Три цивилизации, Римская, Византийская и ранняя мусульманская (конец III-IХ вв.) соединились в Иордании одном месте, которое сейчас называют Ум-эр-Расас.
Но история этого города началась гораздо раньше. Если верить Библии (а почему ей не верить?), когда-то на этом месте стоял город Мефааф и что он был дан Моисеем израильскому колену сынов Рувимовых (книга Иисуса Навина). И город Мефааф упоминается в библейских текстах как один из городов, обреченных на великое разрушение (Иеремия 48:21).
Возможно, это разрушение состоялось, поскольку ко времени прихода римлян города уже не существовало. И довольно долгое время, с конца 1 века, на этом месте был форпост конницы Сирийского легиона, защищающий границы Римской империи.
Расцвет города приходится на время Византийской империи. Тогда Ум-эр-Расас стал духовным христианским центром. Во многом, благодаря общине монахов-столпников, к которым тянулись паломники. Тогда же стали строиться церкви, которых на сегодняшний день насчитывается шестнадцать. Многие из них были украшены мозаиками.
Когда вы только входите на территорию комплекса, глазам представляется просто холмистая местность с изредка поднимающимися остатками зданий и вдалеке белая крыша ангара, закрывающего от непогоды уникальные мозаики церкви св.Стефана.
Без табличек навряд ли турист смог бы отличить, где находится церковь, где жилой дом, а где площадка, где винодельня. Кстати, эта винодельня устроена весьма практично. Из середины комнаты, где стояла ёмкость, в которой прессом давили виноград, проложены канавки, по которым сок стекал в бассейны. На полу тоже сохранилась мозаика. Вниз, в подвал, ведёт лестница. Вероятно, именно там хранились бочки с вином.
Вообще, остатки мозаик встречаются здесь на каждом шагу. Конечно, хотелось бы видеть всю эту красоту, но под открытым небом, на солнце, мозаики долго не проживут, поэтому их «консервируют» самым простым и дешёвым способом - закрывают песком. Иногда, на особо ценных экземплярах, между песком и мозаикой прокладывают ткань.
Денег на раскопки и сохранение мозаик у государства не хватает. Поэтому не известно, когда мы сможем увидеть всё, что скрыто под трёхметровым слоем земли. Думаю, на это уйдёт не один десяток лет.
Первая церковь, которую мы видим, это маленькая церковь священника Ваиля. Она была построена в 586 году, об этом говорится в дарственной греческой надписи, что можно увидеть на полу у алтаря. Там же, справа и слева от алтаря, есть элементы мозаики.
Рядом большая церковь Табулы, украшенная арками и церковь Реликвария с кусочками мозаичного пола. Интересно, что алтарь внутри церкви можно найти без труда, его хорошо видно, потому что он находится на возвышении полукруглыми стенами.
Если пройти чуть дальше. можно видеть жилые постройки. Дом сложенный из камней и украшенный резной перемычкой и большую виллу, состоящую из нескольких зданий, большого двора и нескольких цистерн для воды. Там тоже сохранились арки и перемычки с узорами.
Самая большая из найденных в Ум-эр-Расасе церквей, это церковь Львов. Она построена в конце 6 века. Комплекс состоит из самой церкви и нескольких пристроек. У входа нашли ещё несколько могильных плит. Вероятно, рядом с церковью было кладбище.
Эта церковь с тремя аспидами и ступенями, ведущими к алтарю. Мозаика, на которой изображены львы (именно она дала название этой церкви), закрыта тканью и песком. Так что, всей красоты мы не увидели, но я нашла фото этой мозаики в интернете.
Рядом с ангаром, закрывающим церковь св.Стефана находится винодельня, о которой я уже рассказала и церковь св.Павла (578 г). Именно три сохранившиеся арки этой церкви мы чаще всего видим на туристических буклетах и сайтах турагентств.
Обычно именно этой центральной частью комплекса и ограничиваются туристы, сразу направляясь к мозаикам церкви св.Стефана. Мы же прошли дальше, к развалинам форта, оставшихся со времён Римской империи. Об этой части комплекса я расскажу отдельно, чтобы не перегружать статью.