Найти тему
Птичка Степная

Цена познания смысла жизни по Гёте

Оглавление
Иоганн Вольфганг фон Гёте с сайта https://russchooljordan.ru/biographies_of_writers/biografia-ioganna-gete-kratko-zizn-i-tvorcestvo.html
Иоганн Вольфганг фон Гёте с сайта https://russchooljordan.ru/biographies_of_writers/biografia-ioganna-gete-kratko-zizn-i-tvorcestvo.html

Гёте писал своего «Фауста» практически всю жизнь с юности, с 23 лет до старости, и когда завершил творение (ему было уже 82 года), сказал, что может спокойно умирать, так как выполнил дело своей жизни. И действительно, спустя несколько месяцев ушел в мир иной.

Чем же так замечателен «Фауст» Гёте? Прежде всего тем, что гениален сам автор. Гёте - человек необыкновенный, это большая величина эпохи Просвещения. Годы жизни - 1749 – 1832 гг.

Иоганн Волфганг Гёте был знатоком языков, поэтом, ученым, государственным деятелем, художником, актером и театральным режиссером, долго руководившим Веймарским театром.

Наряду со стихами, поэмами, романами, драмами, критическими статьями писал сочинения по естествознанию, искусствоведению, занимался химическими опытами, оптикой, минералогией, геологией, ботаникой, зоологией, педагогикой, вопросами организации войск, финансами, народным просвещением, горнодобывающей промышленностью и ткацким ремеслом.

Он знал передовую философию своего времени, интересовался взглядами Канта, Фихте и Спинозы, чьи идеи были наиболее близки ему. Гёте восторгался драмами Шекспира, полотнами Леонардо да Винчи и Рафаэля, увлекался античным искусством, народной поэзией, принимал у себя французскую писательницу Анну де Сталь и русского поэта Василия Жуковского. Таким разносторонним человеком был Иоганн Гёте.

Несмотря на то, что драматическая поэма создана на основе средневековой легенды о докторе Фаусте, колдуне и чернокнижнике, ее можно считать оригинальным и грандиозным произведением, так как смыслы, которые вложил в нее Гёте, велики, как сама жизнь, несмотря на то, что сюжет легенды частично повторяется.

Доктор Фауст, ученый, философ, лекарь, алхимик, в своем желании познать законы мироздания превзошел многих, он всю свою жизнь посвятил науке, но счастливым от этого не стал. Напротив, на пороге смерти ( он уже готов в отчаянии покончить жизнь самоубийством) ученый понимает всю тщетность и бессмысленность своих усилий и стремлений.

Жизнь прошла мимо, пока он, как книжный червь, корпел над фолиантами или ретортами. Однако Бог считает его достойным представителем человечества, и в споре о природе человека с Мефистофелем, мелким бесом, духом отрицания, Бог предлагает своего раба Фауста как ценный экземпляр для эксперимента , который можно подвергнуть испытанию, веря в то, что Фауст устоит перед искушениями дьявола. В то время как Мефистофель настаивает на том, что любой человек слаб перед силами зла, даже такой умный и просвещенный, как Фауст. Фауст заключает пари с Мефистофелем о том, что как только он скажет :«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» - Бес завладеет душой ученого и тот провалится в ад.

Когда воскликну я «Мгновенье,
Прекрасно ты, продлись, постой!» —
Тогда готовь мне цепь плененья,
Земля разверзнись подо мной!

фото с сайта  https://www.sports.ru/profile/1057221274/status/2220185/
фото с сайта https://www.sports.ru/profile/1057221274/status/2220185/

У Гёте Мефистофель — проницательный черт, знаток слабостей человека. Несмотря на это, образ противоречив, так как в нем дурное уживается со здравым началом. В его оценках звучит голос рассудка, но не разума с его стремлением дойти до корня вещей. Мефистофель выглядит как светский человек XVIII века и ведет себя по отношению к Фаусту как опытный, знающий мир спутник в путешествии, устроитель развлечений, как слуга, устраивающий все для своего господина. У Мефистофеля есть сверхзадача: доказать Богу ничтожество человека. Для этого ему и надо вовлечь Фауста в круговорот жизни.

