Максимально странная история, если вспомнить где и когда она произошла, причем, совершенно открыто.
Перед вами портрет Филиппа I, по имени Великодушный из Гессенского дома (1504 -1567 гг.). Как понимаю, герцогов Гессенских тогда еще не было, поэтому наш герой был ландграфом, что выше, чем обычный граф, и по статусу практически герцог.
Он рано наследовал своему отцу, поскольку этого отца, как в свое время и старшего брата этого отца выкосил сифилис.
Он был хорошим правителем. Сделал много полезного для своей страны, активно поддержал Реформацию.
Но вот есть один момент в его биографии, вынесенный в заголовок, на который все эти реформаторы и прочие религиозные деятели слегка колебнувшись не просто закрыли глаза, но и даже нашли ему оправдание.
Этим моментом было наличие у ландграфа одновременно двух жен. Чего он скрывать и не думал.
Мартин Лютер лично дал добро Филиппу на двоеженство. А второй известный отец Реформации Филипп Меланхтон вообще присутствовал на второй свадьбе Филиппа.
Честно говоря, такая гибкость непримиримых реформаторов меня очень удивила. Как говорится, если уж отцы - основатели были такими дипломатичными... чего от последователей ожидать...
Первой женой Филиппа, собственно, единственно законной, была Кристина Саксонская (1505 - 1549 гг.)
Это был чисто династический брак по расчету и Филипп не стеснялся в выражениях о своей жене, и матери его детей и наследников, рассказывая направо - налево, что она уродина и от нее воняет.
Это не помешало ему стать отцом аж 9 детей от Кристины.
Их брак был заключен в 1523 году.
А за год до этого, в 1522 году, родилась его вторая жена, которая, таким образом, без натяжек годилась ему в дочери.
Это была Маргарет фон дер Заале (1522 - 1566 гг.)
По таким портретам сложно судить насколько вторая, красивая жена отличалась от первой, некрасивой. Но она точно было в два раза моложе, когда в 1540 году Филипп на ней женился.
Женитьбе, как я уже сказала, предшествовало обсуждение ситуации с отцами Реформации, которые проявили уникальное понимание.
Вопрос стоял так. Что хуже - развестись или стать двоеженцем? И Лютер сообщил на это, что развод, безусловно, дело менее богоугодное.
Филипп же просто влюбился. Пока он жил с Маргарет как любовник, он считал это грехом, и это его тяготило. Разводиться он не желал - это очень сильно осложнило бы общую ситуацию, учитывая и происхождение Кристины и наличие у них кучи детей (детей, кстати, было только шесть, трое родились уже в период двоеженства - первую жену он вниманием тоже обходить не стал). Напрашивался только один удобный вариант - жениться еще раз, чтобы всем было хорошо.
Кстати, он и исторический пример соответствующий подыскал - и тоже напомнил его Лютеру.
Пример такой.
В Тюрингии, в 13 веке жил граф фон Глейхен. Он был женат, и имел двоих детей. Потом он отправился в Крестовый поход, попал там в плен, и в него влюбилась красивая дочь султана, которая сказала, что поможет ему бежать, если он на ней женится. Наличие первой жены ее, как мусульманку не смущало, и графа почему-то тоже не смутило - они поженились. Далее они сбегают, прибегают в Рим, идут прямиком к папе - тот мусульманку крестит, а графу... дает разрешение на второй брак.
Далее хеппи-энд: они едут к первой жене, женщины ладят, живут они втроем, спят на трехспальной кровати (якобы сохранилась как реликвия), умирают вместе, лежат втроем в одной могиле - муж по центру, жены по бокам.
Где выкопал эту историю Филипп - не известно. Но распространение она получила именно с его легкой руки. Ну и как бы стала примером и для его брака тоже. А чего стесняться - сам папа, вон, разрешал...
Короче говоря, со второй женой он тоже родил 9 детей. Брак их был помимо того, что сомнительно - легитимным, еще и морганатическим.
Все дети от этого брака получили титулы "графы цу Диц из дома Гессена“.
На тройной кровати супруги не спали - Маргарет и Кристина вообще, видимо, не пересекались. Кристина была первой, главной и официальной женой. Спорить с Филиппом она не стала и положение дел приняла как есть. Ее дети оставались главными наследниками. Они наследовали власть и имущество.
Маргарет жила в отдалении от столицы Гессена, в своих, подаренных ландграфом владениях. При дворе она никогда не бывала. Детям от нее Филипп завещал существенное наследство, но на власть они претендовать не могли.
Данный расклад, как я понимаю, внес сумятицу в мозги других аристократов - сторонников Реформации, и очень пошатнул в целом позиции этого движения. Сам Филипп тоже попал в ряд политических и военных неприятностей, в итоге последние 5 лет жизни провел в тюрьме.
Он позаботился о том, чтобы в случае, если с ним что-то случится, его первая жена не отобрала все у второй и ее детей, поэтому не назначил Кристину регентом в случае своей смерти или долгого отсутствия, а передал эти полномочия регентскому совету.
Однако это мало помогло...
После его смерти 4 сына от первого брака разделили между собой Гессен. И они не оставляли попыток отжать папенькино наследство у детей второго эшелона, так сказать.
А там ситуация была такая.
Из 9 детей Маргарет, было 8 сыновей (один умер в детстве), и 1 дочь.
Дочь вышла замуж, родила своих детей, у нее все сложилось нормально. Она пережила всех братьев.
Из 7 оставшихся сыновей 6 умерли в ранней молодости - кто от болезни, а кто погиб при участии в военных действиях. Потомков они не оставили.
Последний сын, Кристоф Эрнст фон Диц (1543 - 1603 гг.), прожил немногим меньше сестры, но иначе. Он получил было хорошее образование, однако потом заперся в полученном от отца замке, и посвятил жизнь разбою. Организовал банду и начал грабить мирных людей. Закончилось тем, что его сводные браться скооперировались, взяли замок штурмом, и переправили его в подземелье, под надежный надзор. Там он вспомнил про свое образование, собрал отличную библиотеку, ну и стал себя вести не как бандит, а как интеллигентный человек. Так и просидел за книгами в заточении 30 лет до самой смерти...
В общем, у него все отобрали, не убили, но в застенках сгноили...
В итоге, как понимаете, семьи и детей тоже не оставил. Так что все имущество побочных детей Филиппа со временем вернулось к его законным детям.
Время... Иногда надо просто подождать.
Вот так завершилась эта поразительная история законного двоеженца 16 века.
А всего - то нашла портрет дамы в шахматной шляпе для своей группы во ВК и стала расковыривать ее историю жизни...)