли, которая по сути отсутствует у всего остального народа Элдии, так как они связаны с безвольной Имир, которая наконец-то дождалась того, кто спустя 2000 лет придёт и остановит этот порочный круг). Таким образом получается красивая связь в названии серий.
Теперь можно и самих персонажей затронуть. Не буду тут излишне разглагольствовать обо всех и вся, потому что тут реально все персонажи выделяются. Этому способствуют как прописанные характеры, так и визуальная составляющая (лица здесь рисуют запоминающиеся и не однотипные, да и рисовка здесь не упрощённая для лиц). Тот же самый Флок, хоть и неприятный персонаж, но запоминающийся своим характером и внешностью. Кроме Марко, потому что данного персонажа я ненавижу из-за того, что он персонаж-смертник, который существует в истории лишь для того, чтобы двигать некоторых других персонажей, но при этом его существование в самой истории не заметно (история элдийца-выпивохи из концлагеря, которого показывают в двух сценах, и то в большей мере раскрывается в этих сценах, чем история Марко; идеальный пример персонажа-смертника, который стимулирует других к действию — это Камина из аниме "Гуррен-Лаганн").
Многих персонажей здесь можно перечислить из тех, которые мне понравились, и сказать о них что-нибудь, но лучше поговорить про Эрена (стоит лишь отметить то, что потенциал Армина не раскрыли в полной мере в 4 сезоне, а его историю повели по линии сожаления за собственную жизнь перед жизнью Эрвина, хотя может он ещё сыграет важную роль в третей части). Всё это время Эрен для меня был крайне неприятным персонажем. Истеричный, сломленный, местами безжизненный, хоть и не без некоторых достоинств. Но после того, как нам раскрыли его истинные намерения — уничтожить всё человечество, кроме острова, — то я начал ему искренне симпатизировать. Да, его стремления крайне радикальны, но цель, ради которой он всё это устроил — свобода и жизнь друзей (хотя достойную критику его плана в самом сериале дали, что человечество останется таким же, только теперь оно будет сражаться друг с другом на меньшем клочке земли), — вполне понятна и оправдана для него как для персонажа. Вторая часть 4 сезона — это полноправное раскрытие Эрена как персонажа, где все кусочки о нём соединяются воедино и где мы получаем отличного персонажа, хоть и в роли главного злодея (может это и есть его окончательный план — стать злодеем, чтобы его победили друзья, объединившись с врагами, а мир при этом успокоился и забыл про ненависть к народу Элдии — крайне логичное было бы завершение его истории).
Стоит ещё отдельно упомянуть третий сезон. Потому что именно он дал мне самые необычные ощущения от сериала. Третий сезон поделён на две сюжетные арки. И вот когда я смотрел первую из них про переворот и королевскую семью, меня на протяжении всех этих серий не покидало стойкое ощущение, что это должен был быть фильм, а не арка сериала. По смене настроения, по смене происходящих событий (противостояние против людей), по своей структуре и даже по тому, что в конце арки герои сражаются с колоссально огромнейшим титаном, которого убивают без лишних проблем и слишком легко, — всё это больше походит на составляющую фильма, чем сериала. То есть ни до, ни после я подобного ощущения не испытывал. Не знаю как это работает, но именно такое впечатления на меня произвела первая половина третьего сезона.
А вот от второй половины третьего сезона я испытал чуть ли не оргазмическое наслаждение. Это лучшее, что есть в сериале. Во-первых, здесь самый сильный накал страстей, где на кону стоит очень многое, поэтому и трагичность происходящего ощущается тут лучше (из более чем 100 разведчиков вернулось только 9). Во-вторых, именно здесь характеры персонажей раскрывают себя лучшим образом (чего только стоит самоубийственная атака Эрвина). И в-третьих, эта битва является ключевым рубежом всего сериала. Мало того, что здесь проходит граница между знанием и незнанием о мире, так ещё к этому добавляется разделение между обороной и наступлением героев, где сама битва показывает нам равное противостояние (до этого они лишь защищались в сериале, а после они уже атакуют). Вторую половину сезона я действительно готов пересматривать и пересматривать. Всё в ней хорошо.
Ещё можно затронуть произведение в целом, точнее показанную атмосферу с трагичностью на фоне ужасов, которые приносит война. Реализовано всё это крайне хорошо. Буквально горы трупов — это то, на чём это аниме выстроено. Ты смотришь серию за серией и постоянно видишь смерти. Здесь не так много знаковых смертей, да и имеющиеся на общем фоне растворяются, так как невозможно, наблюдая за очередной сотней убитых, трагично и эмоционально воспринимать смерть кого-нибудь из героев, потому что ты принимаешь условия данной реальности, где смерть — это не конец истории, а её необходимая часть.
