Норман Дойдж написал «Пластичность мозга» как книгу – исследование.
- Как происходило становление представлений о пластичности мозга или нейропластичности?
- Какие преграды и препятствия пришлось преодолеть на этом пути?
- Что служит доказательной базой пластичности?
- В каких областях нашей жизни можно опираться на пластичность?
- Что может дать понимание принципа пластичности каждому человеку?
Книга поможет найти ответы на многие вопросы связанные с работой мозга.
Применимость
В каких областях в первую очередь нужно научиться опираться на свойство пластичности? На протяжении книги автор много говорит о:
- Восстановлении наших возможностей после поражений зон мозга: восстановление после инсульта, формирование и развитие навыков.
- Изменении поведения. Избавлении от вредных привычек и формировании новых.
- Развитии когнитивных способностей: памяти, внимания, мышления.
- Развитии определенных качеств личности.
Мозг – мышца, требующая постоянной нагрузки. Спортсмены регулярно тренируются, чтобы наращивать мышечную массу. В процессе упражнений, происходит укрепление мышечных волокон. В процессе обучения создаётся подобный эффект, для начала формируются нейронные связи, с каждым повторением они становятся всё крепче и толще. В конечном итоге даже длительное время и отсутствие тренировок не способно окончательно их разрушить.
Нейропластичность – свойство мозга, меняться, быть гибким на протяжении всей нашей жизни. Этот орган способен к реорганизации. И даже к замещению умерших клеток.
Примеры восстановления психических и физиологических функций после инсульта важно приводить всем людям. Очень важно научиться верить в возможность излечения и предпринимать для этого активные действия.
Многие люди склонные сдаваться очень быстро, не достигая необходимого эффекта.
Пластичность и ригидность
Усердие и правильно организованные тренировки, направленные на формирование или развитие необходимых качеств, способны принести результат, благодаря способности мозга к реорганизации. Постоянство использования определенных зон и нейронных связей закрепляют модели поведения, навыки, способности.
Но здесь же кроется и опасность. Когда мы часто повторяем определенные действия они становятся частью нашей личности, они закрепляются в виде нейронных связей и преобразовать их бывает очень сложно. Таким образом, формируются привычки и компульсивное поведение. Выйти из замкнутого круга просто разорвав связи – невозможно. От них будет сложно избавиться, особенное, если формировали мы их очень долго. И только со временем, шаг за шагом, контролируя свои действия и создавая изменения мы сможем закрепить новые модели поведения.
Бо́льшая часть привычек возникают и закрепляются благодаря принципу удовольствия или появлению ассоциативной связи с удовлетворением потребности, решением проблемы. От какой привычки часто хотят избавиться люди? Курение, алкоголизм, игромания – это различные виды зависимостей, которые в какой-то момент значительно ухудшают качество жизни человека. Но изначально доставляли удовольствие. Благодаря сигарете, человеку казалось, что он может успокоиться в трудной ситуации. Не обращая внимания на то, что он просто выходит из ситуации конфликта, берет паузу и тем самым стабилизирует своё состояние. Или просто иметь возможность официально передохнуть от работы и посплетничать с коллегами.
Выкуривание сигареты приносит удовлетворение и удовольствие. Вырабатывается дофамин (допамин) – гормон удовольствия. В результате мозг начинает стремиться к повторению действия, принесшего ему удовольствие. И вот вы уже заядлый курильщик, которые без сигареты не может прийти в себя, выдохнуть от работы.
И теперь, чтобы избавиться от курения, необходимо осознанно предпринимать действия по формированию новой модели поведения, формированию замещения, доставляющего такое же удовлетворение. Чтобы в мозге начали формироваться новые связи. В процессе слома системы, когда человек одномоментно пытается отказаться возникает синдром отмены, другими словами «ломка». Мозг начинает требовать действия, которое ранее приносило удовольствие или удовлетворение. Эффекты могут проявляться в эмоциональном раздражении, повышении агрессивности, либо наоборот в вялости организма и снижении жизненного тонуса. Могут случаться приступы паники, или появляться физиологические проявления (дрожь в руках, повышенное потоотделение, постоянное чувство голода и т. п.)
