Сюжет:
У мужчин Барселоны сложный возраст. Одного, 50-летнего магната Стюарта-Педрелла, находят мёртвым на заброшенной стройплощадке после года его исчезновения. Другой, 40-летний частный детектив Пепе Карвальо, пытающийся сохранить баланс житейской мудрости в быстро меняющемся мире при помощи покупки щенка, соглашается узнать для вдовы Стюарта-Педрелла, что делал её муж в течение целого года, и главное - отправился ли он в Южные моря...
Действующие лица:
Пепе Карвальо, частный детектив; Бискутер, его помощник; Карлос Стюарт-Педрелл, труп; Хайли Виладеканс, адвокат семьи Педрелл; Мириам (Мима) Стюарт-Педрелл, жена трупа; Йес (Йессика), дочь трупа; Планас - один из двух главных партнёров Стюарта-Педрелла; граф де Мунт, второй главный партнёр трупа; Анна Брионгос, последняя любовница Карлоса, который труп; Тряпка, щенок овчарки, сучка
Время действия:
Конец 1970-х
Место действия:
Барселона, Испания
Конфликт:
Капитализм vs социализм
Цитата:
"Стоило ему проехать несколько километров, и он снова обрёл бы всё то, чем он пользовался целых 50 лет, но вместо этого он каждую ночь лежал здесь в темноте, играя роль Гогена, вымышленного каким-то фанатиком социалистического реализма, каким-то безжалостным автором, вознамерившимся покарать одного Стюарта-Педрелла за все прегрешения, совершённые правящим классом. И этим безжалостным фанатичным автором был сам Стюарт-Педрелл. Неспособный написать книгу или снять кинокартину, он превратил в книгу или кино свою жизнь, сделав себя главным героем. Но кем же были его зрители и читатели? Кто должен был в самом конце рукоплескать ему или освистать его? Он сам?.."
ИМХО:
"Южные моря". С виду - детектив, на деле - политический памфлет. В 1975 году со смертью Франко, заканчивается и его диктатура. Страна решает, каким путём идти и что выбрать - капитализм или социализм? Даже для таких непросвещённых людей как я, не сложно будет понять, чьей рукой был убит Стюарт-Педрелл. К 50 годам имеющий всё, кроме возможности самовыражения в искусстве, он решается на рискованную авантюру, так характерную для совестливых миллионеров - уйти в подполье и пожить среди людей. Ни элите, ни рабочему классу такая амбивалентность непонятна, более того - она их пугает, уж слишком этот недоделанный Поль Гоген экстравагантен. Чего он хочет - революции или мира? Монтальбан знает одно - всё на свете продаётся, а равенство - аппендикс эволюции. Мастерство Монтальбана заключается в блестящем сокрытии сего непреложного факта под слоем гедонистических картинок в лёгкой нуар-атмосфере.
Главный герой, Пепе Карвальо, циник, избегающий страстных привязанностей. Но, как известно, даже у циников бывают слабые места. У Карвальо - это Тряпка, щенок овчарки, по мнению самого частного детектива, принёсшая ему удачу - новое дело. О прошлом Карвальо Монтальбан рассказывает слегка, видимо это серия романов, объединённая одним героем, но даже с той малостью, что Монтальбан мне даёт, я могу представить его образованным, разбирающимся в искусстве и высокой кулинарии, мизантропом. По современным меркам - сексистом (злится на лесбиянку, которая его отшила; мастурбирует на вдову; почти готов познать её дочь анально, параллельно играя в "отношения" с увядающей проституткой).
Но если мыслить шире - из данных связей с женщинами в настоящем, рисуется трагическая картина прошлого. Неземная красавица, разбившая ему сердце, а следом за этим и мечты стать писателем. Отсюда и экстравагантная фишка Карвальо - топить камин книгами. Все истины и идеалы, впечатанные типографской краской в невинную плоть чистого листа, стали для него бреднями, пустым звуком. Он жёстко проходится по Карсон Маккалерс, когда Йес приносит для растопки любимую книгу своей матери - её "Балладу о невесёлом кабачке": "её написала несчастная женщина, не сумевшая прожить на этом свете даже благодаря литературе". А ты, Карвальо, так хочется бросить ему в лицо - не смог позаботиться даже о собаке!
В классическом нуаре (сужу по фильмам), главный герой как бы стоит особняком и с ироничным прищуром наблюдает за тем, как падальщики мира сего друг с другом перегрызутся. В "Южных морях" частный детектив становится частью зарождающейся системы, при том, что он имеет все возможности вырваться из неё - пока нищие и проститутки тоскуют по определённости - диктатуре Франко, пока рабочий класс пытается создать сильную оппозицию, не замечая, что живёт на убогие подачки правящего класса, называя их комфортом, Карвальо держит курс в будущее и выбирает деньги. И уже становится неважным, кто убил Стюарта-Педрелла, может также и неважно (и совершенно неожиданно), кто убил Тряпку, важно то, что "у Карвальо жгло глаза, но внезапно он ощутил странную лёгкость в голове и груди". И для этого совсем не обязательно отправляться на юг.