Также мне нравится то, как здесь работают с надеждой и верой во что-то лучшее, которые обязательно разбиваются об стену реальности. Здесь очень хорошо укладывается философия Леви, когда ты не можешь знать какой из вариантов, который тебе нужно выбрать (в конкретном случае — это вера в товарищей или вера в собственные силы), окажется лучше. Поэтому нет правильного или неправильного решения, особенно когда мы говорим о войне (считая, конечно, происходящие события в аниме войной), где в любом случае расклад будет включать в себя человеческие жертвы (Эрен поверил в товарищей, а они умерли; Эрен поверил в собственные сила, а без жертв обойтись не удалось).
Ещё одной особенностью данной атмосферы является визуальное отображение. Показанные смерти, кровь и тому подобное — это как бы ок. Примечательны здесь именно лица. Отображение страха и ужаса на лицах — это чуть ли не основные эмоции, которые нам показывают в сериале. Также мы видим тяжесть, навалившийся груз, мрачность на лицах, которые отображаются с помощью постоянно падающих теней, где чуть ли не половина лица покрыта чёрными штрихами. При таком визуальном стиле, крайне контрастируют счастливые выражения лиц, которых здесь немного. Причём настолько, что например улыбку Микасы в конце третьего сезона, когда они впервые увидели море, воспринимаешь чуть ли не со слезами на глазах из-за редкости столько радостной эмоции на её лице.
Можно было бы ещё тут отметить сопутствующие темы, связанные со всеми этими ужасами войны, которых особенно в 4 сезоне навалили кучей. Про влияние пропаганды и взращивания ненависти к другим, в особенности то, как это воздействует на детей. Про влияние революционных идей на молодёжь. Про переписывание истории и всего подобного в этом духе. Но это, вроде бы, и так считывается по мере просмотра, что можно и внимания не обращать, тем более подобное не такой большой вес в произведении имеет и как полноценные темы они лишь попутно раскрываются через истории персонажей.
Больше меня привлекла другая идея, точнее сюжетная деталь, на которую я в предыдущий просмотр даже внимания не обратил. Островное государство, которое не знает о существовании другого мира за пределами острова и которое даже не подозревает о существовании других людей. Сама сюжетная идея ведь прикольная. Правда, мне и добавить о ней больше нечего, просто такое наблюдение, которым восторгаешься, когда осознаёшь его.
Ну и напоследок немного про визуальный стиль. Всё здесь хорошо. Учитывая динамичность происходящих событий и способ передвижения на УПМ, где сражения больше смахивают на танцы в воздухе, то анимировано здесь всё восхитительно. Картинка хороша. О прорисовке лиц я упоминал. Окружение также не обделяют деталями. Лишь в отдалённых ракурсах (общий план сцены) прорисовка деталей ухудшается, но это обыденный приём. И это всё относится даже к первому сезону, который вышел ещё в 2013 году. Визуальная составляющая здесь крайне приятна для глаз. Можно лишь отметить, что стиль немного изменился с первого сезона, где жирные контуры сильно выделялись. Ну и музыка тут под стать происходящему, опенинг из первой части четвёртого сезон я восхвалял ещё в предыдущий раз.
А ещё есть один занятный момент, который показывают тупость моей невнимательности. Я всегда думал ещё с первого просмотра, что в первой серии первого сезона, на героев напало два колоссальных титана, потому что там есть такой секундный буквально кадр, перед тем как титан прорывает внешние ворота, где нам показывают колоссального и как будто ещё одного такого же, который к нему подходит сзади. Но тупость в том, что это была всего лишь его пятка перед ударом в ворота, которая очень смахивала на голову второго такого же титана. Люблю такие собственные тупости, которые замечаешь со временем.
В общем, наверное, данное произведение можно обозвать как "обязательное к просмотру". Не то, чтобы важно смотреть для каждого, но значимость данного выражения отлично подходит под это аниме. Я действительно смотрел, не отрываясь, и постоянно ощущал эпичность происходящих событий. Но лучше с ним ознакамливаться только после того, как выйдут все серии, потому что произведение не сезонное, а последовательно серийное (разделение на сезоны тут скорее для галочки).