Фауст хочет испытать всю меру радостей и страданий человечества. Путь соблазнов безграничен: Фауст получает взамен молодость, красоту, власть, деньги, любовь Маргариты и потом Елены Прекрасной. Но этот путь земных наслаждений и радостей сопряжен для Фауста с бедами и несчастьями, которые он несет для окружающих.

Фауст и Гретхен  фото с сайта https://fi.pinterest.com/pin/298574650271985531/
Фауст и Гретхен фото с сайта https://fi.pinterest.com/pin/298574650271985531/

Юная Гретхен вступает в связь с Фаустом, что влечет за собой цепь преступлений: от сонного зелья гибнет мать Гретхен, убит на поединке брат Валентин, Маргарита топит в пруду свою внебрачную дочь от Фауста и за это осуждена , попадает в тюрьму. Дары нечистой силы - по сути вовсе не награда, а жестокое наказание за беспечность, эгоизм и похоть.

Познал ли счастье и смысл жизни Фауст или так и остался в неведении, да еще и лишился своей души? Не слишком ли дорога плата за земные блага? Как же Вера? Почему же Бог не защитил Фауста, не дал ему сил, веры и разума устоять перед Сатаной ? Мефистофелю разрешено низвести человека в глубочайшие бездны зла, но Бог не сомневается в том, что лучшие начала в нем восторжествуют.

Господь обращается к архангелам с призывом:

Что борется, страдает и живет,
Пусть в вас любовь рождает и участье.

Фауст обретает смысл жизни в исканиях, в действии, в усилии. Он прошел через сомнения, лишения и страдания. Высшую мудрость герой обретает на исходе своей жизни. После смерти Фауста Мефистофель хочет утащить его душу в ад, но вмешиваются божественные силы и уносят ее на небо, где ей предстоит встреча с душой Маргариты. Его душу осеняет «божественная благодать».

Смысл и счастье жизни, по Фаусту (и, конечно, по самому Гёте), — в стремлении человека осмыслить свое существование в мире. Человеческое существование — это факт, и все, что может и должен сделать человек, — это стремиться осмыслить его.

«Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой!»- говорит Фауст незадолго до своего вознесения на небо.

Иоганн Вольфганг фон Гёте фото с сайта https://www.pinterest.com/pin/309200330644523311/
Иоганн Вольфганг фон Гёте фото с сайта https://www.pinterest.com/pin/309200330644523311/

О чем вообще эта драма? Какова идея ? Вот что сам Гёте отвечал на этот вопрос.

Гёте вообще был решительно против определения главной идеи произведения и говорил о любопытствующих:

Вот они подступают ко мне и спрашивают: какую идею хотел я воплотить в «Фаусте»? Как будто я сам это знаю и могу выразить! “С неба через мир в преисподнюю” — вот что я мог бы сказать на худой конец; но это не идея, это процесс и действие. Далее, если черт проигрывает пари и если среди тяжелых заблуждений непрерывно стремящийся ввысь к добру человек достигает спасения, то в этом, правда, есть очень действенная, много объясняющая, хорошая мысль. Но это не идея, лежащая в основе целого и пронизывающая каждую его отдельную сцену. В самом деле, хороша бы была шутка, если бы я пытался такую богатую, пеструю и в высшей степени разнообразную жизнь, которую я вложил в моего “Фауста”, нанизать на тощий шнурочек одной единой для всего произведения идеи!

Ах, вот какой хитрец, этот Гёте!

Читаем драматическую поэму и слушаем оперу Шарля Гуно! Это о силе человеческого духа, это о нашей с вами жизни!

Птичка Степная*

#размышленияожизни #классическаялитература #великиеписатели

https://yandex.ru/video/preview/2291089499175203681 - ария Мефистофеля из оперы Ш.Гуно «Фауст» в исполнении М. Магомаева

https://yandex.ru/video/preview/3556657716743761002 - Федор Шаляпин

Дорогой друг! Подписывайся на канал! Ставь лайк!