Синдром отличника (или синдром перфекциониста) – это стремление любой ценой сделать задачи наилучшим образом и получить одобрение со стороны окружающих. И вместе с тем, болезненное восприятие любой критики в свой адрес. Такое поведение может как способствовать успеху и высокой работоспособности, так и вредить ментальному здоровью. Как разрешить себе ошибаться, чтобы получать больше удовольствия от работы и жизни?
Почему для нас так важно всегда добиваться успеха?
Кэтрин Шульц – американская журналистка и писательница, сотрудница The New Yorker, лауреат Пулитцеровской премии и National Magazine Award – рассказывает, что часто ошибалась в своей жизни. Поэтому ее тоже всегда волновал вопрос: «Почему неудачи так болезненны для нас?». Последние пять лет Кэтрин провела, думая над тем, как разрешить себе ошибаться: журналистка поделилась своими находками в выступлении. «То, что я хочу сделать сегодня – это прежде всего, поговорить о том, почему мы застряли внутри этого чувства правоты. А во-вторых, о том почему же это такая проблема. И, наконец, я хочу убедить вас, что можно выйти за пределы этого чувства, и что, если вы сможете это сделать, это будет самый серьезный моральный, интеллектуальный и творческий прыжок, который вы только можете совершить. Так почему же мы застряли в этом ощущении правильности?»
Есть несколько важных замечаний, отсылающих к проблеме синдрома отличника:
- Часто на ошибающихся ставят клеймо. Например, ученик, получивший плохую оценку, воспринимается обществом как ленивый и безответственный.
- Существует представление, что успешная жизнь – это непременно жизнь без ошибок. Это логичная точка зрения, но именно она заставляет нас чувствовать чрезвычайно плохо при неудачах.
Кэтрин Шульц приходит к выводу, что каждый человек видит мир по-своему, и более того никто не может видеть мир таким, какой он на самом деле. Потенциальная возможность ошибиться – это не дефект, а фундаментальный признак любого живого существа. Такой опыт и составляет нашу жизнь. Не бойтесь ошибаться!
Забавный исторический факт: первоначально художник Федор Решетников задумывал писать картину «Опять двойка» вовсе не о двоечнике, а об отличнике. На первых набросках успеху мальчика радовалась его семья. В поиске вдохновения художник пришел на занятия в школу и, наблюдая за учениками, заметил, что реакция детей и учителя на оценку «неудовлетворительно» гораздо сильнее и ярче, чем на пятерки и четверки. Правильные ответы и высокие оценки воспринимались как должное, тогда как неудача вызывала у отвечающего стыд, у его товарищей – сопереживание, у учителя – осуждение, у родителей – тоску, а у остальных – интерес. Это наглядная иллюстрация того, что ошибки оставляют более сильный отпечаток.