Справиться с любой зависимостью может быть очень трудно, а вернуться к ней очень легко, достаточно лишь одного неверного шага.
К этому приводит пластичность нашего мозга, адаптивность и изменчивость. Способность «закреплять» поведение – результат расширения зоны мозга, отвечающей за то или иное поведение, эмоции, способности. Формирование, развитие и укрепление нейронных связей – результат «обучаемости».
Но давайте вернёмся к положительным моментам.
Обогащённая среда
«Создание стимулирующих условий и стимулирующей среды увеличивают количество нейромедиаторов. Мозг значительно лучше снабжается кровью».
То есть, чем больше занятий у детей в возрасте наиболее подходящем для усвоения знаний, тем лучше мозг развивается, тем выше интеллектуальный потенциал.
Дети впитывают знания как губки. Изучение родного языка происходит постепенно и очень быстро. В нашей жизни часто встречаются истории «билингвов», то есть детей, владеющих двумя и более языками с детства. В процессе взросления родители могли общаться с ними на двух языках и более. Нахождение в подобное среде приводит к владению обоими языками на разговорном уровне. И эти знания могут оставаться с такими ребятами на долгое время. Хотя со временем, язык, которым мы не пользуемся, все же забывается.
Является ли насилием над ребенком, когда родитель отдаёт его на различные кружки? Продолжается ли у него детство?
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
(Агния Барто «Болтунья»)
Если ребёнку нравится, хочется, он не теряет всю энергию на этих занятиях, а накапливает – то значит можно и полезно. Родителям важно научиться наблюдать состояние ребенка, своевременно видеть изменения в эмоциональном фоне и в поведении. Тогда вреда от большого количества занятий не будет. И вырастет из ребенка цельная, многогранная, разносторонне развитая личность.
Большую озабоченность вызывают дети, которые ничем не интересуются, не проявляют любопытства, ничем не занимаются… Что с ними происходит? Где так искра, горящая в глазах каждого человека, активно познающего мир? Зачастую убивается…
Одна из ключевых идей, которые повторяются в книге из главы к главе: «То, что не используется, отмирает» или «не использовать – значит потерять». Внутри мозга происходит конкурентная борьба за право находиться там и быть у руля. И если в критические периоды жизни не происходит становление и развитие функций, в дальнейшем для них не остаётся места.
Представьте, что мальчику сказали во втором классе, что у него нет способностей к математике. И внезапно он в это поверил, как и его родители. Что с ним происходит? Он перестаёт уделять математике должное внимание. От него не требуют усердия и усилий по этому предмету «Ведь, не дано, зачем мучиться?».Таким образом, к 11-му классу у нас вырастает гуманитарий, который даже на психологию не может поступить, потому, что туда надо математику сдавать в качестве экзамена.
Но единственная проблема и ошибка заключается в том, что на этом мальчике во втором классе поставили «крест», «клеймо» - как ни назовите, результат один. Он перестал прикладывать усилия, перестал заниматься, развивать у себя математическое мышление… Но с этим можно было справиться. Стоило лишь определить ослабленные функции мозга и подобрать упражнения и задания, построенные в игровой форме от лёгких к более сложным, и формирующие необходимые для совершения математических операций знания и умения.
«Мозг – открытая система». Усовершенствование возможно в результате целенаправленной тренировки. «Если прекращаем тренировать ментальные навыки, пространство, отведённое для этих навыков, отходит другим, которые продолжаем использовать».
Очень важно помнить об одном из базовых принципов «Количество переходит в качество». Чем чаще мы тренируем нашу память, тем легче нам со временем становится запоминать любую информацию. В конечном итоге мы можем научиться формированию долговременной памяти за счёт однократного, но правильно организованного процесса усвоения информации.
