"Тайная Вечеря" - единственная сохранившаяся до наших дней фреска Леонардо да Винчи, но, к сожалению, в полуразрушенном состоянии. Фреска находится в базилике Санта-Мария делле Грацие (Милан, Италия). Изображение украшает трапезную монастыря. Размер примерно 460х880 см. Примерная дата написания - 1495-1498 гг. На фреске изображается последняя трапеза Иисуса Христа со своими учениками. Сюжет - традиционный для такого помещения. Заказчиком росписи выступал герцог Людовико Сфорцо с супругой.
Леонардо любил экспериментировать, а также не любил быстро работать, поэтому он отказался от привычной техники написания настенной росписи. Обычно изображение наносилось на влажную штукатурку, но художник предложил писать на сухую штукатурку (штукатурно-клеевой грунт) яичной темперой. Были версии, что она была написана маслом или смесью масляных и темперных красок, но учеными эти версии не подтвердились.
Из-за влажности помещения, изображение начало разрушаться еще при жизни мастера. Картина претерпела ряд неудачных реставраций, некоторые мастера пытались переписать фреску. Последняя реставрация длилась двадцать один год под руководством Пинин Брамбилла Барсилон. Отреставрированное произведение было объявлено объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. До нас сохранилось не более 20% от оригинала известного произведения. Помещение, где находится изображение, было загерметизировано, климат и влажность помещения контролируется. Прежде чем увидеть произведение, посетители проходят несколько камер фильтрации загрязнения и влажности, на осмотр изображения отведено лишь примерно 15-20 минут.
Перейдем к сюжету изображения.
"Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня".
Леонардо да Винчи постарался передать изобразительными средствами реакцию каждого из апостолов на пророческие слова Иисуса Христа. По евангельскому сюжету Христос с апостолами возлежали возле центрального стола. Восседающих за столом Леонардо изобразил, увидев ранее фреску Доменико Герландайо во Флоренции.
Христос восседает в центре стола, его величественная фигура, с разведенными в стороны руками, олицетворяет смирение и спокойствие. Руки Иисуса являются центром композиции, образуя равносторонний треугольник в самом центре росписи. Леонардо тщательно искал положение рук героя, делая не один вариант зарисовок.
Апостолы разделены на четыре группы по три человека, исходя из различия реакций на слова учителя. Глубокий психологизм, знание характеров, переданная мастером жестами и мимикой героев картины.
Расположение апостолов слева направо: Варфоломей, Иаков Младший, Андрей, Петр, Иуда, Иоанн, Фома, Иаков Старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон.
Первые три устремили свой вопрошающий взгляд на Христа. Варфоломей поднялся со скамейки и оперся на стол, порыв к действию. Андрей испуганно всплеснул руками, показывая, что предатель не он. Иаков-младший вопрошающе протягивает руку к Петру. Петр шепчет на ухо Иоанну, чтобы тот узнал, кто может предать учителя, хватаясь за меч, стремясь защитить его. Иуда в зелено-голубых одеждах изображен с мешочком денег, тридцать сребреников. Он единственный из апостолов положил локоть на трапезный стол, рядом с ним рассыпанная соль, означающая плохую примету.
Иоанн изображен с прекрасным женственным лицом. Пространство между Иоанном и Христом образует перевернутый острием вниз треугольник. К этому знаку мы еще вернемся. Фома возносит к небу руку с поднятым вверх пальцем, отрицая слова учителя. Иаков Старший ошарашен, взгляд его опущен. Он пытается сдержать Фому и Филиппа, подступивших к нему. Лицо Филиппа опечалено, рука прижата к груди, показывая любовь к учителю, что он не смог бы его предать. Матфей, Фаддей и Симон недоуменно жестикулируют, обсуждая слова Христа. Стоит отметить, что это первое изображение с правильной перспективой, что дало толчок ля будущего развития живописи.
Освещение картины проецируется слева, а не от окон, изображенных на заднем фоне. Это совпадает с освещением самой трапезы. Изначально мастер задумывал разместить фреску ниже, чтобы было полное ощущение, что все обедают вместе с Христом и апостолами. Однако, пришлось разместить ее выше задуманного. На стене был дверной проем, который соединял трапезную с кухней. По просьбе Леонардо, он был заложен, однако спустя время его вновь прорубили, но картина потеряла изображение ног Христа. Заложенная дверь не давала быстро приносить еду в трапезную, блюда остывали, посетители были недовольны.
Какой скрытый смысл и загадки в этом произведении?
Леонардо изобразил Иисуса Христа с учениками обычными людьми, без нимбов, указывая, что все мы смертные, даже Христос. Этим мастер отличился от работ своих предшественников. Герои расположены группами 3-3-1-3-3. Есть предположение, что этим да Винчи указывал на "Плач Иеремии" (глава 3, стихи 31-33), где говорится: «Никто не изгнан от Господа навеки». Если вы внимательно посмотрите на изображение, то заметите, что Иуда первым тянется за хлебом и к чаше, куда его макают. Это плохой тон и не уважение к хозяину дома. Еще один знак, указывающий на предателя.
Есть версия, что Христос и Иуда срисованы с одного человека, но оказавшегося в разных жизненных ситуациях, спустя какой-то период времени. Иисус - с юноши из хора монастыря, Иуда - с человека, опустившегося до аморального образа жизни. Образы этих персонажей построены на контрасте.
Было предположение, что вместо Иоанна изображена женщина, Мария Магдалина. Это мнение можно увидеть в художественных книгах и фильмах, где упоминается Леонардо да Винчи. Но это заблуждение. Художники и до Леонардо изображали Иоанна с женственными лицами, как самого молодого из апостолов. Леонардо не стал отходить от традиции.
Наверняка вы читали роман Дэна Брауна или смотрели фильм "Код да Винчи", где художнику приписывали членство в тайном ордене, якобы скрывающем секретные знания о потомках Христа. Это оказалось неправдой, так как документ, подброшенный в Национальную французскую галерею, оказался поддельным. Однако сюжет получился захватывающим.
Вернемся к перевернутому треугольнику между Иоанном и Христом, который упоминался в статье ранее. Треугольник - символ Троицы. Также его можно рассмотреть как символ чаши. Святой Грааль? Святой Грааль - символ бессмертия, духовной чистоты - чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя. Также вспомним и то предположение, что вместо Иоанна изображена женщина. Их с Христом одежда выполнена в одной цветовой гамме. Если женственный образ апостола перенести по левую руку от Иисуса, то получим изображение женщины, прильнувшей к плечу Христа. Вместе они также образуют треугольник - символ Троицы. Но, как ранее писали, доказательств этих версий нет. Хотя сюжет интригующий...
Надеюсь, вам понравилась статья. Поддержите лайком.