Внимание и интерес
О чем важно помнить! Для формирования долгосрочных пластических изменений необходимо и играет ключевую роль – внимание. А произвольное внимание способен использовать мозг, для которого уже характерна определенная организованность. Необходимо организовывать целенаправленное обучение с пониманием результатов. Фокусироваться на процессе и усвоении. Если мы знаем, что какую-то информацию нужно запомнить, чтобы написать контрольную работу. То она запомнится гораздо лучше. Осознание и фокусировка на запоминании приводит к повышению качества.
Второй компонент – интерес. На мой взгляд, он является даже более важным, чем устойчивое внимание. Интерес – это наша внутренняя потребность, драйвер для нашего мозга. Удовлетворяя свой интерес, мы получаем удовольствие, следовательно, вырабатывается дофамин, информация лучше запоминается. Интерес облегчает удержание устойчивой концентрации внимания длительное время.
Вечная молодость
Современная медицина создала условия для долгожительства. В среднем, в развитых странах, люди живут более 80 лет. Организм справляется с нагрузками, но нашему мозгу не всегда это удаётся. Нам знакома болезнь Альцгеймера. Все мы слышали про старческие деменции: снижение памяти, «маразм», неспособности пожилых людей внятно отвечать на вопросы и т. п. Однако есть и другие примеры. Преподаватели в университетах сохраняют остроту разума, способны воспроизводить большой объем информации, усваивать новые знания и выполнять трудовую деятельность даже после достижения 80 – 90-летнего возраста.
Мозг преподавателей находится в ситуации постоянной нагрузки. «Нежелание заниматься интенсивным обучением с наступлением старости приводит к «истощению» систем мозга…» пишет автор. Чтобы наш мозг сохранял активность и остроту в пожилом возрасте, важно создавать условия для его развития. Тренировки, изучение новых языков, движений, навыков. Учиться чему-то действительно новому, требующему сосредоточенности – залог нашего умственного долголетия.
Как я уже писал, нейропластичность ведёт к формированию и закреплению привычек и компульсивного поведения. Но это свойство можно использовать и для лечения, целенаправленного изменения сформировавшихся моделей и нейронных связей. Можно справиться с навязчивыми идеями, тревогами, влечениями, плохими привычками, негативными установками.
Мысли материальны
Есть еще один важный аспект, который рассматривается в книге – воображение и визуализация. «Психическая тренировка – эффективный способ подготовки к освоению физического навыка с минимальной физической тренировкой». Автор приводит примеры исследований, в ходе которых визуализация действий способствовала успешному закреплению двигательного навыка. Огромное количество примеров визуализации мы знаем из большого спорта. Чемпионы часто описывают свою подготовку не только в отработке движений, но и в представлении их у себя в голове. Мысли материальны, они способны создать усточивые связи, на которые мы можем опираться при выполнении деятельности.
И последнее замечание: «Чем выше интеллект, тем лучше мозг реорганизует себя». В критическом для обучения возрасте надо создать максимум возможностей для формирования интеллектуального потенциала ребенка. Чем так важен возраст с 3 до 17 лет. В этот период обучение происходит наиболее эффективно. В одном из исследований формирования навыков решили изучить, насколько хорошо формируется навык у детей в возрасте 10 лет и у взрослых. Для этого выбрали навык управление транспортным средством. Конечно, за руль машины ребят не сажали. Все были в одинаковых условиях, обучались на тренажёрах. По результатам эксперимента детям для формирования навыка (то есть автоматического управления транспортным средством) потребовалось в среднем в 10 раз меньше времени, чем взрослым. Хорошая база, фундаментальные знания послужат основой для дальнейшего развития человека в поздние периоды.
На образовательной конференции Open Education ITMOмногие спикеры из сферы бизнеса говорили о создании фундамента (образования), благодаря которому человек способен справляться с любой профессиональной деятельностью.
Книга «Пластичность мозга» не приводит конкретные методы работы. Но знакомит с важными исследованиями, способными изменить наше отношение к мозгу и дающими надежду каждому человеку достигать высоких результатов в деятельности, которая его привлекает.